Много лет назад, будучи ученицей той школы, где теперь и работаю, я всегда с удовольствием выполняла творческие задания (эссе, сочинения, статьи). Как-то так вышло, что в университете (МПГУ) не так часто удавалось создавать что-то подобное, поэтому это конкурсное задание было для меня очень любопытным и интересным. Чего же ждет и на что надеется обычный преподаватель испанского языка из необычной гимназии?
Окончив гимназию №1558 (тогда еще школу №1410), я без подсказки родителей выбрала карьеру педагога испанского языка. Вы спросите, почему педагога, а не юриста или, допустим, финансиста? Да потому, что уже в первом классе рассаживала своих кукол в ряд с твердой уверенностью, что я смогу научить их. Я объясняла правила, заполняла за них тетради, чиркала мелом на импровизированной доске и красной ручкой в тетрадях. «Почему же учителем испанского?» – опять удивленно спросите вы. Да потому что, как уже сказала, я училась в необычной школе. Для изучения испанского языка у нас имелось отдельное здание. Вся обстановка была пронизана Испанией: карты, картины, куклы, кастаньеты, веера, фигурки танцовщиц и тореадоров. Даже звонок был не обычный, а классическая музыка из «Кармен» (это опера Ж.Бизе) «Тореадор, смелее в бой». Уроки вели настоящие испанцы, не понимавшие ни слова по-русски. Проходили бесконечные конкурсы чтецов стихов, переводов песен, капустники. А еще у нас был театр. Будучи школьниками, мы играли в спектаклях на испанском языке, выступали с ними на театральных фестивалях в Европе. Прямо как настоящие актеры, да еще и испанцы!Поступив в МПГУ на факультет иностранных языков (а в те годы это был вуз с самой сильной кафедрой испанского языка), я была вне себя от восторга и все 5 лет обучения впитывала огромное количество разнообразных знаний: лингвистических, культурологических, методических. Мы обучались новым методикам, слушали о ФГОС, учили латынь и возрастную психологию, читали книги на трех языках, изучали историю множества стран. Уже на предпоследнем курсе я подрабатывала на полставки в школе, потому что уж очень хотелось применить все полученные знания на практике и встретиться наконец лицом к лицу с детской аудиторией, проверить себя, понять, на что я способна и какие ощущения у настоящих учителей.Конечно, была и университетская практика, на которую с распростертыми объятиями нас взяла родная гимназия. Здесь было все: и паника перед детьми, смотрящими на тебя чересчур внимательно, и первые проблемы с дисциплиной, и муки творчества при выборе игровых и медиаформ работы, и первый открытый урок перед учителями школы и теми, кто вкладывал в нас знания в родном вузе. А потом были государственные экзамены и диплом, ужас оттого, что двери университета для тебя закрылись, а новые пока только манили чем-то неизвестным и не слишком конкретным, не предлагая ничего стабильного ни для творчества, ни для обычной жизни. Мысли были разные, мне вот хотелось и в переводчики пойти, и работать в иностранной компании, так как это казалось престижным, и продолжить педагогическую деятельность.И тут был звонок. Точнее, встреча с директором родной школы (Г.Юсуповой), которая для меня всегда была примером педагога, настоящего учителя, мудрого человека, который работал всегда на разрыв аорты. Она предложила работу, точнее, в свойственной ей манере сказала, что для меня уже распределена нагрузка и они ждут меня с документами.Я не шла, я летела на первое совещание, на свой первый августовский педсовет со свеженьким дипломом подмышкой. Я надела теперь уже привычную строгую одежду офисного стиля. И пошло-поехало. Совещания, журналы, документы, ксерокопии. Безумное количество презентаций, игр, внеурочных мероприятий. Школьный театр, ансамбль «Гренада» – уникальное место, где дети и учителя поют, играют на инструментах, сами пишут и исполняют свои песни. А вокруг родные стены, родные лица, помнящие меня с семи лет, всегда готовые помочь, мудрые наставники и честный и строгий руководитель. И дети. Их было так много! Сразу. В первый год – первые, вторые и десятый классы. Сложно. Много сил и времени. Большая подготовка. Немаленькая нагрузка! Но очень интересно! До мурашек. Первый год я вникала, впитывала, входила в ритм.Именно сейчас понимаю, что это мое. Не важно, что большая нагрузка (десятый класс стал одиннадцатым, пришли новые первоклассники), не важно, что объемная работа с документами (два журнала: бумажный и электронный), что порой приходится ходить из кабинета в кабинет, так как кабинетов просто не хватает для всех пришедших молодых специалистов. Ведь есть дети, уже родные, мои дети, которые смотрят на меня своими огромными глазами, верят, ждут уроков, смеются, делают зарядку, реагируют так живо на все новое; учителя, мой наставник, завучи и директор, которые пытаются каждый день и каждую минуту решать не только свои проблемы, которых, уж поверьте, у них предостаточно, но и проблемы всего педагогического коллектива, «команды», как называет нас директор. Они успевают дать совет и пожурить, где надо. А родители, несмотря на мой юный возраст (23 года), не смотрят на меня с высоты своего опыта, а слушают, даже записывают что-то в свои блокноты, всегда готовы идти на сотрудничество, находятся со мной в постоянном контакте.Сравнивая ту школу, где училась, с той, где теперь работаю, можно крикнуть громкое «ура!» и снять шляпу перед теми, кто ее сделал такой. У детей теперь куча возможностей для реализации своих способностей: школьная газета «Улитка», школьное радио, вещающее каждую перемену не только музыку на испанском и английском языках, но и сообщающее важную новую информацию о мире вокруг; школьный театр, путешествующий по миру; постоянные конкурсы для детей, талантливых в разных областях; учителя, открытые для всего нового и готовые прийти на помощь и выслушать детские проблемы. Есть даже школьный парламент (со своим директором и его заместителями), решающий основные вопросы жизни школы. А что уж говорить про уроки испанского бакалавриата, посещение фильмов на испанском языке, международных кинофестивалей и выставок, ансамбль песни «Гренада», где дети учатся не только петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, но и разбираться в культуре испаноговорящих стран, и многое другое. Как видите, у детей огромное количество кружков, секций и занятий по интересам. Было бы только время на них ходить!Но во-первых, я хочу быть уверенной в том, что на вступительных экзаменах в вуз с моих детей спросят именно те знания, которые им даю, то есть не будет никакого расхождения, чтобы вузы сотрудничали со школами, было больше олимпиад для прямого поступления, больше совместной работы этих двух структур. Важно также, чтобы дети развивались. Очень рада, что в нашей гимназии экзамены проводят каждый год по нескольким основным предметам, а ученики понимают, что это именно экзамены, что это серьезно, ответственно, что от этого зависит, продолжат ли они обучение здесь или пойдут в обычную школу.Не буду скрывать, меня волнует новая система оплаты труда. Пока непонятны бонусы, баллы, система их подсчета, сбор бесконечных бумажек, подтверждающих каждое мое действие как учителя. Какой будет наша зарплата тогда? Будет ли эта профессия продолжать привлекать молодых специалистов? Беспокоит также набор детей в школы. Все-таки хочу, чтобы по-прежнему оставались вступительные испытания для детей, самые минимальные проверки знаний и умений. Ведь просто страшно, когда в группе из 10 человек, которая приступает в первом классе к изучению испанского, по-русски читают не по слогам всего 2 человека. В такой разноуровневой группе просто трудно будет работать как учителю, так и самим детям, хочу, чтобы были хотя бы базовые умения и навыки для лучшей адаптации ребенка в школе.Мой жизненный принцип и девиз: «Mi lema profesional» – «Мечтой о несбыточном жить, презреть тишину и покой, идти одному против тысяч, дерзать, где отступит любой!». Это касается и личной, семейной жизни, и моей профессиональной деятельности, работы с учениками. Я прекрасно понимаю, что так жить и работать порой очень сложно, но я стараюсь и буду стараться жить и действовать именно так.Как сказал один из моих любимых героев из кинофильма «Обыкновенное чудо» (а я ведь педагог именно из необыкновенной школы): «Человек из мертвого камня сделает статую и гордится потом, если работа удалась. А из живого сделай еще более живое! Вот это работа!» Для меня самое главное – это горящие глаза детей и их улыбки, горячие неравнодушные сердца, искренняя благодарность их родителей, добрые слова старших коллег, похвала наставника и имидж моей любимой гимназии.Я нашла себя здесь, в моей гимназии. Мы ведь с ней уже почти 16 лет вместе. Согласитесь, это срок.
Комментарии