search
main
0

ЕГЭ – от школы до вуза

​Весь прошедший 2009-2010 учебный год для всех без исключения 11-классников, их родителей, учителей и вообще всех, кто был связан и с первыми, и со вторыми, и с третьими, прошел под знаком ЕГЭ. О ЕГЭ думали и говорили, к нему готовили и готовились, его боялись и им пугали, но… пролетели май и июнь, и большинство выпускников миновали это испытание. У каждого работника системы образования – от министра до учителя, думаю, уже сложилось свое мнение о едином государственном экзамене.

Эти точки зрения неоднократно высказывались на страницах «Учительской газеты», но мне было интересно понять, как выглядит этот экзамен глазами самих выпускников. На одном из последних уроков обществознания я предложил 11-классникам подготовить статью о том, как выглядели их глазами подготовка, ожидание и сдача легендарного экзамена. К моему удивлению, даже после выпускного вечера у многих, теперь уже бывших, учеников нашей гимназии не пропало желание проделать эту работу. Материал ребята оформили в виде «круглого стола» с самими собой. Они, еще ученики 11-го класса, накануне ЕГЭ как бы задают вопросы себе, но уже выпускникам 2010 года и абитуриентам, успешно выдержавшим это испытание. Надеюсь, что новому поколению 11-классников будет особенно интересен опыт предшественников.Владимир КРУЖАЛОВ, учитель истории и обществознания гимназии №1542, учитель года Москвы-2009, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009»Каким мне представлялся ЕГЭ?Евгений Силюков: Вначале мне казалось, что его сдача на хорошую оценку практически невозможна, но по мере подготовки мнение об экзамене менялось, и уже перед экзаменом казалось, что сдача возможна только на хорошую оценку.Ирина Казакова: ЕГЭ мне представлялся очень сложным экзаменом, который практически невозможно сдать успешно.Даниил Власюк: Весь год меня не покидала мысль, что не так страшен черт, как его малюют, и она в принципе оказалась верной.Рустам Бажанов: ЕГЭ в течение всего года для меня оставался загадкой. Все учителя говорили о том, как это трудно, как много бывает несдавших, и заваливали тестами. Поэтому было страшновато.Юрий Гуринович: В течение всего учебного года ЕГЭ представлялся небольшим тестом, с которым у большинства учеников не должно было возникнуть трудностей. «Тяжело в учении – легко в бою» – помня эти слова, все спокойно готовились к сдаче, решая тысячи страниц всевозможных заданий.Александра Жидкова: Мне он представлялся экзаменом, который может многое решить. И еще мне казалось, что сдать его очень трудно, не успеешь подготовиться. Но все не так страшно.Реально ли вообще подготовиться к ЕГЭ, сколько времени для этого нужно?Евгений Силюков: Конечно, реально. Для каждого ученика эта цифра может очень сильно варьироваться, но примерно можно прикинуть, что для ученика, который хорошо осваивал программу в течение курса средней школы, эта цифра составит 2-3 месяца, а для тех, «кто плохо помнит цифры и буквы», этот срок может увеличиться до года и более.Ирина Казакова: Подготовиться к ЕГЭ реально, если готовиться усердно и систематически в течение года.Рустам Бажанов: Чтобы сдать ЕГЭ, нужно хорошенько готовиться – 3-4 месяца. А вот чтобы сдать его на высокий балл, лучше готовиться на протяжении всего 11-го класса.Все без исключения выпускники согласны с тем, что подготовиться более чем реально, а вот количество времени для подготовки каждому необходимо свое.Понятны ли были вам требования ЕГЭ?Александра Жидкова: Да. У этого экзамена четкая структура, было понятно, что от тебя хотят видеть в ответе.Евгений Силюков: К сожалению, не совсем. Нам было непонятно, какой глубины знаний требует экзамен, поэтому приходилось учить вслепую. На практике уровень требований КИМов оказался намного выше тех пособий и пробных работ, которые нам предоставлялись.Ирина Казакова: Благодаря выполнению диагностических работ в течение года на сдаче ЕГЭ не возникало вопросов.Юрий Гуринович: К сожалению, они стали окончательно понятны только после написания первого экзамена.Что вы можете посоветовать будущим 11-классникам по подготовке к ЕГЭ?Даниил Власюк: Готовиться максимально возможным количеством способов: в школе, с помощью репетиторов, самостоятельно.Ирина Казакова: Надо не только повторять теоретический материал, но и совмещать это с выполнением большого количества тестовых заданий.Рустам Бажанов: Тесты, тесты и еще раз тесты. В конце концов все сводится к банальной зубрежке.Юрий Гуринович: Взять поменьше экзаменов на выбор и сосредоточиться на них.Александра Жидкова: Готовиться понемногу, но постоянно, потому что все сразу в голову просто не поместится. И еще хотя бы иногда писать тесты и части С.Александр Леднев: Нужно быть уверенным в себе. Выбрать приемлемый способ подготовки. Как показывает практика, известность и «крутость» курсов по подготовке роли не играют. Так же, как и бесконечное проделывание тестов без разбора ошибок.Достаточно ли было вам школьной подготовки для сдачи ЕГЭ?Здесь мнения участников «круглого стола» разделились диаметрально противоположным образом. Отметим, что наши медалисты оказались более требовательными и к себе, и к школьной подготовке.Даниил Власюк: Да, вполне.Ирина Казакова: Школьной подготовки вполне достаточно, однако материал нужно закреплять и самому.Юрий Гуринович: Более чем. Курсы готовят в основном к вступительным испытаниям, а репетиторы повторяют школьный курс.Евгений Силюков: В зависимости от успехов по предмету. Я брал дополнительные занятия на стороне по предметам, в которых был не уверен. Остальные предметы учил в школе и усиленно старался дома.Рустам Бажанов: Нет. Одной школьной подготовки недостаточно. Желательно иметь репетитора, посетить дополнительные занятия и, конечно, готовиться самому.Если вы готовились к ЕГЭ самостоятельно, как вы это делали?Юрий Гуринович: Сборник экзаменационных заданий стал лучшим другом.Ирина Казакова: Читала разнообразный теоретический материал и решала большое количество тестов, разработанных ФИПИ.Рустам Бажанов: Проходил тесты, желательно одобренные ФИПИ. Решал варианты тестов в электронном виде, предлагаемые московским школьникам на сайте Московского института открытого образования (МИОО).Евгений Силюков: Мною были приобретены 3 учебника-справочника для ЕГЭ и несколько книжек с тестами по ним. По справочникам я учил теорию, потом проверял свои знания по тестам, пытался понять свои ошибки, запоминал факты, встречающиеся в тестах (натаскивался на тесты). Все это оказалось в разной степени полезно при сдаче.Что вам доставляло наибольший дискомфорт при подготовке к ЕГЭ?Александр Леднев: Дискомфорт составляло состояние неопределенности в выборе дополнительных предметов, также постоянные нововведения Рособрнадзора как в процесс сдачи ЕГЭ, так и в типы заданий. Было ощущение, что на нас ставят очередной эксперимент.Александра Жидкова: Давление, слова о том, что этот экзамен повлияет на всю твою жизнь. И если ты не сдашь, то не поступишь в университет.Евгений Силюков: Постоянное давление администрации школы на выпускников, постоянное запугивание последствиями неуспешной сдачи единого государственного экзамена.Ирина Казакова: Постоянное выполнение однотипных заданий, определенные рамки и шаблоны в ответах на часть С.Рустам Бажанов: Каждодневная однообразная работа. В школе давали много тестов, часто писали пробные ЕГЭ. Однообразие утомляет.Юрий Гуринович: Необходимость отвлекаться на «посторонние» школьные предметы.Что произвело на вас наибольшее впечатление в процессе сдачи ЕГЭ?Многие согласились с тем, что главное впечатление экзамена – напряженная атмосфера в аудитории, но были и другие…Даниил Власюк: Халатность организаторов экзамена в аудитории. К примеру, во время сдачи ЕГЭ по обществознанию нам было сказано, что закончились дополнительные бланки С и мы должны во что бы то ни стало уместить свои ответы на одном листе. Как потом выяснилось, работники ППЭ (пункта проведения экзамена) были обязаны предоставить бланк, отказ в этом есть грубое нарушение прав экзаменуемых.Евгений Силюков: Впечатлили сложные КИМы. Задания на реальном экзамене оказались гораздо сложнее, чем на диагностических работах и пробных ЕГЭ.Сейчас обсуждается вопрос о том, что, кроме двух учителей-организаторов ЕГЭ в аудитории, где происходит сдача экзамена, необходимо присутствие третьего взрослого – представителя родительской общественности. Каково ваше мнение, нужно ли это нововведение?Большинство выпускников сочли это нововведение излишним. Вот как они аргументировали свою позицию.Рустам Бажанов: На мой взгляд, данное нововведение лишнее. Возможный конфликт между преподавателями и представителем родительской общественности лишь накалит ситуацию.Александра Жидкова: Родители и так волнуются, а каково им будет в аудитории, где, возможно, будет их ребенок или знакомый. А это волнение неизбежно будет передаваться выпускникам.Юрий Гуринович: Не нужно. У учеников и так тысяча отвлекающих моментов во время сдачи экзамена, курсирующий между рядами непонятно для чего приведенный человек будет только мешать.Впрочем, и этот вопрос разделил наших авторов на два противоположных лагеря.Ирина Казакова: Это нововведение нужно при условии того, что родительская общественность будет беспристрастна.Даниил Власюк: Да, совершенно необходимо.Понимаем, что на этот вопрос ответить не так-то просто, и все же… Можно ли на ЕГЭ списать или воспользоваться иными средствами помощи?Ирина Казакова: Все зависит от конкретного случая.Даниил Власюк: Да, такая возможность есть из-за невнимательности наблюдающих.Рустам Бажанов: Определенно. Несмотря ни на что, это знает каждый участник ЕГЭ. Но рассчитывать на это нельзя. Риск попасться зависит от преподавателей, находящихся в аудитории.Юрий Гуринович: Это реально, но гораздо спокойнее будет списать из собственного мозга, тем более не так уж и сложен экзамен.Евгений Силюков: Как говорится, «ловкость рук и никакого мошенничества». Думаю, это возможно. Средств помощи достаточно – от традиционных до изощренных, но если в голове нет знаний, это вряд ли сильно поможет и принципиально изменит ваш конечный результат.Помог ли вам обмен информацией в Интернете между выпускниками? Если да, какие официальные и неофициальные интернет-ресурсы вы считаете наиболее ценными?Большинство наших выпускников такими ресурсами или не пользовались, или они им не помогли, но все же…Александр Леднев: http://www.ege.edu.ru; http://www. fipi.ru; http://www.mioo.ru; http://ucheba.pro; http://vkontakte.ru/club7414771.Евгений Силюков: Помог, прежде всего морально. Хорошо, когда есть возможность почувствовать, что ты не один на один с этой проблемой. http://postupim.ru; http://mioo.ru.Если бы это было в вашей компетенции, что бы вы изменили в процессе сдачи ЕГЭ?Рустам Бажанов: Ввел бы иную, более понятную и прозрачную систему пересчета первичных в итоговые баллы.Александр Леднев: Это гибельное дело, как и изменять продукцию отечественного автопрома. А вообще очень тяжелый вопрос. С одной стороны, надо ужесточать антикоррупционные меры, чтобы честно все было. А с другой – это приведет к epic fail, так как большое число людей сдаст на 10-30 баллов.Юрий Гуринович: Изменил бы интервал между экзаменами.Александра Жидкова: Изменила бы задания, так как не на все вопросы можно найти ответ в учебнике. То есть ряд вопросов КИМов далеко вышли за рамки государственного стандарта. Не знаю, как это можно сделать организационно, но атмосфера в аудитории должна быть гостеприимной, а не пугающей. И последнее: процесс ожидания результатов безумно долгий, он выматывает нервы больше, чем сам экзамен.Евгений Силюков: Я бы сделал возможность пересдачи одного предмета по выбору в этом же году независимо от оценки. Также, мне кажется, стоит пересмотреть время, отведенное на экзамен по некоторым предметам.Ирина Казакова: Так как мне представляется традиционная форма сдачи экзамена лучше, я бы вообще отменила ЕГЭ.Если знаете, расскажите какой-нибудь особый (курьезный или иной) случай на ЕГЭ.Увы, большинство выпускников были настроены более чем серьезно, поэтому никаких курьезов не заметили.Юрий Гуринович: Такие случаи, как «не забирайте плеер, дайте хоть песню дослушать», случались не раз. Разорванные пополам экзаменационные листы тоже не редкость, видимо не все находят полосу отрыва на конверте с заданиями и экзаменационными бланками.Ваши впечатления после экзамена.Юрий Гуринович: После выхода из аудитории ничего, кроме чугунной головы, не чувствуешь.Ирина Казакова: Самое ужасное – это затянутая процедура проверки и обнародования оценок.Евгений Силюков: Расстроило то, что московская система образования не выполнила своего обещания – выложить в Интернете все отсканированные части С по всем экзаменам. Это не позволило многим учащимся как следует подготовиться к апелляции.Рустам Бажанов: Кажется, выполнил все, и вроде правильно… Но нет. Через несколько дней оказывается, что мог бы и лучше.Довольны ли вы результатами?Евгений Силюков: Не совсем. По одному предмету мне нужно было чуть больше, но думаю, я справлюсь с этой проблемой. Вообще мы готовились к худшему, так что все не так уж плохо.Ирина Казакова: Благодаря организованной подготовке к ЕГЭ я успешно справилась с его сдачей.Рустам Бажанов: Не особо. Могли бы быть и лучше. Но среди знакомых результаты не самые плохие.Юрий Гуринович: Ни в коем случае.Александра Жидкова: В основном, да. На тот момент это был мой максимум.Довелось ли вам подавать апелляцию, как происходил этот процесс?Рустам Бажанов: Да. Процесс довольно сложный, однако главное здесь – настрой и умение держать себя.Юрий Гуринович: Да. Я подавал апелляцию один раз, и с меня хватило. Процедура крайне затянута и занимает уйму времени.Ирина Казакова: Да, мне довелось подавать апелляцию. Процесс был напряженным, но тем не менее если адекватно обосновать свою точку зрения, то вполне реально повысить свой первичный балл.Евгений Силюков: Да, довелось. Вначале регистрация в течение двух рабочих дней после экзамена, потом вам назначают время в конфликтной комиссии. Вы приходите к этому времени и садитесь к двум экспертам. По моему опыту, эксперты настроены приветливо и дружественно, но, как оказалось, это всего лишь видимость, на самом деле их цель – как можно быстрее избавиться от экзаменуемого без нормального объяснения причин занижения баллов.Ваш последний совет будущим выпускникам: что делать, к чему готовиться?Рустам Бажанов: Быть готовым самостоятельно написать ЕГЭ. Поэтому в течение подготовки и выполнения тренировочных заданий желательно обходиться без помощи и без подсказок.Юрий Гуринович: Быть готовым к тому, что экзамен в несколько раз сложнее пробного. И конечно же, ознакомиться с системой перевода из баллов в проценты.Евгений Силюков: Детально изучить процедуру проведения ЕГЭ и быть готовым на всех этапах отстаивать свои права.Александр Леднев: Забыть о развлечениях. Обязательно следить за новой информацией про ЕГЭ. Готовиться к математике без калькулятора.Даниил Власюк: Учиться, учиться и еще раз учиться. На самом ЕГЭ отвлекаться только на нарушения правил проведения ЕГЭ со стороны наблюдателей.Ирина Казакова: До конца не сдаваться и использовать любые возможности для достижения желаемого результата.Александра Жидкова: Главное на экзамене – успокоиться и не паниковать. Если вы захотите, вы обязательно получите желаемый результат.На ваш взгляд, что лучше: ЕГЭ или экзамены в традиционных формах?Александра Жидкова: Лучше традиционная форма.Ирина Казакова: Мне представляется, что экзамен в традиционной форме лучше.Евгений Силюков: ЕГЭ лучше традиционного экзамена.Рустам Бажанов: Для тех, кто может показать реальные знания, легче сдать традиционный экзамен. Тем же, кому легче просто выучить материал, легче ЕГЭ.Юрий Гуринович: ЕГЭ прост. Но подготовка к нему выбивает из головы все знания. Известны случаи, когда человек сдает пробный ЕГЭ на 90 баллов, а в диктанте делает 50 ошибок. У каждой формы экзаменов есть плюсы и минусы, но все же экзамены в традиционной форме были бы намного лучше.Александр Леднев: Традиционные экзамены почти изжили себя, но ЕГЭ заменить их пока не может и вряд ли потом сможет. Я считаю, что и то и другое нуждается в замене, лучшего из них нет.Что вы можете сказать о ЕГЭ после его окончания в целом?Евгений Силюков: Сам экзамен оказался сложнее, чем мне представлялось до него.Ирина Казакова: Все на самом деле оказалось проще, чем я ожидала.Рустам Бажанов: Система требует доработки. Иначе для России она непригодна.Юрий Гуринович: Мое мнение о ЕГЭ становилось отрицательным только во время его сдачи.Александра Жидкова: В целом ЕГЭ оказался таким, как я и предполагала. Некоторые предметы давались проще, некоторые – сложнее, все зависит от КИМов.Давайте выставим свою оценку ЕГЭ по 100-бальной системе.Александр Леднев: 33.Александра Жидкова: 50.Ирина Казакова: 50.Евгений Силюков: 60.Юрий Гуринович: 60.Даниил Власюк: 68.Рустам Бажанов: 78.Что ж, средний балл, по версии наших выпускников, – 57. Это, конечно, далеко не двойка, но и блестящим (обеспечивающим поступление в престижный вуз) этот результат не назовешь. Оценка эта верна в том смысле, что системе итоговой аттестации необходимо дальнейшее совершенствование. И в процессе этого совершенствования, на наш взгляд, может быть учтено мнение тех, для кого в конечном счете и существует система среднего образования.В «круглом столе» принимали участие выпускники московской гимназии №1542 2010 года:Ирина Казакова – студентка 1-го курса художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета.Евгений Силюков – студент 1-го курса факультета прикладной политологии Государственного университета – Высшей школы экономики.Даниил Власюк – студент 1-го курса Института международного права Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России.Юрий Гуринович – студент 1-го курса философского факультета Московского государственного университета.Рустам Бажанов – золотой медалист, студент 1-го курса Института правоведения Московской государственной юридической академии.Александра Жидкова – золотая медалистка, студентка 1-го курса исторического факультета Московского государственного университета.Александр Леднев – студент 1-го курса социологического факультета Московского государственного университета.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте