search
main
0

Экологическая сказка

Человек – единственный зоологический вид на планете, который нарушает законы экологии. Он наделен разумом, и чем изощреннее становится человеческий ум, тем больше накапливается в нем пробелов, связанных с экологическими знаниями. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельностью они лучше «вписывались» в окружающую среду. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами бытия и над сложными (Как сохранить природу?). Эту проблемы без экологической грамотности не решить.

Среди многочисленных сказок для детей младшего школьного возраста существуют удовлетворяющие требованиям новой экологической литературы. Так, для экологического воспитания очень хороши многие сказки Б. Заходера и В. Бианки. Могут оказаться полезными и некоторые русские народные сказки.

Очень пригодилась мне на уроках экологического толка сказка о похождениях Экологического Колобка. Немного предыстории создания сказки. Герой народной сказки Колобок – очень интересный персонаж. Он сделан из теста и изначально не имеет никаких экологических свойств и специализаций. Такому персонажу можно приписывать различные особенности и помещать его в разные экологические ситуации. Наш колобок становится членом многих биоцинозов и вступает там во взаимоотношения с живой и неживой природой. Следовательно, на него воздействует среда, а он, в свою очередь, как-то ее изменяет. Это уже экологический персонаж.

Как и должно быть вначале – он от бабушки и дедушки ушел и покатился к лесу. Дело происходит зимой, холодно, и Колобок мерзнет. В пути он встречает различных зверей, которые успешно преодолевают зиму и имеют специфические адаптации к холоду. Каждый зверь предлагает ему свой способ согреться.

Экоколобок не может использовать советы зверей в силу своей конструкции, и ему остается вернуться в свой дом к бабушке. Эта короткая история в картинках показывает ребенку адаптации к холоду у разных животных.

Вторая и третья истории Колобка иллюстрируют приспособления животных к снежному покрову.

Таким образом, похождения этого персонажа – своеобразный учебник по экологии. И не нарушая экологических закономерностей и правил, а используя их, можно построить множество разнообразных сказок, игр, загадок.

Для преподавания удобно использовать черно-белые ксерокопии с книжек. Это даст дополнительные возможности – дети смогут раскрашивать свои книжки. Они вынуждены будут искать сведения об окраске животных (расспрашивать взрослых, искать информацию в других книжках). Сюжеты усваиваются и запоминаются учениками с той же легкостью, что и сказочные. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, даже если не изучал специально экологию. Важно, чтобы в раннем детстве у него закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях, экологических правилах. Создавать такую литературу для дошкольников и школьников должны в содружестве эколог, художник и литератор.

Светлана БАРАБАНОВА, учитель начальных классов школы №1981, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте