Большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Задача учителя заключается в том, чтобы вывести первоклассников по темпу чтения на уровень второго класса, второклассников – на уровень третьего класса, третьеклассников – на уровень четвертого класса, а четвероклассников – на уровень пятого класса.
Надо помнить, что при обучении чтению важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Развитию навыков чтения способствуют прежде всего письменные упражнения: слуховые зрительные диктанты, списывание текста. Как только первоклассники научились записывать первые слова, а затем и предложения, сразу необходимо начинать работу по обучению детей списыванию. Каждое предложение ученики читают и повторяют, чтобы понять его и запомнить. Второй раз читают предложение вслух так, как оно написано (орфографически). После этого первоклассники закрывают глаза и повторяют предложение, не глядя на запись. Далее ученики записывают предложение по памяти, диктуя себе, как было написано. Эта методика разработана М.С.Соловейчик.
Уменьшение объема домашних письменных заданий – одна из главных причин плохой техники чтения. Учителю необходимо приготовить для своих учеников карточки с текстами. Дети учатся списывать рассказы. Постепенно объем текста увеличивается. Для списывания используются абсолютно стандартные тексты. Их можно найти в любом сборнике диктантов, специализированных газетах и журналах. Текст ученик читает несколько раз, потом текст закрывается, и ребенок пишет его по памяти. Работа с текстом позволяет пополнить активный словарный запас детей.
Пример №1.
Галка.
У нас была галка. Галка нашла корку.
Пример №2.
Коза.
У нас была коза. Коза давала молоко. Наташа пасла козу.
Пример №3.
Кот.
У Димы кот Дымок. Он мал. Котик сер и пушист.
Пример №4.
У Коли собака Жучка. Коля любит играть с ней.
Пример №5.
Мой друг.
Мы живем в новом доме. Сережа – мой друг. Он любит читать. Сережа учит меня.
Пример №6.
Зимой.
Лида и Рита едут с горки. У Риты новые санки. У Лиды новые лыжи.
Пример №7.
В лесу.
Дети пошли в рощу. Ася и Люба собирали ягоды. Вера и Таня зашли в чащу. Они нашли там ландыши.
Пример №8.
Кот Васька.
Кот Васька грелся на крыльце. Он заметил птицу. Кот прыгнул. Птица улетела. Кот злился.
Пример №9.
Ясли.
Бабушка водит Юру и Юлю в ясли. Малыши любят играть. Юра строит дом. Юля смотрит книгу.
Пример №10.
Ландыши.
Стоял теплый день. Роща была залита ярким светом. Тихо журчал ручей. В тени росли беленькие ландыши. Они были хороши и душисты. Это чудо природы.
На уроках в первом классе целесообразно использовать систему устных упражнений.
1. Многократное чтение за диктором небольшого отрывка текста (не более 3-5 строк). Отрывок читается с ускорением. Темп чтения постепенно увеличивается до темпа скороговорки. Это способствует развитию артикуляционного аппарата ребенка, помогает уже в первые дни занятий поднять скорость чтения у детей.
2. Многократное чтение с ускорением 2-3 строк с дальнейшим переходом к чтению незнакомого текста. Это упражнение полезно выполнять в паре.
3. Многократное чтение текста из 2-3 строк с постепенным повышением темпа. После этого учитель предлагает детям пересказать текст дословно, подглядывая в него. Применение приема жужжащего чтения позволяет выполнять это упражнение всем классом.
4. Ритмичное постукивание при чтении карандашом или ручкой. Этот прием помогает соблюдать ритм. В результате ребенок начинает читать автоматически, чисто.
5. Упражнение «Буратино». Дети ставят на парту согнутую в локте руку с прямой ладонью и в задаваемом учителем темпе читают с ускорением текст, делая взмах рукой на каждом слове.
6. Упражнение «Буксир». Дети разбиваются на пары. Ведущий ведет карандашом по читаемой строке очень быстро, но с таким расчетом, чтобы читающий отставал не более чем на одно слово. При повторном чтении отрывка темп чтения увеличивается.
7. Упражнения с линейкой применяются для выработки умения слитного чтения многосложных слов, а также для выработки умения антиципации (предвосхищения, предугадывания). Выбранное в тексте многосложное слово полностью закрывается линейкой и многократно открывается на 0,25 секунды.
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Если чтение становится последним ярким впечатлением дня, к нему появляется интерес.
Если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Тогда необходим режим щадящего чтения – ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает кратковременный отдых. Пока ребенок отдыхает, мама или папа прочитывают следующие строчки. Читать надо поочередно: несколько строк читает ребенок, потом, когда родители видят, что ребенок устал, подключаются они.
Благодаря рассмотренным выше методам уже к концу первого класса плохо читающие дети увеличивают темп чтения в 2-3 раза.
Вера КУЛЕШОВА, учитель начальных классов средней школы №470, Москва
Комментарии