search
main
0

ЕГЭ: за и против

Да, закон о ЕГЭ уже принят, да, нам говорят, что его надо просто исполнять, не создавая напряженности в обществе. Но столичные учителя все равно имеют на этот счет свое мнение и высказывают его, в частности, на «Родительском собрании» радиостанции «Эхо Москвы».

Елена ВОЛЖИНА, учитель гимназии №1543:

– Мы, педагоги, отвечаем за наших детей и по-человечески, и профессионально, и, естественно, в 11-м классе помогаем им подготовиться к иному формату экзаменов. Эта нормальная практика – помогать своим ребятам – вызывает вопрос к тем, кто нарушил привычный ход вещей, который заключается в том, что уже в 10-м классе, а то и раньше, многие из детей знают, куда они будут поступать, каким предметам в 11-м классе уделить особое внимание, как рационально организовать свой последний учебный год. Теперь этот нормальный ход вещей, когда родители знают, сколько они потратят финансов на подготовку своего ребенка, когда ребенок знает, чем он сможет не заниматься в 11-м классе, а чем обязан заниматься, нарушен. Кто за это должен отвечать? Почему только в конце января мы узнали о том, что все переходим на форму ЕГЭ? Где фамилии тех, кто это принимает? Где согласование с учительским профессиональным составом, педагогическим составом, не только учительским, но и чиновничьим? Кто должен нести ответственность за сорванную психику, за сорванные нервы? Мои талантливые коллеги в отчаянии говорят: «Ну как можно научить литературе, втиснув ответ в 5-10 предложений?!» Чему мы сейчас должны учиться, как можно написать эссе на литературную тему не более двухсот слов? Чем будет заниматься ученик – подсчетом слов? А талантливый ребенок чем будет заниматься, получив тестовое задание прокомментировать отрывок и ответить на вопрос? Он будет считать, что он должен вычеркнуть из этих 5-10 предложений, что сочтет комиссия не важным, второстепенным? Это умные дети, потому что ЕГЭ по литературе сдают только те, кто поступает на гуманитарные факультеты. Но что делать с этим издевательством над предметом, над здоровьем, над финансовыми проблемами семьи? Где высшая политическая воля, которая прекратит издевательства над всеми нами? Если тесты могут быть в форме проверки точных знаний, то что делать с литературой, историей, другими гуманитарными предметами?

Проверяет эти работы не компьютер, а люди. Разве это не исключает той самой субъективности и случайности, которой стремятся избежать те, кто задумал ЕГЭ по литературе в виде этого формата? Вы представляете состояние Марьи Петровны, которая к шестому часу проверки в специальной комнате, закрытой ото всех, проверяет работу, где нарушена форма ответа на последний вопрос части С (вместо двухсот слов дано 300)? Состояние Марьи Петровны легко вычислить: отвращение, ненависть, раздражение этим ребенком и учителем, который его не научил. Если я буду на месте этой Марьи Петровны, то я тоже превращусь в нее. Талантливый ребенок не помещается в эти ограничения, конкурируя с посредственностью, он проигрывает. Если взять бесконечные методички относительно того, что должен знать одиннадцатиклассник, десятиклассник, девятиклассник по такому-то циклу, по такому-то предмету, по творчеству такого-то поэта, то там все перечислено на одной страничке. Основные понятия, категории и идеи, то есть те 5-10 предложений, которые любой вызубривший может вставить и обрадовать Марью Петровну четкостью, ясностью. А работа неожиданная, новая поставит в тупик, ведь талантливые дети даже об общепринятом пишут по-другому.

Какое количество методичек, которые появятся через год или через два? Все «Преступление и наказание» – 200 ответов по 10 предложений, весь Пушкин – 100 ответов по 200 слов.

Разработчики – бедолаги. Они выполняют заказ, пытаются его еще и облагородить. Я помню заявление Болотова в 2007 году, что экзамен по литературе в формате ЕГЭ, очевидно, в будущем году больше проводиться не будет, так как не показал своих отличных результатов. Через год был проведен экзамен по литературе в формате ЕГЭ. Летом 2008 года все, сдающие экзамен по литературе, получили двойки, а сдавали его 17434 абитуриента из 23 регионов России. Он был тогда еще экспериментальным, пятерок стало меньше на 6%.

Почему же не было после этого принято решение, что в таком формате экзамен сдается последний раз? Через полгода мы получаем ЕГЭ по всем предметам.

Я знаю, что в этом году гораздо меньше ребят, победителей городских олимпиад, смогут рассчитывать на зачисление в университет без экзаменов. В прошлом году достаточен был статус победителя или призера городской олимпиады по литературе. Теперь только Всероссийской. Вопрос: почему сократили количество призеров? Потому что увидели: пришло огромное количество талантливых детей на бюджетные места? Но считаю, что ЕГЭ хорош тем, что прежде всего он показал уровень неподготовленности детей к возможности получать высшее образование.

Но если это обнаружили после 2-3 лет эксперимента, так выделите деньги на переподготовку учителей, дайте им возможность повысить свой уровень и после этого спросите с них по полной программе. Но заканчивая учебный год, я, ученик 10-го класса, в конце мая должен все знать про свой будущий формат жизни, организации труда, подготовки, свои вузы и свои экзамены. В мае нужно наложить вето на любые изменения в течение года.

Леонид ЗВАВИЧ, учитель математики гимназии №1567:

– «Натаскивание» – слово обидное и нехорошее. До экзамена в форме ЕГЭ был экзамен по математике в форме открытых тестов. Были даны 50 работ, одну из них присылало министерство, и это приводило к еще большему натаскиванию по математике. Я, правда, себе очень плохо представляю учителя, который, войдя в класс, скажет: «Здравствуйте, дети, сейчас я начну вас натаскивать на экзамены». Даже внутренне учитель может часто не понимать, что он занимается натаскиванием, это понятие относительное, а особенно сейчас. Сейчас, по сути дела, отменены все выпускные экзамены в школе в любой форме, в том числе и в форме ЕГЭ. Сейчас в школе в аттестат оценки ставят по результатам 10-го и 11-го классов, ЕГЭ на них никак не действует. Единственное исключение – экзамены по математике и по русскому языку: в том случае, если ученик получает «два», то будет сдавать ЕГЭ еще раз. В аттестат будет выставлена средняя оценка: например, у ученика в журнале с 1-го по 10-й класс – «5», а в 11-м – «4», в результате ему выставят «5». Раньше ученик мог повысить свою оценку в результате выпускного экзамена, очень редко она понижалась, а повышалась достаточно часто, и это был достаточно серьезный стимул. Речь идет о том, что школьникам нужно это осознать, не рассчитывать на повышение оценки в форме ЕГЭ, потому что повысить ее невозможно. Оценка фактически может быть выставлена в конце мая. С натаскиванием на ЕГЭ, я думаю, вопрос преувеличен, натаскивают больше на форму, а не на знания, потому что знания приобретаются учебой. Мы и раньше давали в форме тестов всевозможные контрольные. В математике это вполне возможно, а в литературе это совершенно невозможно, по русскому языку это возможно. Так что никакого особо нового натаскивания нет. Да, раньше были правила приема в вуз, плохие ли, хороши ли, но они были много лет практически одни и те же. Теперь они меняются все время: на переправе, после переправы, до переправы. И это совсем неправильно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте