С 25 по 27 июня на семинаре «Управление деятельностью общеобразовательных организаций на основе методологии «Индекс качества общего образования Российской Федерации» во Владимирском технопарке «Кванториум» обсудили, как улучшить качество российского образования. Более 180 руководителей образовательных организаций и органов управления образованием получили методическую и консультационную поддержку по использованию новой методологии.
Место встречи ведущих экспертов ФГБУ «Росаккредагентство», ФГБУ «Федеральный центр тестирования», Группы компаний IPR MEDIA, государственных органов власти Владимирской области, педагогов и руководителей образовательных организаций выбрано неслучайно. Владимирская область — первый регион, в котором запущено внедрение пилотного проекта по апробации новой методологии оценки качества общего образования России.
Модератором семинара выступила директор ФГБУ «Росаккредагентство» Наталья Алтыникова. Она представила Индекс качества общего образования РФ как новый инструмент оценки качества образования, который позволяет осуществлять непрерывный системный анализ, получать информацию о состоянии системы образования и использовать ее для подготовки рекомендаций.
Согласно методологии, структура Индекса качества общего образования РФ включает в себя 3 направления: «Образовательные результаты», «Кадровый потенциал» и «Образовательная среда», которые оцениваются по 9 критериям и 72 показателям. Один из ключевых критериев Индекса — «Электронная информационно-образовательная среда». Участники семинара узнали о формировании критериев ЭИОС и о том, как она может меняться на уровне регионов.
В основе любой качественной методической работы лежит хорошо продуманная базовая структура — когда все подходы едины, объединять, развивать и управлять проще. ГК IPR MEDIA является стратегическим партнером и участником программ Росаккредагентства и Рособрнадзора по развитию единых подходов к ЭИОС в образовательных организациях. Эксперты компании принимают участие в формировании показателя «Наличие электронной образовательной среды».
Эксперт по ЭИОС, амбассадор ООО «Профобразование», основатель ГК IPR MEDIA, руководитель Ассоциации развития экспортного потенциала образования Наталья Иванова поделилась с участниками семинара опытом IPR MEDIA и своим видением развития ЭИОС образовательных организаций:
«Первый аккредитационный мониторинг показал, что в данный момент ЭИОС пока нельзя назвать драйвером развития университета, колледжа или школы. Не во всех образовательных организациях она сформирована на высоком качественном уровне. Наша задача — использовать многолетний опыт IPR MEDIA по обеспечению вузов и колледжей системообразующими компонентами электронной информационно-образовательной среды, чтобы заложить в показатель «Наличие ЭИОС» необходимые для улучшения качества образования элементы.
В настоящее время IPR MEDIA совместно с Рособрнадзором и Росаккредагентством готовит ряд методических рекомендаций по критериям ЭИОС. Рассматривается идея формирования профессионального сообщества, рабочих групп, в которых будут участвовать все стейкхолдеры образования. Это позволит совместными усилиями выстроить единый подход к электронной информационно-образовательной среде. Он станет той планкой, к которой университетам, колледжам и школам нужно стремиться.
Аккредитационный мониторинг и формирование критериев оценки качества образования — это возможность выработать новые решения, которые изменят ситуацию в лучшую сторону. Отчеты образовательных организаций станут не только контрольно-надзорным инструментом, а будут основой для новых программ развития. Мониторинг позволяет увидеть недочеты и может быть использован как инструмент принятия управленческих решений.
Важно, чтобы стратегия развития новых образовательных программ строилась, исходя из потребностей регионов в кадрах. Президент РФ поставил перед образованием конкретную задачу — за 5 лет подготовить порядка 5 миллионов специалистов рабочих профессий. Будущее за непрерывной системой образования, которая обеспечивается, в том числе за счет цифровых унифицированных моделей и подходов.
В 2023 году в школах ввели Единый стандарт обязательной профориентации, чтобы вовлечь в профориентацию всех школьников с 6 по 11 класс. На семинаре мы представили региональную модель ЭИОС для системы общего образования, которая подходит и для СПО, и для школ в части реализации профминимума. Она позволит выстроить среди колледжей систему по информированию школьников о программах обучения в регионе. Владимирская область может стать пилотной площадкой по ее внедрению.
С 2025 года стартует новый федеральный проект «Кадры», цель которого — соотнести прогнозные потребности экономики с ее возможностями и последующее качественное изменение инфраструктуры образования. Он предусматривает раннюю профориентацию и выстраивание максимального взаимодействия между рынком труда и образованием.
В школах уже есть обязательный модуль «Внеурочная деятельность». IPR MEDIA предложила ввести в него региональный компонент для углубленного знакомства обучающихся с возможностями своего региона: с отраслями, профессиями, работодателями в регионе и т.д. Наша компания активно развивает это направление на платформе DataLib, где активно готовится контент совместно с региональными предприятиями для знакомства с профессиями и отраслевой спецификой.
В июне IPR MEDIA совместно с Южно-Уральским государственным университетом и «Заводом роботов» запустила пилотную программу повышения квалификации «Техническое зрение для сортировки деталей сложной формы», проходящую в формате онлайн-стажировки под руководством опытного преподавателя-практика на основе технического задания, разработанного в соответствии с реальными производственными кейсами. Программа стала первой в рамках крупного многоступенчатого проекта подготовки кадров для нового предприятия, созданного на базе Челябинского кузнечно-прессового завода (ЧКПЗ) — первого российского завода промышленных роботов.
Предвосхищая нехватку в регионе специалистов в сфере мехатроники и робототехники в ближайшие годы, данный проект призван познакомить с профессией, заинтересовать, дообучить и подготовить на основе ДНК компании студентов релевантных направлений обучения из Челябинска и ближайших регионов. Востребованные «Заводом роботов» компетенции будут последовательно развиваться параллельно с получением основного высшего образования и подтверждаться документами от университетов, после чего участникам, освоившим все этапы, будет предложена очная стажировка и возможность трудоустройства на уникальное предприятие.
Работа семинара была очень продуктивной — проведена большая аналитическая и методическая работа. В перспективе, новая методология оценки качества общего образования, пилотный проект которой запущен во Владимирской области, после апробации будет масштабироваться и применяться также в вузах и колледжах».
В рамках большой программы обучения, также состоялся специальный экспертный семинар для представителей колледжей Владимирской области. Эксперты Рособрнадзора впервые представили отчет аккредитационного мониторинга СПО, который показал, в каких направлениях есть точки роста региона в этой сфере.
Отдельной темой разговора стали вопросы построения единой ЭИОС колледжей во Владимирской области, которая должна соответствовать показателям аккредитационного мониторинга. Большое внимание было уделено юридическим вопросам работы педагогов и руководителей образовательных учреждений.
Бюрократическая нагрузка в образовании и шаги, которые предпринимаются для ее снижения стали важной темой мероприятия.
«В настоящее время депутаты вынесли на рассмотрение в Госдуму законопроект, который даст возможность педагогам и руководителям образовательных организаций отказать в предоставлении документов и справок при необоснованном запросе или если такие документы уже были предоставлены ранее. Это позволит снизить бумажную волокиту. У учителей и педагогов появится больше времени для продуктивной работы с учениками и студентами;. Компания Ай Пи Ар Медиа со своей стороны принимает активное участие в работе по снижению бюрократической нагрузки, через взаимодействие с Росаккредагентством по выработке единых подходов к ЭИОС образовательных организаций», — сказала Наталья Иванова.
Говоря об ЭИОС как о единой модели данных, процессов и сервисов, эксперт назвала главные ее принципы: открытость — размещение в сети Интернет; доступность для участников образовательного процесса ко всем элементам из любой точки мира; внутреннее единство компонентов; гибкость настроек доступа; массовость; ресурсное многообразие и интегративность с любыми ресурсами; синхронное и асинхронное взаимодействие; интерактивность; динамичность; полифункциональность — ЭИОС может быть источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной работы.
Наталья Иванова подчеркнула, что элементы электронной информационно-образовательной среды должны быть зарегистрированы в реестре российского ПО и иметь доменное имя в зоне РФ.
ГК IPR MEDIA поддерживает инициативы и проекты в сфере СПО, ВО и общего образования. Чтобы не упустить новые возможности и важные события в сфере образования, следите за новостями компании в телеграм-канале, на странице VK и сайте.
Комментарии