search
main
0

«Экокласс.рф» приглашает на урок

О сложной науке мирного сосуществования с окружающей средой

Независимо от того, какой на дворе год – экологии, театра или космоса, в стране продолжают активно действовать и эффективно работать организации, которые делают очень много для реального повышения уровня экологического образования нашего общества. Классическим примером служит Всероссийский эколого-просветительский проект «Экокласс.рф», с координатором которого, Эльвирой ЗИНАТУЛЛИНОЙ, мы ведем сегодня разговор.

– Эльвира, расскажите, пожалуйста, с чего начался проект «Экокласс.рф».
– Проект стартовал по инициативе Межрегиональной экологической общественной организации «Движение ЭКА». Напомню, что в 2010 году в центральных областях нашей страны бушевали страшные лесные пожары и добровольцы помогали восстанавливать поврежденные леса. Впоследствии это дало начало сразу нескольким проектам, связанным не только с лесовосстановлением, но и с просвещением студентов, школьников и обычных граждан. Мы тогда начали работать со школами, реализуя проект «Зеленые школы России», затем поняли, что можем заниматься экопросвещением на более системном уровне в масштабах всей страны. В 2014 году появился первый урок по теме «Мобильные технологии», который провели более 2000 школ. Такой успех урока нас обрадовал, поэтому мы решили продолжать осваивать новые темы, охватывать как можно больше школ. Так в 2015 году появился проект «Экокласс.рф».
– Кто разрабатывает уроки?
– У нас есть команда методистов, куда входят люди с педагогическим образованием, владеющие обширными знаниями из смежных областей наук. Они не только понимают всю глубину тех или иных экологических проблем, но и непосредственно на практике занимаются охраной природы, эколого-просветительской деятельностью. Благодаря этому у учителей не возникает претензий к ним. К тому же темы, которые мы предлагаем, в школе почти никем не охвачены. И то, что мы даем, для всех является новым, незнакомым, интересным.
– Встроены ли предлагаемые вами уроки в систему преподавания того или иного предмета?
– Все зависит от того, кто и как осваивает данную тему – одни в рамках классного часа, другие при организации массового общешкольного мероприятия, третьи на занятиях по своему предмету, четвертые на кружковых занятиях и так далее. Нам интересен последний вариант, поскольку он целостный, там есть своя логика, детям легче понять причинно-следственные связи.
– Приведите пример разработанных вашей командой уроков.
– Их на самом деле немало: «Мудрый Байкал», «Разделяй с нами», «Лесомания», «Сохранение редких видов», «День Черного моря». Причем в ряде случаев это не отдельные уроки, а серии занятий, посвященных одной теме. Все они очень красочные, с анимированной презентацией, набором интерактивных игр. Такое яркое действо запоминается на эмоциональном уровне, и мы специально делаем на это упор. Да, это урок-шоу, но такой подход абсолютно оправдан. Самое главное, что здесь нет единственно верного подхода, когда учитель сообщает детям какие-то факты, что-то показывает и говорит, ученикам предоставляется великолепная возможность самим дойти до истины, в том числе с помощью ряда увлекательных игр.
– А как происходит закрепление материала?
– Закрепление проходит разными способами – с помощью интерактивных тестов на портале, посредством изготовления плакатов, которые дети с учителем делают по теме урока; через книжку-памятку, куда дети записывают полезные советы, лайфхаки и свои экологические активности. Очень важную роль в закреплении материала играют конкурсы и проекты, это у нас предусмотрено в рамках каждой темы. Например, в рамках урока о раздельном сборе отходов дети самостоятельно разрабатывали контейнеры для сортировки отходов в своей школе. Конкурсы всегда интересны и учителям, и ученикам.
– Наверное, вы проводите их совместно с корпорациями, у которых есть специальные направления по работе с детьми в рамках экологического просвещения? Я знаю, например, что у Coca-Cola это активно практикуется.
– С корпорациями мы создаем уроки. Они выделяют средства в рамках корпоративно-социальной ответственности, а дальше мы их реализуем, разрабатываем уроки. Для пользователей портала все наши материалы и сценарии абсолютно бесплатны. При этом мы всем участникам выдаем сертификаты, дипломы, благодарственные письма в адрес школы. Единственное, что мы от них просим, – это фотографии с уроков и отзывы, что понравилось и что надо бы изменить.
– Страна у нас огромная. А уроки для всех предлагаются одинаковые или все-таки с учетом региональных особенностей? Ведь ситуация в Крыму и на Чукотке, на Сахалине и в Астраханской области разная.
– Уроки в основном универсальные, но есть и отдельные «региональные» – о Байкале, Волге и Черном море. В 2015 году мы проводили уроки для 7 стран СНГ о сохранении водных ресурсов – «Хранители воды». Мы их переводили на родные языки и включали в них информацию о местных водных жемчужинах, таких как, например, озеро Балхаш в Казахстане. При этом мы рекомендуем их и всем остальным, чтобы люди знали о проблемах сохранения водных объектов.
– Пользуется ли успехом ваш проект за рубежом?
– Да, наши уроки встречают горячие отклики. И самое ценное то, что одобрение идет снизу, то есть никто не заставляет учителей из их местных министерств проводить эти уроки, люди из стран СНГ и бывших республик СССР сами находят их и проводят, им нравится. Что же касается дальнего зарубежья, мы этим планируем заниматься. Правда, тут есть ряд тонкостей – например, не во всех странах экологическое образование существует в привычном нам виде и не везде люди понимают его потребность. Но мы делаем упор на то, что все страны связаны со всеми и мы все влияем друг на друга, на экосистему планеты.
Сравнительно недавно мы писали заявку на международный грант, на конкурс «Экспо»-2020, который организуют Арабские Эмираты. И нам удалось, обойдя 2500 претендентов, войти в число 34 финалистов из всех стран. Нас пригласили в Дубай, на презентацию проекта. Людям было очень интересно сделать вместе с нами урок по теме устойчивого развития для стран Азии. Что интересно, в финал вышли два проекта из России, и оба наши! Это «Экокласс.рф» и проект «Посади лес». Но организаторам было необходимо выбрать только один проект, так как по правилам одна организация не могла претендовать сразу на два гранта. В результате гранта был удостоен проект по лесовосстановлению.
– Каковы перспективы проекта?
– Мы хотим охватить как можно больше тем, их очень много на самом деле. Например, тема устойчивого развития не может быть раскрыта в рамках одного или даже нескольких уроков, тут необходимо разрабатывать отдельную программу. Также, как я уже говорила, мы хотим выйти на международную аудиторию, благо что налицо явная востребованность в наших материалах. Активизируется Казахстан, другим странам СНГ тоже интересна тема экологического образования.
– Есть ли понимание со стороны чиновников? Или противодействие?
– На уровне региональных отделов, министерств, департаментов, конечно же, не все принимают нашу информацию всерьез, не все понимают, что ее необходимо довести до широких масс. Но мы пока не знаем, как с этим бороться. Хочется работать с теми, кто действует осознанно, а не в командно-приказном порядке. Через борьбу мы вряд ли чего-то достигнем, лучше пытаться убедить людей другими способами.
Открытого противодействия мы не встречали. Возможно, потому что мы вне политики, а противодействуют обычно тем, кто связывает проблемы загрязнения окружающей среды с действием или бездействием властей. Мы просто информируем людей, какие проблемы есть и что можно с ними делать. Но нередко нас просто игнорируют, мол, не до вас, есть проблемы поважнее. Поэтому мы и работаем с массами, чтобы люди передавали информацию друг другу, а не распространяли ее через министерскую рассылку. Хотя такой вариант тоже был бы неплох.
Кстати, школам наши разработки сейчас очень полезны, поскольку все они должны работать по ФГОС, где прописана необходимость внедрения экологического воспитания и образования в школе, однако как это делать, мало кто знает, нет ни рекомендаций, ни методик. После наших же уроков дети радостные и довольные, учитель же при этом не тратит время на разработку занятия, он просто берет готовый урок и проводит его. Главное – зарегистрироваться на портале. Для кого-то из учителей это спасение, они благодарят нас за то, что мы дали им готовый комплект.
– Общение с педагогами проходит только в Сети?

– Иногда мы встречаемся в реальности. Например, недавно прошел Всероссийский слет экоактивистов, мы пригласили учителей, занятых в наших проектах. У нас также проводятся вебинары, в частности, совместно с экспертами Всемирного фонда дикой природы по заповедникам, восстановлению исчезающих видов. Кроме того, мы реализуем довольно интересный проект «Лесомания» совместно с компанией «Леруа Мерлен», в рамках которого учителя и школьники могут поучаствовать в различных мастер-классах по созданию поделок из вторсырья, для них организованы экскурсии в магазинах по экотоварам. Сотрудники компании показывают, какие товары сегодня производятся из вторсырья, как это происходит, почему важно сдавать отходы во вторичную переработку.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте