search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Школа без оценок: московские выпускники остались без отметок и проверочных работ Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно В подмосковных школах стартуют региональные диагностические работы Шестиклассница из Северной Осетии победила во всероссийском конкурсе Минпросвещения обнародовало, где и когда будут проходить финалы Всероссийской олимпиады школьников В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина «Дети стоят на улице в минус 18»: в Кургане разгорелся скандал из-за прохода в школу Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат С января в Подмосковье начинается прием заявок на участие в программе «Земский учитель» Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество Астраханский школьник изобрел систему учета посещаемости
0

Экологические исследования на туристской тропе.

Туристский поход или даже небольшая прогулка по лесу создают великолепные возможности для проведения экологических исследований со школьниками. Причем организовать такую работу можно как со всем классом для закрепления знания тем учебных программ, например, школьных курсов биологии, географии, химии, так и для работы детских групп по интересам в системе дополнительного образования.

Проложив такие маршруты по ближайшему к школе лесу или парку, можно отслеживать сезонные изменения, которые происходят в природе, выявлять и наблюдать факты воздействия человека на окружающую его среду.

Поход предусматривает обязательное прохождение маршрута в природной среде.

Задача первая: развить интерес.

Не секрет, что неподготовленные школьники не мотивированы к исследовательской работе. На первом этапе интересы педагога и ребят еще не совпадают. Тут важно использовать ситуации, когда дети сами проявляют любопытство.

Прошли с ребятами несколько походов. Удивляются: почему стволы многих деревьев окрашены в красно-кирпичный цвет? Помогла учитель биологии Марина Викторовна Рощина. Взяла образец красного налета и под микроскопом выяснила, что это водоросль трентеполия, живущая преимущественно с северной стороны деревьев.

Борщевик Сосновского – растение, которого нужно опасаться. Ожоги трудно лечатся. Во время похода учим обходить заросли борщевика. Наблюдательные ребята сами делают вывод: в середине леса борщевика нет. Он растет только на экологически нарушенных территориях.

Развитию интереса к природе способствует коллекционирование, пусть вначале бессистемное, спонтанное. Ведь всегда можно найти место и разместить приглянувшуюся ребятам в походе корягу, древесный гриб-великан, шишки, желуди, необычные камни, собрать в букет сухостойные растения. Часто в лесу можно найти оставленные птицами гнезда, в которые они уже повторно не вернутся. Коллекция гнезд украсит любой школьный кабинет. Нежелательно только любительское коллекционирование насекомых и сбор гербария.

Часто коллекции, построенные поначалу по принципу «кунсткамеры», становятся постепенно незаменимым учебным материалом.

Задача вторая: учимся наблюдать.

Природа приоткроет свои тайны, если мы научимся быть внимательными. Спокойных, наблюдательных лес обязательно наградит встречей с белкой, зайцем или дятлом. Учим не только наблюдать, но и спрашивать. И совсем необязательно все вопросы разрешать немедленно.

У части ребят развита природная наблюдательность, но практически ни у кого не сформированы навыки регулярного наблюдения за определенными фактами и явлениями – необходимое условие любой исследовательской работы.

Методики развития наблюдательности разнообразны, подбирают их в зависимости от сезонных условий, специфики группы и многих других переменных. Для ведения элементарной таблицы метеонаблюдений, к примеру, нужно совсем простое оборудование (термометры для измерения температуры воздуха и воды, компас, блокнот, карандаш). Необходимость регулярного измерения температуры, направления и силы ветра, характера облачности и осадков, фиксация особых атмосферных явлений – ежедневный кропотливый труд, который приучает участников похода к собранности и ответственности.

Походный дневник – прекрасная возможность проявить индивидуальность каждого участника похода, способ развить навыки фиксирования собственных наблюдений за происходящим.

Интересная методика для развития наблюдательности в природе, особенно зимой, – следопытство. Его удобно осваивать в групповой работе. Поиск и распутывание звериных тропинок во время похода очень увлекательны. За сравнительно небольшой отрезок времени ребята легко узнают следы зайца, лисы, лося, белки и других животных, различают особенности поведения зверя по следам.

Задача третья: учимся природе помогать.

Простой закон полевой жизни «после нас – лучше, чем до нас» осваивается с азов туризма. Конечно, не мусорить. Место бивака принято оставлять чистым, убранным. Достаточно предусмотреть пакеты для оставшейся ненужной упаковки и унести их с собой до ближайшего мусорного контейнера. Для многодневных лагерей роют мусорные ямы. Металлические банки обжигают в костре и закапывают.

Много простых полезных дел можно сделать во время похода: расчистить лесные тропы и дороги от завалов, развесить кормушки для птиц и скворечники, огородить муравейники, расчистить и оборудовать родники, собрать для лесничества семенной фонд – шишки.

Задача четвертая: учимся исследовать.

Имея опыт практической работы в природе, устойчивые навыки наблюдений, можно приступать к исследовательской работе, которая в данном случае носит учебный характер. Здесь конечная цель – получить новые для данной учебной группы знания и навыки исследовательской деятельности.

Поскольку само прохождение туристского маршрута требует значительных физических усилий, нельзя рассчитывать на использование громоздкого и тяжелого оборудования и инвентаря. Кроме того, погодные условия могут внести коррективы в методику исследовательской работы.

Вот возможные темы экологических исследований, которые несложно организовать во время туристских маршрутов:

– «Факты неблагоприятного антропогенного воздействия на лес» – учет количества «ведьминых хвостов», наростов-капов на деревьях, мест произрастания борщевика, мест скопления и характер мусора по пройденному маршруту.

– «Экологическое состояние малых рек», например, по методикам международного проекта «Глобальное исследование рек силами школьников» (GREEN – Global Rivers Environmental Education Network). В пробах воды определяют интенсивность и характер запаха, внешний вид воды и наличие пленки, температуру, pH, содержание нитратов и нитритов, описывают характер растительного и животного мира побережья. Можно проложить туристский маршрут от истока до устья малой реки, чтобы понаблюдать, провести измерения и выявить степень загрязнения воды и берегов, места наибольшего скопления бытового мусора.

– «Мониторинг рекреационной нагрузки на лес (парк)» путем учета и анализа интенсивности тропиночной сети, замусоренности природной территории. При таком исследовании туристами применяются навыки ориентирования на местности.

При систематическом применении небольшие экологические исследования и практическую природоохранную деятельность можно объединить в экологические проекты. Как истинное знание порождает новые вопросы, так одно исследование становится началом следующего.

Татьяна Шумская, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте