search
main
0

Экипажам – минутная готовность!. Внеклассное мероприятие по астрономии «Космические дали»

В 2004-2005 учебном году в нашей школе преподавалась астрономия, работал кружок, в котором занимались не только старшеклассники, но и ученики других классов. И, хотя предмет астрономия уже не преподаётся в нашей школе как, к сожалению, и во многих других, мы решили организовать для ребят бесплатный кружок «Любители астрономии». Сначала ребята изучали теорию, но уже второй год они получают практические навыки, принимая участие в областном астрономическом практикуме в астрономическом центре «Вега». Мероприятия, подобные «Космическим далям», проводятся постоянно в День космонавтики. Их цель – совместная познавательная работа по освоению астрономических знаний, изучение физики, астрофизики. Дети обучаются самостоятельно работать с поисковиками, приобретают навыки совместной работы в группе, защищают свои проекты.

При работе на компьютерах использовалась специальная программа, составленная методистом МАЦ Вега» Силантьевой А.В. Данная программа предназначена для проверки знаний учеников в области астрономии.      Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. ().           1  1                Спеть любую песню про Космос, Звёзды, Солнце, планеты и т. д.  под караоке, без подготовки –  10 баллов (можно снимать до 5 баллов).       Буриме. Придумать стихотворение: 10 баллов (можно снимать до 5 баллов).

Ход мероприятия

Звучит музыка, идет показ презентации.

Учителя: Все люди живут под одним и тем же небом. Его красота пробуждает в нас высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Его тайны призывают человеческий разум к размышлению, к исследованию физического мира. Понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснение их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда.

Они строили картину мира в соответствии с теми данными, которыми располагали. С течением времени картина менялась, потому что появлялись новые факты и новые мысли о сущности наблюдаемых явлений, а главное – появлялись возможности проверить правильность тех или иных идей через наблюдения и измерения, используя достижения смежных с астрономией наук, прежде всего физики. Не всегда изменение взглядов на мир носило характер простого уточнения – иногда это была настоящая революционная ломка старых представлений, как, скажем, утверждение гелиоцентрической системы Коперника или теория относительности Эйнштейна. Но и в эти переломные моменты астрономы сохранили глубокое уважение к трудам своих предшественников, рассматривая их вклад как серьезный и важный этап в общем движении к истине.

Благодаря растущему научно-техническому потенциалу цивилизации астрономические исследования быстро продвигались вперед. XX век для астрономии означает нечто большее, чем просто очередные сто лет. Именно в XX столетии узнали физическую природу звезд и разгадали тайну их рождения, изучили мир галактик и почти полностью восстановили историю Вселенной, посетили соседние планеты и обнаружили иные планетные системы. Умея в начале века измерять расстояния лишь до ближайших звезд, в конце столетия астрономы \”дотянулись\” почти до границ Вселенной. Обнаружили расширение Вселенной, космическое радиоизлучение, для которого прозрачна атмосфера Земли, узнали примерный возраст Солнца и других звезд, убедились в существовании протозвезд, черных дыр, обнаружили планеты у других звезд, узнали о странных свойствах пульсаров, активных ядер галактик и многое другое. Это не означает, что будущим поколениям осталось только уточнить детали. Астрономии XXI века предстоит освоить новые \”окна\” во Вселенную. Например, узнать, существуют ли у ближайших звезд планеты земного типа и есть ли на них жизнь? Какие процессы способствуют началу формирования звезд, как образуются и распространяются по Галактике биологически важные элементы, такие, как углерод, кислород? Являются ли черные дыры источником энергии активных галактик и квазаров? Где и когда сформировались галактики, будет ли вселенная расширяться вечно и многое другое.

12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать: «Что тут особенного?». Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса, был запущен первый спутник. А 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле \”Восток\” совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин. Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии имен одно из самых ярких – Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935), учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он автор проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, один из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчик принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Но именно этот ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.

Сергей Павлович Королев (1906 -1966) – российский ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос

Кто из вас не знает первого человека, полетевшего в Космос?

Им был наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности.

Сегодня, вы, ребята, должны будете покорить несколько планет нашей Солнечной системы:

Солнечная – здесь вы должны будете продемонстрировать знания о Солнце и планетах.

Звёздная – от вас требуются знания о созвездиях, звёздах, метеоритах, кометах, астероидах и других телах.

Планета Гагарина – поговорим о первых шагах в космос, первых космонавтах, космических аппаратах и многом другом.

Лирическая – посвящена песням, стихам, рассказам, сказкам о Космосе и внеземных цивилизациях.

Конструкторская – вам будет необходимо смастерить космический коллаж из подручных материалов

И еще вас ждет станция физической подготовки – на ней мы проверим, способны ли вы полететь в космос.

Показ презентации.

Учителя: Ну, а сейчас, ребята, нам пора в путь.

Звучит космическая музыка

Сидит мальчишка. Тишина. И вдруг волшебное: – Ракета Достигла станции Луна. – И оторвавшись от тетрадок, Сказал с достоинством: – Порядок. – Как будто так и быть должно. Должно быть так, А не иначе. И удивительного нет, Что это нами, Нами начат Штурм неразгаданных планет. Его за скупость не корите: Мальчишка сдержан потому, Что продолжение открытий Эпоха вверила ему! Л. Татьяничева

Учителя: Встречаем экипажи. Наши космонавты прошли строгий отбор.

На протяжении всего полета за их работой будет наблюдать Центр управления полетом (жюри), он даст оценку готовности экипажей к выполнению различных заданий.

Представление жюри.

Представляются экипажи кораблей \”Гагаринец\” (\”Земляне\”, \”Марс-25\”).

Учителя: Дорогие члены экипажей, сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие.  Во время игры мы выясним, чья команда лучше знает историю покорения космоса, физику космических полетов, строение Солнечной системы и многое другое. Очень многое будет зависеть от вашей организованности, внимания, скорости реакции. Вас, как и настоящих космонавтов, ждут неожиданности. Будьте готовы к ним.

Экипажам объявляется минутная готовность!

Членов Центра управления полётом прошу занять свои места

Веду отсчёт… 5, 4, 3, 2,1, пуск! (Звук запускаемой ракеты).

После прохождения всех станций экипажи возвращаются в зал, где происходит награждение победителей.

Звучит музыка.

Когда последний закруглен виток Так хорошо сойти на Землю снова И окунуться после всех тревог В живую красоту всего земного. Галактика в свеченье звездных трасс, Нам на нее глядеть, не наглядеться, Но, поднимаясь в небо, всякий раз Своей Земле мы оставляем сердце.

Подготовительный этап

Напечатать плакаты:

«Две вещи поражают нас больше всего – звезды над головой и совесть внутри нас …»

Древняя мудрость

\”Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели…\”                                                  К.Э. Циолковский

\”Жить и верить – это замечательно,

Перед нами небывалые пути,

Утверждают космонавты и мечтатели

Что на Марсе будут яблони цвести\”.

Евгений Долматовский

Для задания на Конструкторской станции каждому экипажу готовится пакет, в который входит цветная бумага, клей, звездочки, фломастеры, карандаши, ластик, бумага формата А3, разноцветные лоскутки, необходим также продумать эскиз поделки.

Песни для станции Лирическая (караоке)

Надежда.

Трава у дома.

Большая медведица.

Луна, луна…

Лунный кот.

На сиреневой луне.

Обнимая небо.

Орлята учатся летать (любимая песня Гагарина).

Звёздочка моя ясная.

10. Земля не спит.

11. Гимн Солнцу.

Рифмы для буриме:

(На далёкие) планеты

(От земли) летят ракеты

(Их конструктор) разработал

(День и ночь не спал), работал

На небе светится Малая медведица

Собирает ковшичком маленькие звёздочки.

Тест для Планеты Гагарина

При работе на компьютерах использовалась специальная программа, составленная методистом МАЦ «Вега» Силантьевой А.В. Данная программа предназначена для проверки знаний учеников в области астрономии.

Пример теста:

1.     Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К.Э. Циолковский).

2.     Изобретатель первых советских космических кораблей. (Сергей Павлович Королев).

3.     В каком году состоялся первый полёт человека в космос? (12 апреля 1961 г.).

4.     Первый человек, покоривший звездное небо. (Юрий Алексеевич Гагарин).

5.     Сколько длился космический полет Ю.А. Гагарина? (108 мин = 1 ч 48 мин). Как назывался космический корабль Ю.А. Гагарина? (\”Восток\”). Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина Владимировна Терешкова).

6.     Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов).

7.     Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (Нил Армстронг).

8.     Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования? (\”Буран\”, \”Шаттл\”).

9.     Как называется американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу – взорвался на 74 секунде с момента старта? (\”Челленджер\”).

10.  В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.).

11.  Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? (\”Луноход\”).

12.  Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984-85 годы исследовали Венеру и комету Галлея? (\”Вега\”).

Упражнения для станции физической подготовки:

Вытянуть вперёд правую руку и повернуться вокруг себя 5 раз, глядя на руку, потом пройти по прямой линии (линия 1 метр).

Если прошёл всю линию, то 1 балл, если сбился, 0,5 балла, считаем средний балл (количество всех баллов делим на количество детей).

Переход из одного отсека в другой, каждый член экипажа должен перейти через 3 обруча, не задевая их. Прошёл – 1 балл, задел – 0.5 балла, итог – средний балл.

Скакалка – за 10 секунд прыжки, передать следующему, упражнение по очереди делают все члены экипажа. (Считаются количество прыжков в среднем).

Упражнения на внимание:

а) На подносе 10 предметов, через 5-7 секунд экипажи должны перечислить предметы, желательно по порядку расположения (за каждый предмет 1 балл, считать средний балл).

б)  Каждый член экипажа садиться на стул с завязанными глазами, тестирующий по хлопку отпускает линейку, которую  нужно поймать  (поймал – 1 балл, нет – 0 баллов). Считается средний балл.

Упражнения выполняют все члены экипажа!

Станция Лирическая

1.      Спеть любую песню про Космос, Звёзды, Солнце, планеты и т. д.  под караоке, без подготовки –  10 баллов (можно снимать до 5 баллов).

2.      Буриме. Придумать стихотворение: 10 баллов (можно снимать до 5 баллов).

Станция Конструкторская

Придумать и сделать космический коллаж из подручных материалов – 10 баллов.

Штрафные баллы

– дисциплина – от 1 до 10 баллов,

– не прохождение членом экипажа станции: либо минус 1 балл, либо прохождение этого этапа другим членом экипажа.

Ирина Косяченко, учитель физики и информатики, Ольга Веселова, учитель математики и физики Введенской средней школы Лотошинского района Московской области

Во вложенных файлах: презентация (в формате pdf) и оценочный лист.

Иллюстрация с сайта http://synews.ru/russia/2428-razgadana-tajjna-gibeli-pervogo-kosmonavta-jurija.html

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте