Я молодой специалист и работаю воспитателем в детском саду совсем недавно, однако уже успела проверить на практике, что основной вид деятельности детей – это игра.
Дети могут играть абсолютно везде и с чем угодно, ведь так они удовлетворяют свои самые разнообразные потребности – познание, общение, движение, самоутверждение. Игра отвечает разносторонним интересам ребенка, оказывает огромное положительное влияние на его развитие и в дальнейшие возрастные периоды. Именно поэтому занятия с детьми я стараюсь проводить в игровой форме, так ребята легче вовлекаются в познавательный процесс, меньше устают и легче осваивают окружающий мир.Творческие занятия по изобразительному искусству в первую очередь должны доставлять ребенку радость, ведь положительные эмоции стимулируют проявление творческих способностей, способствуют развитию творческого мышления, воображения, фантазии. Игры на занятиях изобразительного искусства усиливают внимание детей и развивают стремление выполнять поставленные задачи. В дошкольном возрасте некоторые дети еще не умеют правильно держать в руке карандаш или кисточку. Тогда стоит попытаться обыграть ситуацию, спросив у ребенка: «Ой, кто это плачет? Это твоя кисточка, она говорит, что ты больно сжал ее в кулачок и двигаться ей неудобно. Попробуем взять кисть по-другому. Так тебе, кисточка, удобнее? Кисточка говорит, что теперь ей не больно и она может свободно двигаться». Такое решение помогает ребенку быстрее научиться пользоваться кисточкой. Предмет одушевляется и становится верным помощником, а воспитатель – связующим звеном между предметом и ребенком, появляется интерес, вырастает доверие. Можно сказать и так: «Кисточка очень расстраивается, когда пачкают ее блестящий воротничок, поэтому старайтесь макать ее в краску не слишком глубоко».Игровые приемы должны быть направлены на решение дидактических задач, но по своему характеру похожи на настоящую игру. Основное отличие от свободной игры в том, что игру на занятии предлагает педагог, поэтому всегда должна быть игровая задача – определение цели предстоящих игровых действий. Например, я говорю детям, что срочно нужно отправиться в кругосветное путешествие, и начинаю разыгрывать сюжет до конца. Цель поставлена, развиваю игровой замысел и перехожу к игровым действиям: чтобы отправиться в кругосветное путешествие, нужно для начала стать моряком. Можно раздать детям заранее подготовленные шаблоны тельняшек и попросить нарисовать синие полоски. Как правило, дети делают это с особой аккуратностью. Одному в путешествие отправляться нельзя, поэтому следует собрать команду. В команду берем всех детей в группе. После этих действий приступаем к постройке прочного корабля. Каждый ребенок рисует свой корабль. Натягиваем красивые паруса и устанавливаем штурвал. Чтобы никакой шторм не помешал совершить путешествие, рисуем спокойное море и ясное солнце. Воображаемую ситуацию поддерживаем изобразительным действием (плавные движения кистью обозначают спокойное море); практическим действием (крутим штурвал и надуваем паруса) и звукоподражанием (я капитан, «лево руля», «право руля»). И конечно, необходимо использовать большое количество иллюстраций с изображением различных кораблей разных стран, пиратов, моря. Они добавляют красочности и дают более точное представление о сюжете игры и форме обыгрываемых предметов.В игровые занятия хорошо вставлять элемент ожидания и неожиданности – это у детей вызывает особый интерес. Появление, исчезновение, непредусмотренное действие в игре: например, во время кругосветного путешествия неожиданно могут появиться пираты. Элемент загадки стимулирует творческую фантазию детей, создает проблемную ситуацию, скажем, чтобы победить пиратов, нужно отгадать несколько загадок. Элементы движения – смешивать, выкладывать, переставлять – увлекают детей. Элемент соревнования способствует повышению творческой активности детей («Кто первый?», «Кто быстрее?», «Кто больше?»). Элемент поиска и находки – детям очень интересно находить что-то неизвестное, схожее по форме, цвету, величине, определять свойства этих предметов, скажем, можно предложить найти тайные сокровища по нарисованной карте.Необходимо учитывать, что содержание игры должно соответствовать возрасту ребенка, его знаниям об окружающем мире и его интересам. Поэтому у дошкольников есть любимые игры, игрушки и роли, которые нужно использовать для комфортного общения.Таким образом, применяя все эти игровые элементы, я заметила, что у детей развиваются наблюдательность и зрительная память, чувство пропорции, цвета, формы и технические навыки. Дети находятся в приподнятом настроении и с удовольствием выполняют поставленные задачи.
Комментарии