Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Экологичные подростки. Научно-исследовательская деятельность – шанс изменить судьбу

Учительская газета, №22 от 30 мая 2006. Читать номер
Автор:

Организация научного общества школьников – кропотливый и трудный процесс. Не всякая школа отважится на это, а существование такого феномена в социально-адаптивной школе кажется абсолютной фантастикой. Однако нам удалось превратить фантастику в реальное дело!

На сегодняшний день в нашем интернате учатся 254 воспитанника. Социальный состав достаточно сложный. 27% – дети из малообеспеченных, неблагополучных семей. 62,2% воспитанников проживают в неполных семьях. 19% родителей – безработные. Родители не уделяют достаточного внимания воспитанию своих детей, не понимают необходимости дать ребятам достойное образование, не занимаются организацией их досуга и отдыха.

Мы знаем, что социальная адаптация трудного подростка в современных условиях напрямую связана с его знаниями об окружающей среде. Чем гармоничнее ощущает себя подросток в мире природы, тем естественнее и безболезненнее будет проходить его вхождение в мир взрослых, в общество. Поэтому основное направление работы научного общества учащихся нашей школы – экологическое. Научное эколого-краеведческое общество учащихся «Эко-Бумеранг» – одно из звеньев программы школы-интерната по социальной защите и поддержке детей, их экологического воспитания и образования и одна из форм организации летнего отдыха и оздоровления подростков.

Структуру НОУ «Эко-Бумеранг» можно представить в виде схемы (см. схему).

Особого внимания заслуживает организация работы предметных секций. В секции приходят высокомотивированные ребята, прошедшие этапы кружковых занятий. В содержании работы любой предметной секции выделяется три этапа:

I этап – теоретический, его основная цель – создание мотивации к занятиям научно-исследовательской деятельностью. Этот этап включает в себя:

а) знакомство с работой НОУ;

б) актуализацию знаний об экологических исследованиях;

в) усвоение основных методик экологического мониторинга;

г) просветительскую работу.

II этап – практический, его цель – экологические исследования в полевых условиях. Этот этап проходит в экологических лагерях или экспедициях во время летних каникул. В 2000-2003 годах экологический лагерь располагался на базе Мордовского государственного заповедника (МГЗ) на озере Инорки, в 2004-м ребята ездили на берег Горьковского водохранилища, в прошлом году посетили памятник природы «Ичалковский бор» и участвовали в IV Всероссийской межрегиональной экологической экспедиции школьников России в Горную Адыгею.

III этап – заключительный. Происходит аналитическая и статистическая обработка данных, полученных в ходе экологических исследований. Результаты научно-исследовательской деятельности оформляются в виде творческих отчетов, рефератов на научно-практических конференциях, олимпиадах. Дети участвуют в экологических маршах, акциях, всемирных днях охраны природы.

Конечно, для этой деятельности необходима хорошая материальная база. Для исследования физико-химических свойств воды и почвенных вытяжек были закуплены портативная модульная экологическая лаборатория и ряд специальных приборов – ионикс, кондуктометры, набор для хроматографии.

Самые значительные результаты научно-исследовательской деятельности НОУ:

1. Пятилетний мониторинг природного комплекса озера Инорки (территория МГЗ).

2. Сравнительный анализ экологического состояния водных объектов охраняемой территории и объектов города Сарова, испытывающих сильный антропогенный прессинг.

3. В селе Дресвище Сокольского района обнаружено опасное загрязнение водоемов и питьевой воды солями хрома.

4. Комплексные экологические исследования памятника природы «Ичалковский бор» и района поселка Гузерипль в Горной Адыгее (2005 год).

С результатами исследований ребята выступали на различных конкурсах и олимпиадах. В течение четырех лет их работы становились неизменными победителями Всероссийской олимпиады научно-исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам окружающей среды «Созвездие». В 2003 году проект «Сравнительная характеристика кислородного режима и концентрации тяжелых металлов в водоемах МГЗ и города Сарова» занял почетное третье место на Международной научной конференции «III Харитоновские чтения».

И, конечно, самым важным результатом работы НОУ «Эко-Бумеранг» мы считаем тот факт, что через него прошли уже 72 воспитанника! В 2004 году участница секций химии и географии стала студенткой географического факультета МГУ. Многие дети, занимающиеся в НОУ, связывают свою будущую профессию с естествознанием.

Оксана ВЕРЕЖНИКОВА, учитель химии школы-интерната №1 города Сарова Нижегородской области

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту