В СМИ и на сайте «Учительской газеты» (https://ug.ru/czel-uspeshnaya-sdacha-ege-moskovskie-shkoly-pomogut-vypusknikam-effektivno-podgotovitsya-k-ekzamenam-i-postupleniyu-v-vuz/) появилась информация о том, что Правительство Москвы будет оказывать поддержку выпускникам школ по подготовке к единому государственному экзамену. «Учительская газета-Москва» обратилась к экспертам с просьбой поделиться своими соображениями, что это может значить и почему такая поддержка необходима.
Почему к итоговому экзамену необходимо готовиться?
Все учителя, управленцы испытывают некоторую неловкость, когда говорят, что школьной программы вполне достаточно для подготовки к ЕГЭ. Не сказать этого вроде бы нельзя, ведь зачем же мы 11 лет учим детей, если для подготовки к финальному экзамену нужно что-то особенное? Но, говоря о самодостаточности традиционной школы, мы прекрасно понимаем, что наши собственные дети всегда получают какие-то дополнительные консультации накануне единого экзамена.
Это очень некомфортная ситуация. Мы порой обманываем и себя, и близких нам людей ради надуманного профессионализма.
Конечно, учить, все время озираясь на очередной кодификатор ЕГЭ, глупо и неэффективно. Обучать ради освоения задач с готовым ответом, как до сих пор говорят о ЕГЭ, по меньшей мере странно. Нам же в первую очередь смыслы надо передать, суть вещей понять. А для этого нужны дискуссии, вопросы с заранее непредсказуемым ответом, все то, что плохо поддается формализованной оценке. Постоянно подстраиваться под тестовые задания, чтобы донести смысл изучаемого, невозможно. Это с одной стороны.
Но, с другой стороны, игнорировать финальные испытания, от результатов которых зависят дальнейший профессиональный путь, карьера наших детей, тоже невозможно. У всех подобных экзаменов есть свои особенности: в задачах обязательно должен быть правильный ответ; есть формальные критерии оценки; есть повторяющиеся год от года, меняющие лишь форму задачи; есть особая технология тестирования. Да и сами тесты сильно изменились. Нюансов много.
Чуть поспокойнее становится, когда мы понимаем, что эта проблема не исключительно наша особенная. Все страны, где есть так называемые экзамены с высокими ставками, практикуют подготовку к ним. Везде есть напряжение по этому поводу, помимо школ работают специальные компании и индивидуальные репетиторы. Не спадает возмущение: почему родители должны дополнительно платить за подготовку к экзаменам? Стоит ли вообще осваивать обычные школьные программы, если можно сразу готовиться к финальным экзаменам? Как можно примирить богатую и разнообразную школьную жизнь и финальные строгие и стрессовые экзаменационные испытания?
Ответы на эти вопросы бывают самые разные, абсолютно правильные пока не найдены. Но везде понимают, что никакой финальный экзамен не может охватить все богатство школьной жизни, все замерить невозможно, да и не нужно. Все оценочные инструменты в угоду объективности всегда вынуждены выбирать что-то из школьной программы и оценивать то, что поддается описанию по строгим критериям. Это вовсе не значит, что вся школьная программа, которая не укладывается в экзаменационные требования, не имеет смысла. Как если бы успех семьи мы стали оценивать только по ее материальному благополучию, игнорируя теплоту отношений, любовь, счастье.
Жизнь богаче экзамена, но игнорировать подготовку к экзаменам тоже недопустимо. Потому все системы образования разных стран находят время для специальной подготовки, когда осознанно надо восполнить и смысловые проблемы предыдущих лет обучения, и, что также важно, освоить технологию экзамена: его формальные требования, навыки заполнения бланков, критерии оценки, особенности проведения экзамена в конкретном учебном году.
Абсолютное большинство семей тратят деньги, пропускают уроки, нанимают репетиторов, переходят на очно-заочную и заочную формы обучения по ряду предметов, готовясь к ЕГЭ. Кто-то особое внимание уделяет участию в олимпиадах и нанимает вузовских консультантов. Стратегии тут разные. И, наверное, неправильно, что школы закрывают на это глаза, зачастую позволяя своим ученикам готовиться к экзаменам где-то на стороне. Лишь некоторые школы открыто и честно, иногда даже нарушая формальные учебные планы, устраивают специальную подготовку к ЕГЭ. Быть может, настала пора то, что делается де-факто, перевести в де-юре, сделать подготовку к единому экзамену частью учебного плана каждой школы.
Как это возможно?
Принцип 1. Повторение, систематизация, рефлексия
Отчасти подготовка к экзамену – это известное в педагогике повторение, обобщение и систематизация. Это работает, когда у школьника уже сформировано представление, накоплен учебный опыт в различных предметных областях, что позволяет ему, как бы сказали психологи, отрефлексировать свою деятельность, увидеть взаимосвязь между изученными процессами, явлениями, событиями. Иногда это неформальный, глубокий и творческий процесс. Организовать его можно во втором полугодии 11‑го класса, перераспределив время на систематизацию и рефлексию ранее изученного. Это и характерно для раннего юношеского возраста с его ведущей учебно-профессиональной деятельностью.
Хорошая практика обобщения и систематизации материала позволяет не столько его запомнить, сколько осмыслить в целостности. Если, конечно, учителя сами готовы строить обобщающие схемы, систематизировать ранее изученное вместе с выпускниками.
Поэтому 3‑3,5 месяца кому-то в самом деле помогут ощутить эффект финиша, заключительного этапа, «полировки» изученного: ученик оказывается во внешней позиции по отношению к 11 годам изучения материала, складывает пазл картины мира.
Помешает ли этому предзаданность правильных ответов на экзамене? Это очень непростой вопрос. Ведь мы знаем, что доля творческих заданий в ЕГЭ с каждым годом увеличивается. Оценщики пытаются проверять владение смыслами, а не формальные знания и навыки. Но насколько это удается, пока нет универсального ответа. В разных предметах по-разному. В любом случае содержание экзамена не ограничивается репродуктивными действиями, а предполагает владение различными метапредметными умениями, умениями видеть взаимосвязи между изучаемыми явлениями, процессами, событиями, проявлять критическое мышление, нестандартно подходить к решению задачи. Во всяком случае стремление к этому есть.
Принцип 2. Оценка дефицитов и работа с ними
Анализируя результаты не только государственной итоговой аттестации, но и иных диагностических работ учащихся, мы наблюдаем комплекс повторяющихся из года в год учебных затруднений. А значит, есть как минимум два направления методической работы.
Первое – надо разбирать и сами задачи, и ошибки по их решению, поскольку учиться можно не только на собственных ошибках. Второе (что более существенно) – когда речь заходит о непонимании базовых теоретических принципов, сложностях в установлении причинно-следственных связей, осуществлении переноса знаний из одной области в другую, привычные репродуктивные подходы не работают. Нужны методики, требующие большего времени для проигрывания учебных ситуаций, их проектирования, проведения разного рода экспериментов. Но, к сожалению, в практике обычного учителя такие методики замещаются задачей прохождения программы. Не стоит винить в этом учителей. Количество учебного материала постоянно растет, а время на его освоение остается прежним. Если не гнаться за программой, время на восполнение дефицитов учащихся можно найти в рамках отдельных курсов при подготовке к ЕГЭ.
Принцип 3. Ориентация не на всех, а на каждого
На протяжении школьных лет мы стремились дать детям равные возможности, педагогически «играли» на разном уровне подготовки: слабые тянутся за сильными, сильные углубляют свои знания, помогая слабым. По правде говоря, это правило работает не так уж и часто и при умелой педагогической организации работы с классом. Оно учит не только предмету, но и взаимопомощи, настраивает на сотрудничество во взрослой жизни.
Обучение же в старших классах и подготовка к ЕГЭ – это практически «спорт высоких достижений». Ученикам с высоким уровнем подготовки важно создать условия той конкурентной среды, в которую они попадают на этапе борьбы за места в лучшие вузы страны. И здесь важно показать каждому из таких ребят свой потенциал, снизить риски переоценки ими своих возможностей и впоследствии порой разочарований, удержать мотивацию на высоком уровне.
В то же время есть и другие учащиеся, которые выбрали тот или иной предмет для ЕГЭ, но им нужна помощь иного рода. Кому-то важно проникнуть в смыслы и систематизировать изученное. А для кого-то, чтобы двигаться дальше, важно, чтобы базовые учебные действия переросли в навык. Это как четвертый принцип великой дидактики Я.А.Коменского – принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками. Здесь важно даже не упражнение ради упражнения, а результат: «В умы вселится некоторая бодрость и увлечение этим учением и выработается смелость с воодушевлением говорить о любом высоком предмете перед собранием людей, а это будет особенно полезно в жизни».
Поэтому в 11‑м классе необходимы разные группы: что-то будущие выпускники изучают все вместе, а что-то – в разных группах в зависимости от уровня подготовки и притязаний. Важно эти условия создать.
Принцип 4. Техники тестирования имеют значение
Практики оценки навыков вошли во все сферы общества. Каждое современное предприятие, организация, компания то и дело проводят оценку персонала. ЕГЭ в этом смысле самая первая проба, с которой знакомятся наши выпускники. Поэтому освоить технологии такой оценки, относиться к ним спокойно и без предубеждений очень важно уже в школе. Как заполнять тест, как распределить время, как сосредоточиться, как спланировать подготовку… Все это так же нужно осваивать, как большую часть жизни.
Конечно, современный тест – это уже далеко не только выбор одного из готовых ответов, как думает большинство. Сейчас это и симуляционные компьютерные тесты, задания с открытым ответом, эссе, задачи с избыточными данными, задачи на стыке разных предметных областей, тесты на оценку мыслительных способностей. Все это уже есть в ЕГЭ или со временем туда попадет. Поэтому осваивать техники подобных испытаний нужно уже в школе.
Конечно, ЕГЭ – это самый популярный и самый заметный дискуссионный вопрос в образовании. Что бы ни обсуждалось, все заканчивается вопросами ЕГЭ. Это всем, кто работает в образовании, не нравится, как будто бы есть более важные вопросы. Но это реально волнует людей, через это они смотрят на школу. Поэтому, как нам кажется, все наши идеи, инновации не должны быть в стороне от проблемы итогового экзамена. Возможно, что период специальной подготовки к ЕГЭ поможет нам настроить подлинный диалог с обществом про образование и его перспективы.
Игорь РЕМОРЕНКО, ректор МГПУ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО;
Олеся ЛУКАШУК, директор Института содержания, технологий и методов обучения МГПУ, кандидат педагогических наук
Комментарии