search
main
0

Ефим ПИВОВАР, ректор Российского государственного гуманитарного университета: Гражданская позиция педагога не должна превалировать над совокупностью реальных исторических фактов недавнего прошлого

Недавно начала свою деятельность Ассоциация учителей истории и обществознания, был создан Общественный совет по вопросам гуманитарного образования.

На съезде учителей истории и обществознания в прошлом году много говорили о переходе в старшей школе от концентрического построения содержания образования к линейному, сейчас весь курс истории изучают до 9-го класса, а в 10-11-х классах повторяют его же, но на более высоком уровне. Зачем? Мы ведь вновь перешли на всеобщее среднее образование – пусть курс будет единым. Что касается «России в мире», то большинство историков склоняются к тому, что это должен быть исторический курс, а не синтетический, основанный на разных отраслях знания: немного истории, немного географии… Синтетические курсы в школе возможны, но все равно они должны иметь фундаментальную основу, и в данном случае таковой может стать история. Есть еще одна идея – оставить один учебник, чтобы избежать разных толкований истории, но это иллюзия: даже в советские годы все зависело прежде всего от учителя. Кроме того, есть другие источники информации – семья, СМИ, художественная литература, Интернет. Другая крайность – не ограничивать количество учебников – тоже бессмысленна. Для эффективной работы учительства, на мой взгляд, должно быть не более 3-5 рекомендованных учебников. Поляризации взглядов в учебниках прежних лет сейчас не может быть. Изменился принцип экспертизы: их оценивают в РАН с точки зрения научных представлений, а в РАО – с точки зрения методики. Никто не допустит заявлений, которые противоречат достигнутому консенсусу по основным историческим проблемам. В вузах мы обязаны представлять студентам разные толкования, погружать их в научные дискуссии, а в школе должны даваться общепризнанные оценки. Нельзя забывать и о героических страницах истории России, это важно с позиции воспитания, ведь школьное образование – это воспитание знанием. Чтобы воспитание было успешным, задача и высшей школы, и научного сообщества – помочь учителям истории. Они оканчивали педвузы в разные эпохи, но всем им нужны методическая помощь, переподготовка, встречи со специалистами из научных учреждений и вузов, современные пособия, интернет-поддержка. История современности – сложный проект для любого историка, потому что он основывается не только на источниках, но и на собственных наблюдениях, свидетельствах очевидцев, имеет свою гражданскую составляющую. Но авторам учебников и учителям нужно принимать во внимание, что их гражданская позиция не должна превалировать над совокупностью реальных исторических фактов недавнего прошлого, которые должны быть доступны сегодняшним школьникам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте