search
main
0

Эхо крымских впечатлений. Прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого

​В сентябрьские дни, определяя логику урока, вновь обращаешься к методам преподавания классики. Подсказки могут встретиться повсюду. Главное, увидишь ли их ты и как они «лягут» на твою систему погружения в литературу.

По определению Борхеса, «классической является книга, которую поколения людей, побуждаемых различными причинами, читают все с тем же рвением и непостижимой преданностью». Согласитесь, что для учителя литературы и даже для среднестатического обывателя это очевидно. А дальше останавливаемся на следующем утверждении: «…чувства, возбуждаемые литературой, вечны, однако средства должны меняться хотя бы в малейшей степени, чтобы не утратить свою действенность. По мере того как читатель их постигает, они изнашиваются».Как найти эти средства в личной методической копилке учителя? Подсказка оказалась очень действенной. Это участие в проекте «Познавай и совершенствуйся!», объявленном Московским городским Домом учителя. Запланированная экскурсия стала опытом нового прочтения произведений А.П.Чехова.Какие-то два часа полета, и наша группа, 26 человек, в Крыму – благословенном крае, который гостеприимно принимал А.С.Пушкина и А.С.Грибоедова, А.П.Чехова и Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, И. С.Шмелева…Море, солнце, скалистый берег и Белая дача А.П.Чехова в Гурзуфе и Ялте. Неторопливый рассказ экскурсовода… Красота и правда во всем: в воздухе, природе, в сдержанных воспоминаниях гида, который говорит и о временах, не столь отдаленных: «Нас не сломить, мы жили без воды, газа и электричества». Это было как-то неожиданно и впечатляюще, прямо в чеховском ключе: «Прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого» (рассказ «Студент»). Мы осознавали, что слышим наболевшее, пережитое: «Новый год встречали при свечах, понимая, что это происходит не с одной нашей семьей, со всеми в Крыму, понимая, во имя чего». За цитатой из поэзии М.Волошина («Крым как рыба, выброшенная на берег») угадывалось состояние крымчан накануне принятия референдума.Общие эмоции, время стали фоном для близости ранее незнакомых людей. Оказывается, мы реагировали на происходящее более или менее схоже. Возможно, имя этому как соборность давно определила русская классика.Это чувство испытал Иван Великопольский – герой любимого рассказа А.П.Чехова «Студент». Рассказ был написан в Ялте в пятом номере гостиницы «Россия», что на набережной.Мы идем по ухоженному саду, спланированному Чеховым, к трехэтажному дому с мезонином. Кажется, наяву слышим его слова, обращенные к А.И.Куприну: «Здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги, все в камнях и в чертополохе. А я вот пришел и сделал из этой дички культурное, красивое место… Через триста-четыреста лет вся земля обратится в цветущий сад. И жизнь будет тогда необыкновенно легка и удобна». Возможно, отразились мысли в пьесе «Вишневый сад» («Вся Россия наш сад»), над которой работал писатель в этот период.Когда сотрудники музея надумали восстановить по чеховским записям прежний состав сада, было обнаружено – сад спланирован цвести круглый год. Этот принцип цветения называют вечной весной. В момент нашего пребывания на Белой даче цвели тюльпаны, гиацинты, нарциссы и какие-то еще диковинные растения. Поездка в Крым вошла в плоть и кровь, как ожившая иллюстрация к знаниям, стала личным опытом каждого учителя – участника образовательного проекта. Разумеется, такому проекту жить: он звучит мощным отголоском у доски, имеет продолжение в планах.Так, к изучению рассказа А.П.Чехова «Студент» добавился некий существенный акцент: работая над названием новеллы, останавливаемся не только на определении возраста, образования, но и на том, какие уроки дает жизнь. Иван Великопольский через осознание общности чувств приходит к важному выводу для себя: язык переживаний объединяет людей и предоставляет возможность ощутить общее в проявлении человеческой природы. Единой цепью оказываются связанными и апостол Петр, и женщины у костра, и семинарист. Классика и учит нас языку переживаний жизни в неотвратимости его смыслов. И в этом на нее можно положиться».С Крымом связана в той или иной степени работа драматурга над пьесами «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад». По театру скучал, в ожидании встречи с театром летели письма Чехова, в которых он писал, что завидует даже крысе, живущей под сценой. И вот весна 1900 года. Художественный театр приезжает в Ялту. Чехов смотрит «Чайку», «Дядю Ваню». Жизнь наполняется смыслом.По возвращении из поездки по Крыму были запланированы уроки по пьесе «Вишневый сад». Разумеется, этот блок рождался под впечатлением от поездки. Выстраивалась система, отбирались детали…В спектакле следует задействовать весь класс. В каждом акте своя исполнительница и свой исполнитель. Так, четыре исполнительницы роли Раневской, три человека играют роль Лопахина …Декорации рождаются из увиденного в ялтинском доме писателя. Стол и стулья с причудливо изогнутыми ножками обиты малиновым шелком, на столе подсвечник и толстый альбом с семейными фотографиями, рядом фортепьяно и, конечно, «многоуважаемый шкаф». Из стилизованных окон Раневской просматриваются деревья, а ветка цветущей вишни заглянула прямо в комнату. Все, больше ничего не надо. А дальше действие тех, кто связан общим переживанием от прочитанного, сыгранного.Именно здесь, у доски, воплощаются впечатления от поездки в Крым. Правда и красота чеховской жизни, творчества звучат на уроке. Это своеобразная подсказка классической литературы настоящему, обозначение дороги в будущее.Людмила РАХМАНОВА, учитель школы №1636 «НИКА»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте