Я «десятиклассница». Третий раз. Впервые это случилось в далеком 1989 году, второй раз – 7 лет назад, когда мои первые классные подопечные полным составом из 9-го «А» шагнули в 10-й «А».
И вот теперь в третий раз со своим вторым выпуском я оказалась в 10-м классе. Это не мои прошлогодние девятиклассники – это новый класс, в который пришли и ребята из параллели. Новый опыт. Новые впечатления. Новые тревоги. Я очень хочу «воспитывать правильно», стремлюсь «делать все, как надо», «ничего не опускать» и… живу с чувством вины, потому что так не получается. Недавно у нас в классе был доверительный разговор с квалифицированным специалистом – психиатром-наркологом, человеком умным, деликатным, компетентным. Я удивилась тому, как много толковых, основательных и нужных, злободневных вопросов задали мои воспитанники практикующему врачу. Встреча перетекла все оговоренные по времени рамки. Расстались с условием встретиться еще раз и договоренностью звонить всякий раз, когда возникают какие-либо вопросы. Удовлетворенная результатом, я провожала ребят, когда ко мне подошел один из моих новеньких и задал вопрос, который меня обескуражил. «Светлана Владимировна, – начал он, – вам понравились вопросы, которые я задавал?» – «Да, Захар». – «Они были правильно сформулированы? Содержательны?» – «Да». – «А можно мне тогда получить за это пятерку? Куда хотите – в литературу, в русский».Пролепетав что-то невразумительное в ответ, я наскоро попрощалась с практичным юношей и осталась наедине со своим замешательством.Что происходит с молодыми людьми? Когда они в их нежном возрасте успели усвоить, что все (в том числе мои искренние порывы помочь им в жестоком мире наживы и беспринципности) можно и нужно переплавлять в практические результаты? Конвертировать свое время в «пятибалльную валюту»?Наверное, эти «знания» они получили извне, наблюдая внимательным, цепким взглядом за стремительно меняющимся временем, где принцип «бери от жизни всё» давно вытеснил «лелеющую душу гуманность».Но ведь я взрослый, опытный человек, я точно знаю, что сиюминутная выгода не дает максимальных шансов стать счастливым даже в наше противоречивое, сложное время. Как же мне вооружить моих прагматичных максималистов всем необходимым для будущей жизни? Как поддержать на высоте свой авторитет, не ущемляя их индивидуальности и интересов? Как помочь им стать самостоятельными, сохранив с ними доверительные, теплые отношения в мире, который трясет своими погремушками и манит к себе их неокрепшие души? Задачка непростая…Может, начать с самого очевидного – воспитания добра? Когда человек помогает другому, он забывает о себе. По-моему, это единственный рецепт от эгоизма. Когда-то, классе в 7-м, мы ходили в детский сад с концертами, и я отметила, как преображались мои самые молчаливые и застенчивые ребята, опекая малышей и развлекая их нехитрыми забавами. Теперь, вспомнив лекцию глубоко уважаемого мною Евгения Александровича Ямбурга о четырех стигматизированных группах лиц (инвалиды, старики, секс-меньшинства и зараженные СПИДом люди), я решила, что начнем мы свой «путь к себе» именно отсюда.Созвонилась с реабилитационным центром (так у нас называют Центр обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов), рассказала о своих воспитательных задачах и… встретила горячую поддержку! Первое, что мы сделали, – договорились об организации компьютерных курсов для пожилых людей и инвалидов. Мне показалось это важным, ведь главная проблема для таких людей – это одиночество и чувство изоляции от внешнего мира. Интернет может дать множество вариантов для решения этих проблем. По средам, отучившись в школе, мои десятиклассники теперь спешат к нашим бабушкам, как мы их называем. Я вижу, что мои ребята ответственно относятся к тому, что происходит на занятиях. Мои десятиклассники терпеливо готовят лекции о «горячих клавишах», возможностях Ворда, на практике учат своих подопечных использовать компьютер, чтобы облегчить себе жизнь: осуществить коммунальные платежи, «закинуть» деньги на мобильный счет или отправить сообщения в «Одноклассниках». До создания 3D-презентаций еще не дошло, но, учитывая любознательность наших старших товарищей и энтузиазм моих волонтеров… Не стоит сомневаться!Удивительно, что за 2 месяца регулярных занятий я ни разу не услышала, что им надоело, или у них нет времени, или пропало желание. Напротив, ряды моих волонтеров пополняются каждую неделю, а ведь начинали мы с «могучей кучки» в 5 человек! Это были энтузиасты, которые поддержали мою идею и первыми получили удостоверения волонтеров и волонтерские книжки на первом торжественном классном часе в 10-м классе. Видимо, добро и правда заразительно. А еще оно стимулирует творчество.В преддверии Дня народного единства мы зажглись идеей поздравить наших подопечных из Центра реабилитации хорошим праздничным концертом. Ведь ноябрьские дни для этих людей прочно связаны с торжествами, посвященными годовщине Октябрьской революции. Много лет они, строители социализма, в праздничных колоннах шли по городским площадям и славили нашу Родину в едином порыве гордости за ее свершения и мощь. История внесла коррективы в нашу жизнь, но мы по-прежнему вместе – они, старшее поколение, помнящее удивительное и грандиозное советское время, и мои молодые россияне, рожденные в нулевые годы XXI века. Это стало совершенно очевидно на концерте, который прошел 30 октября в замечательной и теплой обстановке. Мои ребята поздравили наших зрителей с наступающим праздником и подарили всю щедрость своих сердец и талантов. Подбирая концертные номера, мы старались выдержать позитивный и жизнерадостный тон выступлений: зажигательный рок-н-ролльный джайв в исполнении Алексея Рязанова и Александры Веретельниковой, забавный танец в память о победе «Бурановских бабушек» под их озорной хит (в исполнении десятиклассниц Валерии Анищенко, Анастасии Логиновой и Юлии Селивановой) перемежались с удивительно лиричными стихами Николая Гумилева, Сергея Есенина, Бориса Пастернака (читали Арина Запорожец, Степан Колесниченко, Сергей Сапрыкин). Стихи к празднику отбирались очень взыскательно: ребята, помня о том, что идет Год литературы, особо отметили поэтов-юбиляров. А вечная тема любви нашла воплощение в бессмертном «Письме Татьяны» к Онегину, которое Катя Дикова прочла так вдохновенно, что многие будто вернулись в свои молодые годы.Было место и лирическому, нежному романсу «За все спасибо, добрый друг» – его исполнила Настя Басова, аккомпанировал дуэт задушевной гармони (Роман Богдевич) и бас-гитары (Иван Пятаков). Чудесно пели о любви Лиза Бондарева и Маша Потапенко.Конечно, мы долго думали над тем, что подарить нашим благодарным зрителям в этот памятный день. Все-таки люди немолодые, одинокие, многие с ослабленным здоровьем. И мы придумали! Мы разучили с ними комплекс тибетской гимнастики, который доступен каждому человеку. Вы бы видели, как старательно наши бабушки повторяли нехитрые движения за мной и моими «ассистентами», как они молодели на глазах от комплиментов в их адрес! Как заверяли, что будут делать чудесный комплекс! Как обрадовались, когда мы торжественно передали его в медчасть и попросили медперсонал поддержать нас в этой инициативе. И кстати, в конце текста комплекса была интернет-ссылка на видео этого курса, ведь мы научили наших «компьютерных» слушателей пользоваться Интернетом, так что теперь они могут посмотреть видео, если что-то позабудется…Это был удивительно светлый день. День, который расставил все по своим местам, успокоил тревогу и убедил:Да, время мир менять настало!Но лишь любовь наш мир спасет.Ты измени себя сначала -И мир меняться сам начнет.Думаю, это ясно не только мне и моим замечательным ребятам…P.S. Мой Захар на днях стал новым волонтером.Светлана КОЛЕСНИЧЕНКО, учитель русского языка и литературы средней школы №9 города Гукова Ростовской области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»
Комментарии