Нет человека, которого бы оставило безразличным то, что произошло в Казахстане. У многих россиян там есть друзья и родственники, да и сама республика в тяжелые годы всегда была с Россией. А еще стоит отметить, что в плане развития системы образования Казахстан по отдельным направлениям был на три шага впереди нас и кое-что мы использовали из их опыта. Например, независимая оценка качества школьного образования (единый национальный тест – аналог нашего ЕГЭ) там появилась на три года раньше, и мы учитывали их опыт.
Хочу особо отметить созданную там систему элитных образовательных учреждений – так называемых назарбаевских школ, открытых по всей территории страны. В них вложены огромные средства, там работают лучшие учителя страны и установлено самое передовое оборудование. Мы много говорим о том, что такие школы нужны, но при этом всегда следует трезво понимать, что мы туда вкладываем, чем именно эти образовательные организации отличаются от прочих и что конкретно дают детям. Так вот, в Казахстане такие школы работают много лет, и результаты более чем убедительны: выпускники массово поступают в ведущие университеты мира.
Подчеркну, это не частные, а именно государственные школы, которые по праву и вполне заслуженно можно называть элитными. И учатся там отнюдь не только казахи по национальности и не только дети богатых граждан. А еще это на все 100% светские школы без всякого намека на религиозный уклон.
У нас подобные попытки тоже предпринимаются, вспомним те же президентские лицеи, федеральные инновационные площадки, экспериментальные школы РАО, базовые школы при университетах, сравнительно недавно введенные 100 школ РАН, но по-настоящему системной работы с ними не ведется.
Очень интересна практика направления выпускников школ Казахстана в ведущие университеты мира. Здесь стараются внушить детям, что получить высшее образование в вузах США, Великобритании, Франции, Германии, России и других стран очень почетно и благородно, дерзайте, мы финансово поддержим вас. Но с условием: окончив вуз, вы обязаны вернуться домой, чтобы работать по специальности, а государство гарантирует вам трудоустройство. Так вот, возвращаются более 80% молодых специалистов.
К сожалению, Академию педагогических наук в Казахстане сделали негосударственной организацией. И она особой роли в развитии системы образования не играет. Как результат – дефицит содержательной и доказательной проработки реформ образования. До поры он компенсировался чисто волевыми решениями высшего руководства страны, к слову, весьма грамотными и здравыми. Но в условиях быстро меняющегося мира и в силу особенностей современных тенденций для разработки каких-либо стратегических программ нужны более обширные знания из самых разных областей науки. Начали реформировать национальный экзамен, стало только хуже. Также можно вспомнить ситуацию, когда власти страны делали акцент на преподавании то одного предмета, то другого. Это, в частности, касается и английского языка, который наряду с казахским и русским в этой республике обязателен для всех. Вроде бы очень правильное и нужное решение. Но, как оказалось, в элитных школах эту проблему решают отлично, а вот в дальних поселениях есть очень серьезные проблемы с качеством преподавания. Мы вовремя поняли, что не готовы к обязательному ЕГЭ по иностранному, и отказались от этой идеи. А они нет.
Так или иначе, а надо заметить, что в Казахстане удалось избежать ситуации массового вовлечения в акции протестов учащихся школ и вузов. Как вы думаете, о чем это говорит?
NB! Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии