Из своих двадцати восьми лет я училась музыке двадцать два. Получается, что это три четверти всей моей жизни. Моими учителями были удивительные люди, и каждый из них оставил неизгладимый след в моей жизни, как музыкальной, так и обычной, человеческой. Я закончила учебу, получила диплом, стала работать – учить детей, однажды на досуге прочитала книгу, которая перевернула все мое сознание и поставила под сомнение все эти годы учебы. Это книга «Взращенные с любовью» Синити Судзуки. Тому, что там написано, меня никто не учил, более того, учили прямо противоположному. Говоря об этом, я имею в виду, конечно же, не фортепианную школу игры, а именно педагогику, взгляд на принцип обучения музыке. Многие довольно скептически относятся к так называемому методу Судзуки, считая его непригодным для воспитания профессионального музыканта, но дело совершенно не в методе, не в манере преподавания или в чем-то еще. Все дело в его гениальной идее, которая дает возможность учиться музыке любому ребенку, давая ему шанс раскрыть в себе способности к музыке. Без какого-либо предварительного прослушивания, отсеивания, выявления способных и неспособных…
Я возымела смелость представить себе: а что если этот великий педагог был бы моим современником и, предположим, приехал бы в Москву давать мастер-класс, что бы он мог рассказать, возьми я у него воображаемое интервью? Я закрываю глаза и будто слышу слова мастера.«Моя идея довольно проста – каждый ребенок заслужил право учиться музыке уже только тем, что появился на этот свет. Точно так же, как и право разговаривать на родном языке. Все дети, за исключением грубых патологий развития, когда невозможно обучить родному языку, могут научиться играть на любом музыкальном инструменте, развить в себе способности и талант. Если выразиться точнее, в раннем возрасте развивать должен, конечно же, педагог, ну а потом ребенок, научившийся «правильно учиться», сам будет впитывать и схватывать нужную информацию. Причем всю жизнь. Начинать учиться музыке нужно как можно раньше. В моей школе талантов учатся трехлетние дети. Но начинать обучение можно и с самого рождения. Говоря об этом, я, конечно, не имею в виду то, что двухмесячному ребенку нужно давать держать смычок, отнюдь. Просто с первых дней жизни нужно слушать вместе с ребенком классическую музыку, затем учиться определять характер, рассказывать ему о музыкальных инструментах, о таких элементарных музыкальных понятиях, как ритм, темп, мажор или минор. И к трехлетнему возрасту у вас уже будет подготовленный, музыкально развитый человек, для которого весьма органично будет начало обучения игре на каком-либо музыкальном инструменте. Он уже будет талантливым, ведь талант – это не случайность, данная при рождении. Это результат соответствующего общения с ребенком его родителей, влияние окружающей среды и результат упорной работы. Гений – человек, который своим трудом добился огромного успеха. Если бы Бетховен жил в каменном веке, он не был бы великим композитором. Он не знал бы даже, что это такое, поскольку окружающая среда не дала бы ему возможности раскрыться его гению. Нет неспособных детей, есть плохие и неспособные учителя, но во всем мире принята не очень удачная система приема детей в музыкальные школы. Во-первых, в возрасте пяти-шести лет, а тем более семи, начинать учиться довольно поздно. Во-вторых, что есть тестирование само по себе? Кого мы тестируем? Думаем, что детей, а на самом деле – родителей и тех учителей, которые занимались с ребенком до этого. У нас особенно любят тестировать. Как в музыкальных, так и обычных школах. Обычно Судзуки оппонируют тем, что, рассматривая проблему так, как он предлагает, нельзя взрастить профессионалов, что должен быть обязательный отбор. Но ведь он и не утверждает, что все дети, которые учатся музыке, должны стать профессионалами. В определенном возрасте каждый определится – пойдет он в профессию или будет продолжать заниматься для себя, для собственного обогащения и развития. А у нас в России даже в подготовительный класс ДМШ идет строгий отбор, учителя морщатся, когда им предстоит взять к себе в класс не очень способного ребенка. Это неправильно и в какой-то степени кощунственно по отношению к детям. А еще в ДМШ не принимают детей с ограниченными возможностями, с особенностями развития, а у Судзуки учились и учатся дети с ДЦП, слепые дети, с задержкой речевого развития. Благодаря музыке их здоровье стало намного лучше, чем было до знакомства с ней. Есть специальные методики обучения, для этих детей созданы особые, отдельные программы. Но учатся они вместе со всеми, потом даже и перегоняют здоровых сверстников.С одной стороны, быть педагогом – весьма приятное занятие, хотя бы потому, что учитель – несомненный авторитет. Любое слово, произнесенное им, воспринимается как аксиома. Учитель пестует и формирует личность, характер, если хотите, будущую судьбу пока еще маленького человека. Это невероятный труд и груз ответственности. Для многих непосильный. Такова обратная сторона медали педагогического труда…
Комментарии