search
main
0

Эффективный руководитель. Достижения и резервы

​Современные условия образовательной системы московского мегаполиса, а также стратегия опережающего развития позиционируют образование в качестве локомотива интеграционных и технологических изменений во всех сферах общественной жизни.

Современные вызовы системе образования ставят совершенно новые задачи перед подготовкой педагогических и управленческих кадров. В настоящее время функции руководителя образовательной организации выходят за рамки анализа, планирования, организации и контроля. Сегодня это еще и управление развитием организации, ее ресурсами, представление интересов образовательной организации в различных сферах.Москва как столица Российской Федерации и мегаполис сталкивается с необходимостью создавать новые управленческие модели, позволяющие не просто оперативно реагировать на возникающие изменения, но предупреждать риски, определять перспективы развития современной школы. Это невозможно без системной работы по подготовке управленческих кадров сферы образования. Стремительно меняются московские школы, и ключевой фигурой этих изменений является директор. В настоящее время подготовка успешного директора приобрела значение, сравнимое со значением экономических преобразований общества. Современный руководитель московской школы обеспечивает ее кадровую, управленческую, структурную и технологическую надежность, финансовую стабильность, реализовывает эффективные решения в условиях постоянных изменений, для того чтобы сама школа была надежной и давала высокие результаты.Осенью 2015 года Департаментом образования города Москвы был дан старт программы «Эффективный руководитель столичного образования», реализацию которой осуществлял Московский институт открытого образования. Один из самых известных теоретиков менеджмента Питер Друкер говорил, что главное отличие эффективного руководителя заключается в том, что он знает, что нужно сделать и как этого добиться быстрее. Наиболее значимые участки работы топ-менеджеров – это принятие стратегических решений в условиях изменений, расстановка тактических приоритетов, управление командой, работа с инвесторами, презентация в публичном пространстве. Эти и многие другие вопросы были учтены в программе.- При переходе в большие комплексы директора почувствовали недостаток определенных компетенций, потому что в небольшой школе эти компетенции одни, а здесь они стали другими. Управление и работа с менеджментом – вещь очень серьезная, и курс «Эффективный руководитель», конечно, поддержал очень многих. Поэтому этот курс был нужен, – говорит Инна Маевская, директор гимназии №1576, член ассоциации «Менторы столичного образования».- В современном мире управления образовательными структурами необходимо уметь управлять не отдельным сегментом, а всеми процессами в организации в совокупности. Когда мы работаем в системе образования, мы основной целью ставим максимальную пользу для детей и общества и понимание того, что то, что мы делаем, должно быть у каждого участника образовательных отношений. В рамках программы «Эффективный руководитель» нас научили использовать этот аспект. И мы в результате изменили свой формат работы, – отмечает Андрей Зинин, директор школы №2114. Программа рассчитана на 360 учебных часов и включает 13 модулей, объединенных в четыре раздела: «Государственная политика в сфере образования», «Образовательный менеджмент», «Развитие образовательных систем», «Управленческая культура (культура организации)». Их новизна состоит в обеспечении перспективного профессионального развития руководителя образовательной организации через расширение личностных горизонтов, повышении экономической грамотности, психологической устойчивости, получении навыков прогнозирования путей развития современной школы. Обучающиеся были вправе выбрать для освоения 7, 10 либо все 13 модулей программы. Программа «Эффективный руководитель столичного образования» была построена по новой системе освоения модулей, в частности: – интерактивный характер организации работы и активное вовлечение руководителей образовательных организаций в обсуждение рассматриваемых вопросов, в том числе и самостоятельное генерирование тем для рассмотрения, инновационных идей;- продуктивность и индивидуальность работы, требование, чтобы руководитель самостоятельно выполнял предлагаемые задания и принимал необходимые управленческие решения;- ориентированность на практику деятельности руководителя образовательной организации с выходом на разработку управленческого проекта и/или на менторскую помощь другим руководителям в реализации такого проекта;- сочетание личной ответственности руководителя с его способностью организовать командную работу в своей образовательной организации;- акцент на создание эффективной команды и делегирование полномочий в условиях существования крупных многопрофильных образовательных комплексов;- открытость среды профессионального развития, позволяющая руководителям проявлять свою профессиональную компетентность и активность в социальных сетях и виртуальном пространстве в целом, полная доступность всех обучающих материалов для анализа и экспертизы. Актуальность тематики учебных модулей программы «Эффективный руководитель системы столичного образования» для директоров школ позволила привлечь к проведению занятий известных тренеров и топ-менеджеров: Сергея Глазьева, российского экономиста, политика, советника Президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции, министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования Москвы Исаака Калину, телеведущую Татьяну Пушкину,  владеющих современными управленческими и обучающими технологиями, а также директоров – лидеров школ. Благодаря этому слушатели программы не только освоили алгоритмы управленческой деятельности в типовой ситуации, но и приобрели умения выстраивать эффективные модели управления, сочетающие лидерскую позицию директора с оптимальным делегированием полномочий внутри больших педагогических коллективов, научились эффективному соблюдению баланса в обеспечении процессов функционирования и развития школ.Важнейшей составляющей программы являлся управленческий проект, направленный на улучшение показателей результативности образовательной организации, а также инструменты для его поддержки и сопровождения. – Мой управленческий проект был посвящен медицинским классам, которые должны стать прорывом в нашей школе для подъема естественно-научного образования. Это было интересно детям, родителям, нашим педагогам, мне. Мы долго к этому шли. Проект Департамента образования позволил нам увидеть тот фокус, в котором мы сможем развиваться по-новому, – поясняет Наталья Огородникова, директор школы №827.Каждый директор, участвующий в данной программе, разрабатывал свой управленческий проект на основе показателей результативности, взятых из открытых информационных систем, с учетом особенностей и специфики школы (контингент детско-родительской общественности, педагогический коллектив, территориальное положение, материально-техническое оснащение).Директорами московских школ были разработаны и в настоящее время реализуются в рамках программы 462 управленческих проекта по 19 направлениям развития образовательной организации. Из них 83 проекта направлены на развитие кадрового потенциала образовательной организации как основы для повышения образовательных результатов учащихся, 78 проектов направлены на развитие профессионального обучения и организацию эффективного взаимодействия между колледжами, школами и высшими учебными заведениями. Развитию системы дополнительного образования посвящены 54 проекта, которые направлены не только на увеличение количества охватываемых направлений обучения в урочной и внеурочной деятельности, но и привлечение сетевых партнеров в рамках городских проектов с активным привлечением ресурсов города (http://www.dpomos.ru/info/mentor_types.php).- Управленческий проект – это анализ того состояния, в котором находится школа, выявление возможных точек роста для работы на результат. Это не научная разработка, а конкретная практическая работа для объединения коллектива и для того, чтобы добиться результата как для каждого ученика, так и для всей школы в целом, – говорит Владимир Крымский, директор Первого Московского кадетского корпуса.                                               Участникам проекта «Эффективный руководитель…» была предложена электронная форма закладки управленческого проекта, размещенная в личном кабинете на портале http://www.dpomos.ru, включающая следующие разделы: актуальность, цель, результаты, задачи, ресурсы, риски, мероприятия, сроки реализации проекта – и являющаяся конструктором управленческого проекта.Данный конструктор позволяет работать над заполнением управленческого проекта столько времени, сколько необходимо, многократно возвращаясь для корректировки и внесения изменений. Заполнение конструктора сопровождалось экспертной оценкой структурных элементов управленческого проекта менторами и сотрудниками МИОО.В результате заполнения разделов конструктора разработчики получают визуализацию «дорожной карты» реализации управленческого проекта. Работая с «дорожной картой», директора московских школ могут обмениваться лучшими практиками, получать обратную связь от экспертов и менторов, обобщать и использовать лучшие внутрисистемные и мировые практики, применяемые в образовании.Следующим шагом в разработке и реализации проекта была публичная защита, проводимая в образовательной организации перед участниками образовательного процесса и широкой общественностью, с принятием обязательств по реализации программы.  Публичная защита проекта включала в себя выступление разработчика управленческого проекта с докладом и демонстрацией слайдов, содержащих информацию о проекте (проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты, механизм реализации, ресурсы, партнеры, риски, поэтапный план-график реализации) и основных результатах проекта, направленных на повышение показателей вклада образовательной организации в качественное образование.В рамках программы «Эффективный руководитель столичного образования» инструментами поддержки управленческого проекта служили проектные мастерские, электронный конструктор закладки управленческого проекта, менторское сопровождение.Проектные мастерские – это помощь руководителям в создании управленческих проектов, адресная помощь в освоении определенных отсутствующих у руководителя компетенций, знакомство с новыми трендами в образовании, возможностями вузов, издательств и других социальных партнеров и, конечно же, удовлетворение индивидуальных образовательных запросов руководителей. – В работе проектных мастерских как мы, менторы, так и наши проектанты имели возможность отработать на практике инструментарий всех современных видов анализа для принятия управленческих решений, чтобы двигаться вперед. Это инструмент, позволяющий нам обогащать свои управленческие компетенции, например умение формировать новые организационно-педагогические структуры. Это новая ступень, которая позволяет уже по-другому решать вопросы управления организацией, –  рассказывает Татьяна Кравец, директор школы с углубленным изучением французского языка №1251 имени генерала Шарля де Голля. Проводились проектные мастерские в режиме тренинга, что принципиально важно для отработки конкретных элементов управленческого проекта, с одной стороны, и удовлетворения конкретных запросов обучающихся – с другой. Подобная форма организации учебного процесса позволяет также достигать максимального взаимодействия участников проектной мастерской и способствует интенсивному обмену опытом между руководителями московских школ. Обучающиеся самостоятельно выбирали необходимое им количество проектных мастерских, но не менее трех.Три кластера мастерских поддерживали разработку, презентацию и реализацию управленческих проектов. Первый кластер. «Методика разработки управленческого проекта»Это мастерские, посвященные общим вопросам разработки управленческих проектов, наиболее сложным этапам разработки, способам и техникам, необходимым при проектировании. Данный кластер представлен следующими мастерскими:- «Управленческий проект в системе московского образования»;- «Логика разработки управленческого проекта»;- «Дорожная карта» реализации управленческого проекта»;- «Сценарирование управленческих решений образовательных событий»;- «Эффективный управленческий проект: методология создания и реализации».Второй кластер. «Разработка содержания управленческого проекта»Представлен мастерскими по самым разным направлениям развития системы московского образования. Работа в этих мастерских позволяет руководителям сориентироваться в выбранном содержательном направлении, сформулировать интерес своей образовательной организации, конкретизировать тему и задачи управленческого проекта. Кластер представлен следующими мастерскими:- «Технологии профилактики межэтнических и межконфессиональных конфликтов в детской и молодежной среде»;- «Поликультурный образовательный комплекс в московском многонациональном мегаполисе»;- «Адаптация и интеграция обучающихся из семей мигрантов средствами образования»;- «Организационно-содержательные аспекты организации платных образовательных услуг в образовательной организации»;- «Эффективный контракт»;- «Локальное нормотворчество образовательной организации»;- «Разработка подходов к организации профильного обучения, проектной и исследовательской деятельности на основе социального партнерства»;- «Детско-взрослая образовательная общность как основа реализации управленческого проекта в образовательном комплексе»;- «Финансовое планирование. Модель и инструменты подготовки к управляющему совету школы»;- «Взаимодействие с информационным пространством при работе в социальных сетях и сервисах интернет-блогов».Третий кластер. «Презентация управленческого проекта»Составляют проектные мастерские, направленные на освоение обучающимися техник и способов публичной презентации управленческого проекта. Кластер представлен такими мастерскими, как:- «Брендинг образовательных организаций»;- «Подготовка публичного выступления»;- «Деловое письмо»;- «Стрессоустойчивость».Электронный органайзер Но самой важной новацией можно считать созданную в рамках программы систему менторского сопровождения, когда руководители не просто переходят от соперничества с коллегами к обмену эффективным педагогическим опытом, но и принимают на себя ответственность в совместной работе с другим руководителем по всем направлениям работы над управленческим проектом (консультирование, экспертиза, разработка инструментария, оценивание). 78 менторов прошли специальную подготовку по программе «Техники и технологии менторского сопровождения в системе московского образования», в процессе которой были успешно решены задачи по формированию культуры менторского сопровождения, присвоению техник и технологий менторского сопровождения, освоения инструментария по оценке эффективности взаимодействия ментора и разработчика управленческого проекта, формирования нового профессионального сообщества.В рамках реализации программы «Эффективный руководитель столичного образования» в ответ на запрос от руководителей образовательных организаций города Москвы по системной поддержке и развитию их взаимодействия для создания пространства профессионального роста и повышения управленческой культуры создано образовательное сообщество «Институт менторства», которое стало неформальным профессиональным сообществом, переросшим впоследствии в Ассоциацию менторов столичного образования. Из 611 руководителей образовательных организаций, обучающихся по программе «Эффективный руководитель столичной системы образования», 278 директоров выразили потребность в менторском сопровождении разработки и реализации управленческого проекта.В рамках программы каждый ментор сопровождал от 2 до 5 стажеров. Менторское сопровождение в рамках программы «Эффективный руководитель столичного образования» позволяет сформировать новую управленческую культуру, направленную на помощь в профессиональном росте руководителей-лидеров, оперативную поддержку по принципу «здесь и сейчас» на основании возникающих запросов.Программа «Эффективный руководитель столичного образования» вызвала огромный интерес у регионов, в числе первых регионов, заявившихся на взаимодействие и изъявивших желание подготовить по этой программе своих директоров школ, было Управление образования города Сочи.- Подходы и формы, которые сегодня используются директорами московских школ, могут быть использованы и в Сочи. Мы приезжаем, для того чтобы посмотреть, как организовать подобные проекты в Сочи. Какие ресурсы можно использовать, какие подходы, – рассказывает Ольга Безверхая, директор гимназии №6 Сочи.Далее к ним присоединились Ижевск, Тольятти, Казань и Белгород. Особый интерес у регионов вызвал деятельностный, практико-ориентированный подход к реализации учебных модулей. Пристальное внимание регионов было направлено на вопросы разработки и реализации управленческого проекта руководителя образовательной организации, размещение публичных защит в свободном информационном пространстве. Слушатели из Ижевска и Тольятти смогли принять участие в публичных защитах управленческих проектов директоров московских школ, пообщаться с разработчиками проектов, ознакомиться с опытом внедрения проектных решений в процесс управления школой.Главными достижениями проекта стали дополнительные приобретенные  и практико-ориентированные компетенции для директора школы. Спектр этих компетенций позволяет более грамотно и в духе современных требований осуществлять процесс развития образовательной организации, давать качественное образование и отвечать самым требовательным москвичам достойной работой. Татьяна НОВИКОВА, проректор МИОО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте