search
main
0

Эффективный старт

Так трудно взрослеть!

В сентябре 2021 года выпускники начальной школы, завершившие обучение по программе «1‑3», пере­шли в 5‑й класс. И уже в начале учебного года классный руководитель 5‑го класса обратилась к социальному педагогу с проблемой поступления жалоб от учителей-предметников на нарушение дисциплины в классе.

Для анализа ситуации и выработки оптимальных вариантов решения этой ситуации был проведен внеплановый расширенный школьный психолого-педагогический консилиум совместно с администрацией школы. Анализ ситуации позволил выделить определенные трудности, с которыми столкнулись ученики:

– недостаточный уровень саморегуляции, контроля собственной деятельности (в силу возраста);

– снижение уровня мотивации, повышение тревожности в условиях адаптации к требованиям обучения;

– недостаточная сформированность коммуникативных навыков при общении со старшеклассниками, педагогами, предъявляющими иные требования взрослого типа отношений;

– недостаточная сформированность функциональной грамотности.

Также были определены и возможные риски, связанные с организацией и методическим сопровождением образовательного процесса:

– трудности преемственности начального и основного общего образования (увеличение количества и качественное усложнение требований по учебным предметам, кабинетная система обучения);

– дефицит профессиональных компетенций педагогов основной школы в организации обучения с учетом образовательных потребностей ребят в рамках проекта «Эффективная «началка».

В целях конструктивного решения проблемной ситуации трудности необходимо перевести в разряд практических задач с обязательной включенностью всех участников образовательных отношений.

В решении задачи позитивной социализации каждого ребенка в соответствии с его возрастными потребностями и индивидуальными возможностями были определены следующие шаги.

Для учеников организованы работа тьютора по сопровождению обучающихся класса (на период 2 месяцев) и активные перемены; проведены индивидуальные беседы с обучающимися, испытывающими трудности в обучении и развитии; тренинги по развитию навыков конструктивного общения; восстановительные программы (круги сообщества и медиации) в рамках деятельности школьной службы примирения, которые, как показала практика, способствуют повышению доброжелательной атмосферы в классе, готовности учащихся понимать друг друга и вместе находить решение в проблемной ситуации.

С родителями: проведено общее родительское собрание (где были согласованы формы вовлечения обучающихся в активную творческую деятельность, предложены ресурсы в рамках системы дополнительного образования, отвечающие интересам и потребностям обучающихся), а также индивидуальные встречи с родителями обучающихся, у которых имелись случаи нарушения дисциплины.

С педагогами: проведены консультации с классным руководителем и учителями-предметниками по теме «Возрастные психолого-педагогические особенности развития пятиклас­сников» и семинар-практикум с привлечением специалистов ГППЦ ДОНМ по теме «Работа с буллингом в восстановительном подходе».

Созданная экспертная группа разработала алгоритм психолого-педагогического сопровождения при переходе на следующий уровень обучения.

Безусловно, для ребят, которые несколько опережают сверстников, программы ускоренного обучения – это своего рода эффективный старт в жизни, позволяющий более оптимально использовать их временной ресурс. При этом школе важно предусмотреть возможные трудности и риски ускоренного обучения в начальной школе и обеспечить корректное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Анна СМИРНОВА, заместитель директора марьинской школы №1566 памяти Героев Сталинградской битвы;
Наталья МАЛАХОВА, руководитель ППС марьинской школы №1566 памяти Героев Сталинградской битвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте