Ко мне обратились коллеги – учителя английского языка с просьбой помочь им разобраться с новой, измененной частью письменных заданий ЕГЭ по английскому языку. Просили, если возможно, «прорешать» ее и сформулировать методические указания по ее выполнению. Я скачала демоверсию, изучила инструкции и попыталась ответить на вопросы.
Первая часть не изменилась, это по-прежнему ответ на письмо воображаемого друга. Веяние современности заключается в том, что теперь это не реальное послание, а e-mail. 3-4 строки, в которых содержатся три вопроса, правда, один из них явно включает в себя два: «Какой сезон тебе больше всего нравится и почему?» Нужно ответить на три вопроса, а также задать три своих. Вполне вероятно, что сегодняшние подростки обмениваются посланиями о погоде и спрашивают друг друга о визите дяди (тети). В этой части действительно требуется лишь внимательно следить за тем, в какую строку или клетку нужно проставить ответ.
Вторая часть основана на диаграмме (см. ниже). В общем описании данного ЕГЭ содержатся некоторые указания. Собственно, инструкции сводятся к следующему:
– время на выполнение письменных заданий увеличено на 10 минут и составляет теперь 3 часа 10 минут;
– выпускники должны правильно заполнять все формуляры, нужный ответ проставлять в строго отведенную клеточку;
– прилагается примерный план сочинения;
– вторая часть раздела с письменными заданиями предполагает написание 200-250 слов.
Для начала возьмем предлагаемый план, внимательно его изучим и напишем эссе сами. Мне кажется, тот факт, что в качестве отправной точки предлагается статистическая диаграмма, несколько сбивает с толку. Попробуйте не обращать на нее внимания.
Тема – использование смартфонов сегодня. Это демоверсия, значит, в ЕГЭ может появиться любая тема. Графики, диаграммы могут использоваться, а может быть, их и не будет.
Давайте начнем с последнего пункта указаний, именно он может вызвать наибольшие сложности. Без многократных тренировок и объяснений школьники не смогут выполнить требуемое даже за добавленные 10 минут.
Кто, кроме профессионалов, может точно ответить на вопрос: что такое эссе в 200-250 слов? Какого объема должно быть написанное, что это – страница, половина страницы?
Если в школе есть хорошо оборудованный компьютерный класс с достаточным количеством посадочных мест, ребята смогут поначалу набирать текст и проверять количество слов через «инструменты» (Tools). Выработка автоматизма в определении правильного объема требует большой тренировки. Мы прекрасно знаем, что в каждом классе есть ученики, которые сочинят и 1000 слов, а есть такие, кто будет натужно выдавливать из себя одно-два предложения. Даже те, кто имеет отличные оценки, нуждаются в подготовке. Еще одна проблема, с которой сталкиваются все предметники, проста. Иностранный язык пока что экзамен по выбору. Каким образом учитель должен готовить тех немногих ребят, которые решили сдавать английский язык, когда нужно вести уроки со всем классом? Выход один: убедить школьников, что писать полезно всем, и включить уроки письма в свой учебный план. При этом, видимо, требуемый объем стоит ожидать лишь от тех, кто готовится к данному ЕГЭ.
Большая сложность, прекрасно знакомая всем учителям независимо от предмета, – содержание. Один мой очень хороший ученик отлично сформулировал проблему: «Я знаю, чем начать и как закончить, а что же я должен написать в середине?» Иными словами, придется долго тренировать учащихся, помогать им не только развивать мысли, тезисы, но и учиться находить, отождествлять с реальностью сами мысли. Если в указаниях предлагается для начала выразить основной тезис, мы можем выбрать несколько знакомых подросткам тем и помочь им сформулировать к каждой из них отправной тезис, постулат, основную идею. Не важно, какую именно тему вы выбрали. Пусть ваши классы тренируются на ее освещении в нужном объеме. Вы можете начать с чего-то смешного, предложить неожиданный ракурс. У меня неизменным успехом среди детей и взрослых пользуется тема «Давайте отменим завтрак: за и против». Полезно также начать с коллективного творчества, то есть предложить учащимся записывать все высказанные идеи и вести подсчет слов.
Потренировавшись в написании эссе на свободные темы, можем перейти к предлагаемой в демоверсии диаграмме. Можно выбрать любые две строки, например использование смартфонов для покупок и игр. Поясните школьникам, что не важно, какие именно строки они выберут, требуется их комментарий на английском языке. Например: «Я не использую смартфон для покупок, потому что у меня нет кредитной карточки. Этим занимаются родители». И/или: «Мы с друзьями играем/не играем в игры, потому что…»
Я провела неформальный опрос среди знакомых подростков, узнала, что для них стоит на первом месте по использованию смартфонов. Оказалось, музыка. Такой строки в предлагаемой диаграмме нет, значит, есть почва для сравнения. Кроме того, далеко не у всех имеются смартфоны, поэтому вся диаграмма кажется им бессмысленной. Стоит объяснить, каким образом можно все же развернуть тему и написать требуемое эссе. Например: «Я хочу иметь смартфон, для того чтобы…» Или наоборот: «Пока мне не нужен смартфон, потому что…» Как всегда, в работе с детьми нужно напоминать им, в чем заключается основная задача, в чем смысл задания: они не обязаны выражать собственную точку зрения или искать ее там, где ее просто нет, им нужно написать 200-250 слов на английском языке, желательно без ошибок. Такой подход дает положительные результаты. Многие поколения студентов и школьников напоминают мне при встрече, как я учила их именно умению выполнять задание независимо от их собственных интересов. Девушка, не имеющая понятия о спортивных играх с мячом, получила высокий балл на международном экзамене, написав эссе на доставшуюся тему; юноша, кривившийся при одном упоминании темы «Покупки – магазины», получил отличную оценку, описав поход за одеждой. Примеры, как говорится, можно множить.
Взрослые могут составить целый список проблем, связанных с использованием смартфонов. Подростки сведут их к двум: 1) садится аккумулятор; 2) временами пропадает связь. Постараемся помнить простой факт: задания составляют взрослые, а выполняют дети. Мы оцениваем не глубину их философских размышлений, а умение грамотно писать по-английски.
Готовя выпускников к экзамену по любому предмету, нужно постоянно повторять старую истину: обязательно оставляйте время на проверку! Те самые 10 минут и есть время, необходимое для вычитывания, исправления описок.
Возвращаясь к началу, выскажу свое мнение. Если в любую часть ЕГЭ вносятся изменения, видимо, полезно сопроводить их четкими методическими указаниями для педагогов. Хотелось бы также, чтобы сопровождающие все версии инструкции были написаны понятным, нормальным языком. Излишняя бюрократизация, уделение основного внимания чисто техническим требованиям по заполнению бланков отнимают массу времени и иногда не позволяют полностью сосредоточиться на выполнении заданий.
Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск
Комментарии