search
main
0

Екатеринбургские штучки. Зимняя школа учителей года прошла на Урале

«Рейс Москва – Екатеринбург задерживается до 10 часов 40 минут», – объявил механический женский голос в аэропорту. Да ведь так и на открытие школы опоздать немудрено! Стоп. А ведь у нас еще выступление не готово. Как сделать нашу презентацию такой, чтобы все сразу поняли, что мы из делегации «Москва-2»? Что мы представляем «Учительскую газету». И нас трое: Дарья Журавленко, заместитель директора по развитию «УГ», Стас Головин, ученик 10-го класса школы №48 Краснодара, и я – Лида Каншина, одиннадцатиклассница 842-й школы Москвы. Фабула выступления придумана: мы со Стасом – дети «Учительской газеты», юнкоры, – и едем на четвертую зимнюю школу учителей года России. В этом году собираются приехать 53 школьника и 18 педагогов из 13 регионов России. Первые три школы проходили дважды в Москве и один раз в Санкт-Петербурге. Это зимний проект – продолжение «Экологической экспедиции школьников и учителей года России», который проводит «Учительская газета» и межрегиональный клуб «Учитель года» совместно с администрацией Екатеринбурга.

Комментарий «УГ»КстатиЗимняя школа учителей года РоссииСроки проведения -зимние каникулыМосква – 2006 г.Санкт-Петербург – 2007 г.Москва – 2008 г.Екатеринбург – 2009 г.Москва – 2010 г.Летняя экологическая экспедиция школьников и учителей года РоссииСроки проведения -первые две недели июляИркутская область – 2002 г.Республика Коми – 2003 г.Краснодарский край – 2004 г.Республика Адыгея – 2005 г.Новгородская область – 2006 г.Астраханская область – 2007 г.Республика Карачаево-Черкесия – 2008 г.Челябинская область – 2009 г.

День первый. 4 января

Быстрыми шагами, перепрыгивая через ступеньки, я пронеслась вниз. Ура! Вот они все те, встречи с кем я ждала полгода. Вот семья Буханистовых из Новосибирска, опять обновили делегацию – привезли всех новеньких. А вот географ Инна Викторовна Каракчиева с «самой многочисленной делегацией» из Республики Коми. Ее делегацию зовут Леша Семянников, и он у нее один. Рядом ребята из Калуги, они приехали с химиком Анжелой Григорьевной Пинюковой.

Администрация Екатеринбурга свою часть программы продумала до мельчайших подробностей, свободного времени практически не осталось: цирковое представление, катание на коньках и экскурсионная программа – все это за 6 дней, в которые надо успеть посетить уроки, выполнить все задания, которые придумал руководитель зимней школы Владимир Головнер, и пообщаться. В администрации города за организацию школы отвечает Наталья Александровна Лопатюк, начальник отдела по вопросам содержания образования и экспертизе качества образования.

Торжественная часть окончена. Вперед, в автобусы! Заняв самые удобные места, измученные дорогой с разных концов России, все погрузились в сон. Приехали. В темноте все здания кажутся черными. Общежитие при Специальном учебно-научном центре Уральского государственного университета – не исключение. Как в лабиринте – коридор, поворот налево, коридор, поворот направо, коридор… Кажется, туннель никогда не кончится. Ура, дошли! Номера нужны, чтобы положить вещи. Спать – позже. Впереди ужин и игра-знакомство.

День второй. 5 января

Всегда восхищалась уроками в экспедиции и зимней школе. Они непередаваемо интересны. С замиранием слушаешь каждое слово учителя, и не просто слушаешь, но и непосредственно участвуешь в уроке. У меня сегодня три урока, и все три – химия.

Первый урок – у Оксаны Николаевны Вережниковой из Сарова. Мы разбираем нанотехнологию, раньше мне доводилось исследовать это понятие, а сегодня пришлось доказывать все отрицательные последствия, к которым может привести использование нанотехнологии.

Второй урок – у Владимира Нодаровича Головнера. Мы ставим опыты, изучаем хром. Разноцветные вещества мелькают в пробирках и меняют свой цвет при взаимодействии.

Третья химия – у Людмилы Николаевны Буханистовой из Новосибирска. Содержится ли в соке нужное количество витаминов? Об этом можно узнать из опыта. В конце урока сюрприз – нам раздали аскорбиновую кислоту.

На сегодня уроков больше нет. Жаль!

Зато впереди нас ждет игра – «Екатеринбургские штучки». Цель игры – вступить в интерактивное взаимодействие с городом. Наша команда состоит из трех делегаций: «Москва-2», «Калуга» и «Коми». Что такое волшебные растения Урала? Нужно найти стену дома, где они изображены, сфотографировать ее и попытаться объяснить смысл изображения. Куда и откуда перенесли памятник Свердлову? Провокационное задание. Его только собирались переносить, но оставили на месте напротив здания Уральского госуниверситета. Найти памятник клавиатуре и на ней оставить послание. Найти и съесть самые дешевые пельмени в городском кафе. И тому подобные задания, которые обязательно надо зафиксировать на фотоаппарат. К финишу мы добрались первыми и справились со всеми заданиями, но итоги объявят завтра. Ждем.

День третий. 6 января

Лицей, в который мы попали, удивительный. Он необъятен по своим размерам. Словно две школы соединили в одну. Каждый кабинет, каждый уголок здесь имеет свое значение и притягивает внимание. Тут выставка поделок учеников, здесь коллекция старинных фотоаппаратов, неподалеку стенд с разнообразными химическими веществами. В этом лицее четыре спортивных зала, неудивительно, что внизу на стенде висит множество поздравлений за победы в различных видах спорта. Директор лицея №180 Алексей Валентинович Крылов много труда вложил, хоть и работает здесь недавно – третий год. Он тоже из «пеликанов». В 2001 году стал учителем года России. Мне даже самой захотелось здесь учиться. В мыслях об этом я дошла до актового зала, где почти все собрались. Скоро здесь начнется мастер-класс Алексея Крылова. Нас, его учеников, набралось семеро – две команды. Проблема, которую предстоит решить, интересовала многих. Почти на всех столбах Екатеринбурга расклеены рекламные листовки, они расклеены нелегально и содержат неправдивую информацию. Что нужно сделать, чтобы листовки не расклеивали на столбах? Мы начали обсуждать и выдвигать свои идеи. Кто-то предлагал обмазать все столбы таким веществом, чтобы листовки не держались, другие – провести электрический ток. Можно было к каждому столбу поставить по охраннику или обмотать столб решеткой, тем самым создав неровную поверхность. В результате решили делать узкие столбы, на которые неудобно клеить. Мастер-класс окончен.

Владимир Головнер объявляет результаты «Екатеринбургских штучек». Третье место – не мы. Второе – не мы. Первое… Ура! Мы победили!

И снова автобус. Впереди Музей изобразительных искусств, Литературный квартал и путешествие по театральному Екатеринбургу.

Вечером немного свободного времени. Все дружно сели вокруг Кати Чех из поселка Маслянино, что в Новосибирской области. Она перебирает пальцами аккорды на гитаре. Знакомая мелодия полетела по второму этажу общежития. Мы запели:

Нас разделяют расстояния и мосты,

Звезды на небе и мечты,

А так хотелось быть рядом,

Рядом, рядом с тобой.

Эту песню Катя написала сама.

День четвертый.

7 января

И вновь удивительное открытие для себя. Сегодня на уроке у Светланы Алексеевны Жигановой из Сарова я смогла по-новому посмотреть на воду, которая может реагировать на плохие и хорошие слова.

Теперь по программе цирк на льду. Сладкая вата, соленый попкорн и разноцветные игрушки – без этого цирковое представление не обходится. Снегурочка поет, а елка не горит, Дед Мороз опаздывает, кот не хочет лезть на длинный шест, но зато белый медведь профессионально рассекает на коньках.

День пятый. 8 января

Сегодня уроки запланированы на вторую половину дня. Утром – каток. Вначале мы смотрели выступление группы синхронного катания, а затем сами стали очень синхронно падать на лед. Наше выступление называлось «Удержись на коньках». Каждый старался сделать это лучше других: кто-то с дикой скоростью носился по кругу, кто-то ездил спиной вперед, а у кого-то даже получалось сделать ласточку. Общая фотография и экспедиция на льду окончена.

Напротив катка – Уральский геологический музей при Уральской горно-геологической академии. Сколько же здесь камней… мы немного отбились от группы, и к нам подошел мужчина. Поинтересовался, что мы здесь делаем. Узнав, что мы из зимней школы, Леонид Абрамович Гузовский, директор музея, пригласил нас в подвал. Чего здесь только не было! Камни, кости мамонта, осколки метеоритов. Мы даже держали в руках самый большой ограненный цитрин в мире, стоимостью около двух миллионов рублей. По виду он напоминает бриллиант, только желтый, но такой же сверкающий и красивый. Но пора и в лицей.

…Третий урок ждала с нетерпением. Биология. Ведет Сан Саныч Буханистов из Новосибирска, тема – «СПИД в наше время». 45 минут на одном дыхании. Серьезно говорить про страшное при помощи игры сложно. Главное, что хотел сказать Буханистов, – мы не должны полностью избегать ВИЧ-инфицированных, игнорируя их. Такая дискриминация недопустима.

Последний урок завершен. Все в актовый зал! Вновь мастер-класс, на этот раз его показывает Екатерина Геннадиевна Белоцерковская, учитель начальных классов гимназии №9 Екатеринбурга, она в этом году вошла в «пятнашку» на Всероссийском конкурсе.

День шестой. 9 января

Закрытие началось с брейн-ринга. Мы разделились на команды-классы, в составе которых учились. Нам начали задавать вопросы, связанные с темами уроков. Четвертый вопрос. Игра накалилась. Победить хочет каждый. Вопрос – ответы, вопрос – ответы… Кто-то вырывается вперед, другие чуть отстают. И вновь: вопрос – ответы, и решающий вопрос… Побеждают 1-я и 4-я команды. В четвертой команде оказалась я.

Ура! Мы выиграли! Нам вручили огромный набор пирожных, а каждый участник получил грамоту зимней школы. Самый грустный момент – расставание. Каждый обещает приехать в летнюю экспедицию в Челябинскую область. И каждый начиная с этой минуты уже ждет ее. Уже через несколько часов делегации сядут в поезда и поедут домой. Под стук колес, рассматривая за окном проносящиеся пейзажи, мы будем вспоминать те шесть дней, которые провели в Екатеринбурге.

Москва – Екатеринбург – Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте