search
main
0

ЕГЭ для тех, кто не видит. Как сдают экзамены и устраивают свою жизнь выпускники с особенностями здоровья

У школьной доски стоит девчоночка – хорошая такая, с кудряшками, – водит ладошкой по форме, чем-то напоминающей те, которыми дети в песочнице «пекут куличи». Правда, форма – это не какой-нибудь заяц или утка, а Государственный академический Большой театр. «Колонны, крыша…» – в районе портика, там, где находится скульптурная группа скачущих в упряжке коней, девочка недоуменно начинает перебирать тонкими пальчиками. Со стороны это похоже на игру, когда, подойдя сзади, ты закрываешь глаза своему знакомому, а тот на ощупь пытается угадать, кто ты. Только здесь, у доски, не игра. Эта кудрявая школьница, ее одноклассники – они так живут, потому что лишены возможности видеть. Как эти дети сдают выпускные экзамены? Куда они поступают учиться? И как борются за свое счастье?

Начались итоговые испытания, причем как для выпускников обычных школ, так и для учащихся коррекционных. У старшеклассников с особенностями здоровья есть право выбора между сдачей экзамена по билетам и ЕГЭ. И хотя первый вариант позиций не сдает, второй набирает все большую популярность. Ребята, имеющие инвалидность, хотят получить шанс поступить в вуз или ссуз на общих основаниях. В этом году выпускники 36 регионов России будут сдавать экзамен в форме ЕГЭ. Одной из первых, еще в 2007 году, ЕГЭ-эксперимент начала московская школа-интернат для слепых обучающихся №1. Год 2015. У кого-то на столах печатные машинки, у кого-то – приборы для письма по Брайлю: металлические решетки, под которыми находится бумага. Одни стучат по клавишам, другие грифелем, напоминающим маленькое шило, делают в ячейках проколы. Каждый символ алфавита записывается в отдельной клетке, имеющей шесть точек. Таким образом, с помощью шести бит можно обозначить все буквы, цифры и знаки препинания. В этом году из 22 выпускников школы для слепых 21 учащийся выбрал ЕГЭ. В специальную плотную тетрадь выпускники впечатывают свои данные, сюда же они будут вносить ответы на вопросы. Но сначала внимательно прочтут их. Так как читать по точкам дольше, чем по буквам, им на выполнение заданий отводится на полтора часа больше, чем обычным школьникам. В классе присутствует ассистент, при необходимости помогает сориентироваться. Экзамен записывается на камеру. После его завершения тифлопереводчик в присутствии комиссии перенесет ответы в стандартный бланк ЕГЭ. Как-то «подыграть» экзаменуемому он не сможет, так как к нему попадут только ответы выпускника, без вопросов.      Разработкой экзаменационных заданий, в том числе для слепых и слабовидящих школьников, занимается  Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Возглавляет его Оксана Решетникова. Именно она знает все секреты составления КИМов (контрольно-измерительных материалов).- Наша принципиальная позиция, поддержанная и Минобрнауки России, и Рособрнадзором, – говорит Оксана Александровна, – заключается в том, что экзаменационные материалы для этой категории детей по структуре и уровню сложности не отличаются от КИМов для остальных экзаменуемых. Тем не менее есть некоторые особенности, которые связаны с разработкой отдельных заданий, например: в КИМах для незрячих отсутствует опора на визуальные образы. Исключаются тексты, которые содержат высказывания типа: «Посмотрите на…», «А видели ли вы?..». Безусловно, исключаются задания, в ответе на которые указывается цвет. Экзаменационные материалы для слепых и слабовидящих выпускников имеют некоторые ограничения по использованию графического материала (например, в математике), хотя и графики, и таблицы, и простые диаграммы применяются.  В экспертизе заданий участвуют в том числе слепые специалисты. Задания им читают вслух, и они оценивают их корректность с точки зрения восприятия незрячим человеком и определяют возможность их перевода на шрифт Брайля. Специалисты ФИПИ  все эти замечания учитывают при доработке КИМов. После того как контрольно-измерительные материалы составлены, они переводятся на шрифт Брайля и тиражируются. На экзамене число участников в аудитории не более 12 человек, если это выпускники с остаточным зрением, и не более восьми, если работу выполняют абсолютно слепые ребята. Результаты по каждому предмету эти ребята получают в те же сроки, что и все, и так же, как и остальные участники, имеют возможность подать на апелляцию. «Наши дети должны знать больше, чем зрячие»В своих воспитанников верит директор школы-интерната для слепых Иван Вишнивецкий. И вера его основывается на мощной предэкзаменационной подготовке, которую проводят педагоги учреждения.- Чтобы быть конкурентоспособными, наши дети должны знать больше, чем их зрячие сверстники, быть на голову выше. Правда, в плане подготовки не всегда все проходит ровно.  Основная сложность – отсутствие материалов для подготовки к ЕГЭ на шрифте Брайля. В этом году несколько поменялась структура заданий, и новые тренировочные КИМы мы не получили. Но стараемся выходить из положения. У нас в школе есть своя типография, где мы переводим плоскопечатный шрифт на шрифт Брайля. Печатаем сами и даем детям готовиться. Что касается предметных предпочтений, чаще всего наши ребята выбирают русский язык, математику, английский язык, историю, обществознание, информатику. Не выбирают химию, физику, поскольку они сложны по восприятию для незрячего человека, и не выбирают географию, поскольку нет КИМов по географии в связи с отсутствием тактильных карт.Сегодня многие выпускники нашей школы являются студентами ведущих вузов России. И многие возвращаются сюда: одни в качестве преподавателей, другие просто приходят, чтобы пообщаться, вспомнить детские годы.  Любовь Ярохович окончила школу-интернат для слепых год назад. Сегодня пришла, чтобы увидеться с педагогами. И если бы не это осторожное изучение новых объектов, нельзя было бы и подумать, что у девушки настолько серьезные проблемы со зрением: она видит 4% от нормы. В прошлом году из 17 выпускников школы в высшие учебные заведения поступили восемь, в том числе Люба.  Люба успешная студентка. Преподаватели ее уважают за серьезное отношение к обучению, одногруппники – за то, что постоянно перед экзаменами или зачетами делится   конспектами, которые записывает на ноутбук. Во-первых, оформлены они разборчиво, во-вторых, из-за высокой скорости печатания получаются более подробными. Депутат от фракции КПРФ Олег Смолин от рождения незрячий. Но физический недуг не помешал ему быть по жизни на коне. Он окончил школу с золотой медалью, вуз – с красным дипломом, стал доктором философских наук. Олег Николаевич – член-корреспондент Российской академии образования, председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех», вице-президент Паралимпийского комитета России, возглавлял  общество «Знание» России. Семь раз Смолин избирался в высшие законодательные органы страны. Он женат, у него есть сын и внук. Олег Смолин является первым заместителем председателя Комитета по образованию Государственной Думы ФС РФ. К единому госэкзамену Олег Николаевич относится неоднозначно. Именно ему принадлежит фраза «ЕГЭ должен быть приговорен к высшей мере совершенствования». Результатом этого совершенствования сегодня являются обязательное сочинение и уход от игры в «угадайку», как в народе называли тестовую часть А. К теме школы у Смолина особый интерес. По образованию он учитель истории.  – Профессию  выбирал по наследству, по любви и по расчету. По наследству – потому что мои родители учителя. По любви – потому что многие предметы мне нравились.В итоге получился исторический факультет Омского государственного педагогического института имени А.М.Горького, о чем никогда не пожалел. Всем выпускникам 2015 года: Не позволяй душе лениться!Чтоб в ступе воду не толочь,Душа обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночь!Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте