Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

ЕГЭ – на оленях. О чистоте проведения эксперимента в некоторых регионах говорить не приходится

Учительская газета, №42 от 14 октября 2003. Читать номер
Автор:

В этом году Воронежская область впервые участвовала в ЕГЭ. О результатах второй, вузовской, части эксперимента мы решили побеседовать с ректором Воронежского государственного архитектурно-строительного университета Игорем СУРОВЦЕВЫМ – профессором, доктором технических наук, советником Российской государственной академии архитектуры и строительных наук.

Нынешним летом только два гражданских государственных воронежских вуза (не считая филиалов) – медицинская академия и аграрный университет – полностью отказались от участия в эксперименте, не отдали под ЕГЭ ни одной из своих специальностей. Архитектурно-строительный университет (ВГАСУ) отдал половину – семь из четырнадцати. Сами понимаете, ректору есть о чем рассказать. Кроме того, Игорь Степанович входил в состав трех министерских комиссий по разработке новых документов модернизации российского образования: о стипендиях, об университетских комплексах и по ГИФО. Из последней комиссии ушел сам, по этому вопросу не нашлось взаимопонимания.

Пятерка с 71-го балла

– Игорь Степанович, каково ваше отношение к единому экзамену?

– Сама идея ЕГЭ отвечает моему пониманию того, что нужно делать. Ясно, что одна из главных причин – искоренение коррупции. Но и сближение двух тестирующих периодов, выпускного экзамена в школе и вступительного в вузе, абсолютно правильно. Зачем ребенку дважды переживать этот стресс? О том же говорит и мировая практика, но тут возникает проблема. Если в странах Европы и Америки тестовая система развивалась десятилетиями и на ее базе потом учили детей и разрабатывали КИМы, то мы в России практически не приучали школьников работать с тестами, да и ученых-тестологов у нас не так много.

Сейчас вижу, что все оказалось не так уж страшно, большая часть детей справились и подтвердили свои знания. Это показывает опыт Воронежской области. Были абитуриенты из воронежских школ с результатами и в 37, и в 51 балл, кстати, не очень-то и переживали эти ребятишки. Хотя с такой математикой к нам на инженерную специальность попасть практически невозможно. Пятерка начинается с 71-го балла.

– Еще до начала ЕГЭ многие учителя и вузовские преподаватели неоднократно говорили о том, что эксперимент нам навязывают сверху, не спрашивая согласия на местах. Справедливо ли это?

– Честно говоря, не очень понравилась ситуация, когда нам сначала говорили: вы, субъект Федерации, дайте согласие. А потом сказали: все поголовно в обязательном порядке пишите математику. Это уже не эксперимент, это обязаловка. Если мы уважаем права личности, а выпускник – это уже сформировавшаяся личность, то надо было оставить ему право выбора. Чтобы сам решал, сдавать ему математику в форме эксперимента или придерживаться традиционной схемы. Я считаю, надо спокойно относиться к ситуации, когда отдельный ученик или даже целый класс отказывается писать в форме ЕГЭ. Это их право.

– Ваш вуз предоставил под эксперимент семь специальностей. Как их выбирали?

– Я схитрил, как и каждый ректор. Наиболее сложные и конкурентные, пользующиеся спросом, оставил «мимо» ЕГЭ. А под эксперимент предложил интересные специальности, но конкурс на них всегда был чуть ниже. Например, «Водоподведение и водоотведение», то, что раньше называлось «сантех». В любом случае, без воды мы жить не можем, сети должны работать. Этих специалистов у нас расхватывают. «Строительство и проектирование автомобильных дорог и аэродромов» – конкурс был четыре человека на место, но его тоже отдали под ЕГЭ. Другими словами, поступающим было из чего выбрать. А «мимо» ЕГЭ «прошли» специальности, на которые традиционно конкурс медалистов. «Экономика и управление в строительстве», «Экспертиза и управление в недвижимости» – это вообще единственная в регионе специальность. Также и творческие, такие, как «Архитектура и дизайн», по определению не входят в ЕГЭ.

– Если говорить о трудностях, которые возникли во время проведения вузовской части ЕГЭ, что назвали бы в первую очередь?

– Каждый день я просматривал списки поступающих и не переставал удивляться вот чему. Две девушки в наш вуз подали на все семь специальностей, заявленных в ЕГЭ. Звоню своим коллегам в лесотехническую и технологическую академии и в технический университет – так эти девушки и там на все специальности заявления подали! Приведу конкретные цифры. У нас в университете этим летом было 645 бюджетных мест, выиграли их по конкурсу на получение государственного задания на подготовку специалистов за счет средств бюджета. 10 мест мы выиграли дополнительно. И вот на эти 645 мест у нас 2147 поступающих подали 4739 заявлений. А на специальности по ЕГЭ (380 мест) было подано 2514 заявлений, то есть примерно семь человек на место!

Я свой конкурс знаю: 2,8 – 3,5 человека или 4 – 4,5 на «экономике» и «архитектуре и дизайне», но это штучная подготовка. Семь человек на место – не наш конкурс! Но такой же был во всех наших инженерных вузах. Другими словами, все семьи поступающих занимались только истерическим перекладыванием документов из одного вуза в другой.

Мы ведь в России всегда идем своим путем! Я изучал системы в других странах. Как делается в Англии? Там тоже тесты. Там ребенок, закончив 11 классов и получив сертификат об общем среднем образовании, идет на два года учиться дальше и получает сертификат о повышенном общем образовании и имеет право претендовать на бакалавриат. То есть на получение в течение четырех лет высшего образования. Куда он подает документы? В специальный центр – неправительственный, там вообще нет министерства образования. Все подают туда свои заявления. И поступающим дается право подать шесть заявлений в шесть различных университетов. Но! Ребенок ведь проходил в школе профилизацию. И если он изучал предметы естественно-научного профиля, а заявление подает на гуманитарную специальность, то никто у него документы не примет. Все данные высвечиваются в глобальной Сети, и все сразу ясно. Дальше: центр рассылает его бумаги в шесть университетов, которые он выбрал. И оттуда в этот центр приходят резюме: Джон, ты прошел в два университета – выбирай. Дается неделя.

У нас же – полная демократия. В результате мы сами себя загнали в угол. Конечно, мы прием осуществили, как иначе. Но чего это стоило!

– Много сельских ребят поступило?

– Из 2,5 тысячи заявлений на специальности по ЕГЭ селян было 634 человека – 25 процентов. А поступили 135 человек – 35 процентов от общего набора по ЕГЭ, в целом неплохо.

По медалистам. Подали заявления 256 человек, из села – 134 (52 процента). Там, где была традиционная схема, подтвердили свои медали первым экзаменом по математике 34 процента, остальные срезались. Я часть из них пригласил к себе в кабинет, поговорил. Спрашиваю медалиста: «Что такое простые числа?» Тот долго думал, в итоге говорит: «Это сложный вопрос». Прошу: «Приведите пример рационального числа». Он мучился, мучился: «Не могу!» Даю ему задачку на проценты – решает легко и быстро. Создалось впечатление, что паренек оказался «натасканный»…

Если обобщить итоги ЕГЭ по вузу, то результат такой: проходной балл в наш университет составил от 67 до 71 балла – это крепкие «4» и «5» по математике. 25 человек были зачислены с баллом выше 90!

«Бесплатное» образование

– Так что, единому экзамену надо без вопросов давать «зеленую улицу»?

– Если сейчас давать очень благожелательный отчет по ЕГЭ, на нас тут же навалится следующая беда – ГИФО. К сожалению, правительство постоянно борется с образованием, с высшей школой в частности! На качество КИМов – контрольно-измерительных материалов, которые приходят для наших детей, мы с вами повлиять не можем, «банкуют» в Москве. Предположим, я – Герман Греф, и я даю установку: так как есть проблемы с бюджетом, то на следующий год нужно снизить бремя расходов федерального бюджета на содержание высшего образования. Что делать? Очень легко сформировать такие КИМы, чтобы большая часть детей получила троечки. Следовательно, абитуриенты получат свое ГИФО с обязательством от казначейства заплатить 2,5 – 3 тысячи рублей. А остальное должен будет доплачивать кошелек родителя! Ведь идея Грефа – софинансирование! Бюджета и родительского кошелька. А многие ли смогут заплатить 15-20 тысяч рублей за один год обучения своего ребенка в вузе? Вот вам и «бесплатное» высшее образование, вот вам и «простота» эксперимента.

В Якутии эксперимент идет уже третий год. И общественные наблюдатели там не нужны, и в дальние поселки на оленях трудно кого-то доставлять, без вертолетов не обойтись. Да и в конце концов, говорят, зачем это делать, когда есть квалифицированные учителя! Сами понимаете, объективность и чистота эксперимента в подобных условиях очень сомнительны. Но как только Орловский классический университет объявил, что будет принимать по результатам ЕГЭ, к нему тут же приехали 48 человек из далекого поселка в Якутии с 98 баллами! Все сразу!

Посему мое предложение: отнестись к итогам эксперимента, к его социальным последствиям очень внимательно! Возможные результаты пока не просчитаны.

NB!

Читайте 28 октября специальный выпуск «Модернизация: шаг в будущее» – подробный анализ итогов эксперимента по ЕГЭ и ГИФО.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту