search
main
Топ 10
Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения» Двум архангельским школам могут присвоить имена русского ученого и поэта
0

Эй, на буксире! Чтение с увлечением и ускорением

Большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Задача учителя заключается в том, чтобы вывести первоклассников по темпу чтения на уровень второго класса, второклассников – на уровень третьего класса, третьеклассников – на уровень четвертого класса, а четвероклассников – на уровень пятого класса.

Надо помнить, что при обучении чтению важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Развитию навыков чтения способствуют прежде всего письменные упражнения: слуховые зрительные диктанты, списывание текста. Как только первоклассники научились записывать первые слова, а затем и предложения, сразу необходимо начинать работу по обучению детей списыванию. Каждое предложение ученики читают и повторяют, чтобы понять его и запомнить. Второй раз читают предложение вслух так, как оно написано (орфографически). После этого первоклассники закрывают глаза и повторяют предложение, не глядя на запись. Далее ученики записывают предложение по памяти, диктуя себе, как было написано. Эта методика разработана М.С.Соловейчик.

Уменьшение объема домашних письменных заданий – одна из главных причин плохой техники чтения. Учителю необходимо приготовить для своих учеников карточки с текстами. Дети учатся списывать рассказы. Постепенно объем текста увеличивается. Для списывания используются абсолютно стандартные тексты. Их можно найти в любом сборнике диктантов, специализированных газетах и журналах. Текст ученик читает несколько раз, потом текст закрывается, и ребенок пишет его по памяти. Работа с текстом позволяет пополнить активный словарный запас детей.

Пример №1.

Галка.

У нас была галка. Галка нашла корку.

Пример №2.

Коза.

У нас была коза. Коза давала молоко. Наташа пасла козу.

Пример №3.

Кот.

У Димы кот Дымок. Он мал. Котик сер и пушист.

Пример №4.

У Коли собака Жучка. Коля любит играть с ней.

Пример №5.

Мой друг.

Мы живем в новом доме. Сережа – мой друг. Он любит читать. Сережа учит меня.

Пример №6.

Зимой.

Лида и Рита едут с горки. У Риты новые санки. У Лиды новые лыжи.

Пример №7.

В лесу.

Дети пошли в рощу. Ася и Люба собирали ягоды. Вера и Таня зашли в чащу. Они нашли там ландыши.

Пример №8.

Кот Васька.

Кот Васька грелся на крыльце. Он заметил птицу. Кот прыгнул. Птица улетела. Кот злился.

Пример №9.

Ясли.

Бабушка водит Юру и Юлю в ясли. Малыши любят играть. Юра строит дом. Юля смотрит книгу.

Пример №10.

Ландыши.

Стоял теплый день. Роща была залита ярким светом. Тихо журчал ручей. В тени росли беленькие ландыши. Они были хороши и душисты. Это чудо природы.

На уроках в первом классе целесообразно использовать систему устных упражнений.

1. Многократное чтение за диктором небольшого отрывка текста (не более 3-5 строк). Отрывок читается с ускорением. Темп чтения постепенно увеличивается до темпа скороговорки. Это способствует развитию артикуляционного аппарата ребенка, помогает уже в первые дни занятий поднять скорость чтения у детей.

2. Многократное чтение с ускорением 2-3 строк с дальнейшим переходом к чтению незнакомого текста. Это упражнение полезно выполнять в паре.

3. Многократное чтение текста из 2-3 строк с постепенным повышением темпа. После этого учитель предлагает детям пересказать текст дословно, подглядывая в него. Применение приема жужжащего чтения позволяет выполнять это упражнение всем классом.

4. Ритмичное постукивание при чтении карандашом или ручкой. Этот прием помогает соблюдать ритм. В результате ребенок начинает читать автоматически, чисто.

5. Упражнение «Буратино». Дети ставят на парту согнутую в локте руку с прямой ладонью и в задаваемом учителем темпе читают с ускорением текст, делая взмах рукой на каждом слове.

6. Упражнение «Буксир». Дети разбиваются на пары. Ведущий ведет карандашом по читаемой строке очень быстро, но с таким расчетом, чтобы читающий отставал не более чем на одно слово. При повторном чтении отрывка темп чтения увеличивается.

7. Упражнения с линейкой применяются для выработки умения слитного чтения многосложных слов, а также для выработки умения антиципации (предвосхищения, предугадывания). Выбранное в тексте многосложное слово полностью закрывается линейкой и многократно открывается на 0,25 секунды.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Если чтение становится последним ярким впечатлением дня, к нему появляется интерес.

Если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Тогда необходим режим щадящего чтения – ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает кратковременный отдых. Пока ребенок отдыхает, мама или папа прочитывают следующие строчки. Читать надо поочередно: несколько строк читает ребенок, потом, когда родители видят, что ребенок устал, подключаются они.

Благодаря рассмотренным выше методам уже к концу первого класса плохо читающие дети увеличивают темп чтения в 2-3 раза.

Вера КУЛЕШОВА, учитель начальных классов средней школы №470, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте