Лет двадцать назад все было гораздо проще. Учитель вошел в класс – и дети замерли. На ближайшие сорок – сорок пять минут он всецело владеет их вниманием. Просьба учителя – закон. Непослушные сурово наказываются. Угроза отчисления, оставления на второй год или даже вызова родителей в школу реальна. Это мощное орудие в руках педагога. Да и без того дети воспитаны в духе уважения к старшим, соблюдения правил, следования обычаям, достаточно только разумно направлять их и контролировать курс, чтобы с корабля под названием «Школа» ученик совершил пересадку на корабль «Жизнь» и плыл на нем уверенно и смело.
Сегодня работа преподавателя во много раз сложнее. Сегодня для школьников не существует понятия «априори». Они не обязаны уважать учителя просто за то, что он учитель. Они не будут слушать преподавателя на уроке, если им неинтересно. Им кажется странным выполнять требование, просто «Потому что я так сказала!». В этом и заключается основная проблема учителя XXI века. Чтобы завоевать авторитет, придется постараться. Для этого недостаточно просто знать предмет, разбираться, к примеру, в тонкостях законов физики или помнить наизусть периодическую систему Менделеева. Во-первых, учитель должен научить детей любить предмет, интересоваться им. Никогда не будет успешным педагогом тот, кто сухо повествует о трагичном жизненном пути Есенина или объясняет правила решения уравнений, не вкладывая в это своих эмоций, своей души. Дети – самые суровые критики, они остро чувствуют фальшь, их почти невозможно обмануть. Если они хоть на минутку почувствуют, что учителю самому неинтересно то, о чем он рассказывает им, – все пропало. Больше уже этому преподавателю не удастся удержать их внимание. Поэтому настоящий учитель должен гореть, заражая своей страстью детей, должен уметь чувствовать и сопереживать по-настоящему. Хороший математик к цифрам относится, как к собственным детям, искренне считая ошибку ученика трагедией. Только такому учителю дети поверят, только за ним пойдут.Сегодняшние дети воспитаны по другим законам. XXI век подарил нам технический прогресс, отобрав частичку души. Сегодня школьники лучше многих учителей умеют найти необходимую информацию в сети «Интернет», скачать реферат на нужную тему, но совершенно разучились понимать и сопереживать. Для многих из них, живущих в виртуальной реальности, слова «прости», «спасибо», «помощь» звучат незнакомо, как иностранные. И это не их вина, это их беда, и здесь кроется еще одна трудность работы учителя. Он должен идти в ногу с прогрессом, разбираться в технических новинках, иначе дети ни за что не признают его своим, а значит, не поверят. Сегодняшние школьники пугливы. Они неохотно общаются с теми, кто не принадлежит к их кругу. Они не подпустят близко того, кто смотрит на них с высоты собственного опыта или морализирует. Поэтому учителю приходится все время развиваться, чтобы не отстать от своих учеников. Но в то же время одна из важнейших задач преподавания – формирование духовности. Здесь-то и приходится пускать в ход все обаяние и мастерство, чтобы ненавязчиво, не оказывая давления, не проявляя авторитарности, научить детей взаимопомощи и взаимопониманию, объяснить, что надо делать, если другому плохо. Часто мы считаем, что если ребенок агрессивен, невоспитан, зол – он плохой. А ведь, может статься, его просто не научили самым простым, но таким необходимым вещам, как любовь, дружба и поддержка. Учитель не имеет права на поспешные выводы. Он просто пытается научить ребенка тому светлому и доброму, что умеет сам, отдать ему частичку себя, стать ему братом, другом, советчиком, быть готовым всегда прийти на помощь. Недаром ведь говорят, что дружба – понятие круглосуточное. Такой же «круглосуточной» профессией, на мой взгляд, является профессия педагога.Говоря о трудностях, с которыми неизбежно сталкивается каждый учитель, нельзя не упомянуть о той тонкой грани, которая почти неразличима, но переступать которую запрещено. Стремясь стать ребятам другом, молодой педагог может, сам того не желая, стать настолько своим, что дети перестанут воспринимать его как старшего. Это грозит непременной потерей авторитета и уважения. Его будут считать ровней, но учителем – никогда. И будет, к сожалению, невозможно переломить эту ситуацию, изменить ее. Поэтому преподаватель, подобно опытному воздушному гимнасту, должен уметь балансировать между дружбой и уважением, незаметно заставив детей делиться с ним всем самым сокровенным, но при этом всегда оставаясь для них «незыблемым авторитетом».Как же справиться со всеми этими сложностями, не разочароваться в профессии, не испугаться тернистого пути педагога? Я бы посоветовала молодым людям, только решившим встать на этот путь, честно ответить самим себе на простой вопрос: «Люблю ли я детей?». Если ответ положительный, то вы обязательно найдете в себе силы и желание справиться со всеми трудностями, обязательно станете хорошим учителем, вас будут любить дети. Если же ответ «нет» – вам нечего и пытаться. Любовь к детям – основной секрет успеха. В свое время я посмотрела фильм, который и по сей день считаю своеобразной «Библией» любого педагога – «Ключ без права передачи». Так вот там главной героине, молодой учительнице, задают вопрос: «Как вам удается с ними справиться? Поделитесь секретом. Ведь говорят, что только у вас есть «ключ» от десятого класса». Ее ответ до боли прочувствован, она как будто отвечает на него не голосом, а сердцем: «А нет никакого секрета. Любить их надо – вот и весь секрет». Я верю, что именно этот простой способ может сделать обычного человека настоящим учителем.Вы скажете, что профессия, совмещающая знания педагогики и психологии, требующая от учителя выдержки, терпения, недюжинного актерского таланта и в то же время простоты и искренности, слишком сложна и не стоит затраченных усилий? Это значит, что вы никогда не видели благодарных глаз ученика, которые становятся наивысшей наградой, а его прочувствованное «спасибо» дарит такое счастье, которое не купишь ни за какие деньги.Учитель – самая счастливая профессия на планете. Я счастлива, что я учитель!
Комментарии