“Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке
Этот язык надо изучать”
ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ
Привитие экологической культуры возможно только в раннем возрасте. Через внимательное отношение ко всему живому на нашей Земле и любовь к нему идет воспитание гуманизма.
Взрослые в семье, детском саду, школе обязаны поддержать наблюдательность и увлеченность маленького человека, многое объяснить, показать свою заботу на деле, что будет служить хорошим примером для малыша.
А ведь в жизни часто слышишь: “мама запрещает завести дома какое-нибудь животное”, “папа брезгует взять лягушку в руки”, “тетя боится мышонка”, “дядя накричал на собаку”, “учитель не пожелал выслушать рассказ ученика о неожиданной встрече с птичкой”, “учитель неправильно назвал комнатное растение” и т.д.
Это будет началом отторжения ребенка от природы.
Поездки на лоно природы сейчас во многом ограничены. Литература о живых организмах часто остается без должного внимания из-за отсутствия достаточного времени или наличия многих развлечений. Хочется добавить, что любовь к чтению тоже надо развивать как в школе, так и дома. К тому же научную литературу о природе не сразу удается полюбить.
В подростковом возрасте перевоспитанию поддаются далеко не все. В старших классах они изучают экологию как предмет школьной программы, но базы простейших экологических знаний у них нет.
Дальнейшее образование у одних вызывает некоторый интерес, а другие могут с восторгом рассказать об убитых животных родственниками-охотниками, а бывает, сами изготавливают “самострелы” и убивают голубей на улицах городов, смеются над девочками, которые пытаются защитить щенка бездомного или подбитую птицу. Работая в школах и внешкольных учреждениях на протяжении многих лет, делаешь вывод, что души детей черствеют. Надо срочно менять обстановку, особенно для городских детей.
В нашей школе N 969 Северо-Восточного округа г. Москвы уже давно вопрос об экологическом образовании решается довольно успешно. Обучение экологии идет с первого класса. В школе имеется Музей экологического просвещения, который более 10 лет имеет статус народного. Комнатные растения украшают все помещения школы, а в двух биологических классах есть уголки живой природы.
Наш музей не только дает знания детям, но и показывает красоты нашей природы, убеждает детей быть добрыми друзьями всего живого, окружающего нас, вырабатывает стремление экономно использовать природные богатства, систематически заботиться об обитателях уголков живой природы, о домашних животных. Ребята изучают правила поведения в лесу, у водоемов, на улицах большого города и т.д.
Организовать такой музей мне удалось с помощью администрации школы, большого числа научных учреждений Москвы и благодаря активности группы учеников школы N 258, в которой я вела занятия кружка “Юный ботаник” в более ранний период. Существенную помощь оказали наши комсомольцы Кировского района, сотрудники ВДНХ, а в 1993 году музей поддержал и Комитет по делам семьи и молодежи.
Поддержка трех министерств – культуры, экологии и просвещения – тоже сыграла положительную роль. Мною разработаны устав музея, положение о нем, план работы, перспективный план, а главное – экспозиция всего музея и путеводитель экскурсий, которым пользуются юные экскурсоводы – ученики школы.
Частыми гостями музея являются дети из соседнего детского сада N 1266.
В музее проходят уроки, занятия кружков, факультативов, экскурсии для гостей и учеников нашей школы по заявкам учителей, предусмотренные в учебных программах.
Посещая музей, ученики, бывает, приносят свои находки – “необыкновенные” камни, раковины моллюсков, семена, засушенные части растений и т.д. Другие просят объяснить какое-то явление природы, третьи просят подарить черенок комнатного растения.
Ученики средних классов стараются оставить свой след в музее. Они приносят сочинения, рисунки, экспонаты, спрашивают, нужна ли помощь, пополняют работами игротеку, библиотеку музея. Цитата одного стихотворения нашего ученика уже опубликована в газете “Турист-клуб” в прошлом году.
Некоторые старшеклассники, несмотря на нехватку времени, стараются тоже помогать. Они периодически проводят экскурсии, восстанавливают коллекции, переоформляют стенды и витрины.
У них есть запасы знаний, а некоторые уже выбрали будущую профессию, связанную с природой и ее охраной.
Наши ученики всегда будут проявлять свое разумное отношение к живым организмам Земли. Они всегда смогут ответить младшим детям на разнообразные вопросы: для чего растениям нужны корни, чем питаются рыбы, сколько лет растут деревья, как ухаживать за хомячками (из Сирии), как приручить ежа и стоит ли это делать? Подобные вопросы часто звучат в музее сегодня.
Есть среди старшеклассников и такие, которые с чувством ответственности за каждое слово с большим удовольствием берут указку и проводят экскурсию на определенную тему.
Так очень основательно накапливается багаж знаний, умений, растет и утверждается экологическая культура учеников, переходит в убеждение будущих строителей нашего счастья в прекрасной стране, имя которой – Россия!
Т. ВАСИЛЬЕВА
Комментарии