Наша школа работала в сотрудничестве с Институтом рефлексивной педагогики и психологии. В школе совместно с сотрудниками института проводился ряд семинаров по педагогике сотворчества. Это были очень интересные события, которые побуждали каждого участника круга мыслить, рассуждать и развиваться, давали толчок к саморазвитию и познанию.
Основная форма работы: дискуссия, полилог, работа в круге. Ряд учителей школы, в том числе и я, заинтересованно участвовали в работе группы на семинаре по реализации идей педагогики сотворчества. Меня заинтересовала эта форма работы, и я решила ее применить на уроке и в работе методического объединения.
Занятия эти необычны, нетрадиционны, имеют характер дискуссии, что позволяет участникам группы быстро реагировать на попытки неверного решения проблемы, взаимно корректировать и дополнять друг друга. Огромным достоинством форм и методов общения в процессе сотворческой работы в круге является способность группового взаимодействия и общения, которые стимулируют познавательную активность, развивают творческие способности человека, способствуют получению эффективного конечного результата всей группы, а не отдельных его субъектов.
Ниже я описываю заседание методического объединения с использованием групповых форм работы по методике педагогики сотворчества, используя структуру проведения дискуссии, предлагаемой Институтом рефлексивной педагогики и психологии.
ТЕМА “НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ – УРОК-ДИСКУССИЯ”
“ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕГИОНЕ”
(моделированное занятие с учителями)
Формы занятия: групповая дискуссия (работа в круге)
Этапы занятия
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
1. Разбивка на группы.
2. Подборка сюжета.
3. Определение вопросов и проблемы.
4. Простраивание занятия.
5. Подготовка координаторов, спикеров, экспертов.
6. Определение состава группы по возможностям и способностям.
7. Способы работы.
Роль руководителя группы:
– объясняет цели и задачи;
– мотивирует;
– наблюдает, советует, создает атмосферу творчества, взаимопонимания, поддерживает работоспособность и мыслительную активность;
– дает задание группам;
– организует работу в группе по выполнению задания.
Роль координатора:
– координирует, направляет, подсказывает, дает дополнительную информацию.
Роль спикера:
– фиксирует мысли, обобщает, систематизирует, делает выбор главного, отвечает за содержательное развитие процесса коллективного мышления.
Цели и задачи занятия:
1. Попытаться создать атмосферу делового и эффективного спора, доверия и поддержки, взаимообогащения.
2. Совместный поиск путей решения проблемы.
3. Развитие мыслительной деятельности, логического мышления, рефлексивного восприятия, творческой активности каждого участника группы.
4. Добиваться положительного психологического климата в группе.
Количественный состав группы 7-10 человек
Ролевой состав: координаторы, спикеры, аналитики, участники, исследователи, проектировщики.
Этапы урока
РАЗОГРЕВ: показ отрывка мультфильма “Федорино горе” (поиск культурного аналога).
Рефлексивное осмысление:
1. Конфликтно-ценностный этап
Вопросы: “В чем суть фильма?”
Предполагаемый ответ: Своим отношением к вещам и леностью Федора создала грязь, неразбериху в доме.
– Какая проблема стоит перед Федорой?
– Как выбраться из этой ситуации?
Предполагаемый ответ: Необходимо навести порядок в собственном доме, чтобы решить проблемы (так как необходимо вернуть вещи и посуду домой).
2. Предметно-содержательный и символико-смысловой этап
– Вопрос: “Почему именно возник этот образ?”
(Перенос образа культурного аналога Федоры на отношение людей к окружающей их обстановке).
Исследования:
– опрос жителей города;
– беседа с руководителями предприятий;
– наблюдение;
– анализ транспортных перевозок;
– эксперимент: телефонный опрос, интервью.
ДОКЛАДЫВАЮТ ИССЛЕДОВАТЕЛИ:
В городе создалась такая экологическая обстановка, когда человек становится сам себе врагом, он загрязняет окружающую среду, губит растения, тайгу, отравляет водоемы выбросами фабрик.
3. Функциональный этап (докладывают аналитики)
“Проанализировав ситуацию в городе Удачном, мы сделали вывод о том, что в воде содержится до 11% различных примесей, в том числе тяжелых металлов. В воздухе при взрыве образуются окислы азота (0,05 г на 1 м3), углекислый газ, формальдегиды. В воде Далдына при сбросах фабрики N 12 содержатся кислоты и щелочи. В городе повышен радиационный фон – 9 мм/рг. Территория лесной зоны вокруг города в радиусе 17 км загрязнена, вырублены деревья. Возле поселка Надежный раскинулось кислотное море, которое занимает площадь в 5 км2.
4. Мотивация учебной деятельности
КООРДИНАТОР: Вам доложена информация об экологической обстановке в городе, возникла экологическая проблема загрязнения воды, воздуха, лесов!
– Как же ее можно решить? Давайте подумаем вместе.
5. Образное восприятие
ЗАДАНИЕ: мимикой, жестами изобразить состояние экологии в городе.
ДЕЙСТВИЯ: члены группы изображают экологическую ситуацию в виде умирающего лебедя, которому не хватает воздуха, воды, пространства, чтобы жить.
КООРДИНАТОР: Я прошу вас обобщить и высказать свое понимание, почему возник такой образ?
(Каждый член группы высказывает свое понимание, почему возник образ умирающего лебедя, сопоставляя его с экологической обстановкой в городе).
Спикер фиксирует высказывания, отбирая наиболее ценные мысли.
КООРДИНАТОР: Итак, мы с вами выяснили экологические проблемы, которые существуют в городе, и сделали вывод о том, что состояние экологии плохое, но нужно же что-то делать. Давайте подумаем.
6. Конструктивная рефлексия
ЗАДАНИЕ ГРУППАМ
I группе исследователей
1) Ситуация с умирающим лебедем, который попал в кислотное море. Он обжег крылья, трепещется, но может выжить, если ему помочь.
II группе аналитиков
2) Ситуация с лебедем, который медленно умирает, но ему еще можно помочь и он будет жить.
(Ассоциация и перенос образа на экологическое состояние в регионе, которое очень тяжелое, но можно найти пути решения и выйти из этого кризиса).
Учителя разбиваются на две группы, в каждой группе выбирается спикер, координатор.
Вырабатывают решение
7. Осмысление
Представитель группы: спикер или координатор представляет работу группы, возможные пути решения экологических проблем и выхода из экологического кризиса.
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ВЫХОДА ИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Проект решения
1. Слить отходы кислотного моря в заброшенный карьер.
2. Взрывы производить только при направлении юго-западного ветра.
3. Создать вокруг поселка заповедную зону.
4. Создание и финансирование экологической полиции.
5. Установка фильтров на автомобилях.
6. Создание охранной зоны водоема на р. Сытыкан.
7. Создание дополнительных очистных сооружений.
Аналитики. Исследовав проекты и проанализировав ситуацию, сделали выводы, что для осуществления проектов требуются огромные финансовые затраты, которые не заложены в бюджете города, что проще и выгоднее предложить акционерной компании “Алмазы России-Саха” создать экологическую службу и взять под свой контроль экологическую обстановку в г.Удачном, т.к. основной загрязнитель – Удачнинский горно-обогатительный комбинат – входит в состав акционерной компании.
8. Результативность, подведение итогов
Вопросы на понимание:
Я привела пример модельного урока, который проводила на семинаре учителей по “Нетрадиционным формам обучения”. Также используя эту форму работы, методику проведения уроков по принципу рефлексивной педагогики, можно провести любое заседание методического объединения, уроков по различной тематике, что я предлагаю ниже, прилагая разработку урока по экономической географии. Привожу отзывы учителей после проведения анкеты.
Вопросы анкеты:
– Что вам дает посещение занятий творческой группы?
– Какую помощь оказывает работа в группе на совершенствование мастерства и повышение методического уровня?
– Что бы вы хотели предложить по улучшению или изменению работы в группе?
Л.ДРИЗГАЛОВИЧ,
учитель школы N 20
Удачный,
Республика Саха (Якутия)
Комментарии