Ребенок проявляет свои таланты уже в самом раннем возрасте. Есть дети, которые активно двигаются вперед, темп их познавательного развития выше, нежели у сверстников. Такие дети испытывают потребность в ином количестве и качестве информации, поэтому нужно искать новые подходы для их обучения.
Проект «Эффективная начальная школа» позволяет высокомотивированным детям освоить программу начального образования за три года вместо четырех за счет объединения учебного плана 1‑го и 2‑го классов.
Не каждый ребенок способен освоить курс начального общего образования в ускоренном режиме, поэтому готовность к обучению по программе «1‑3» определяется через прохождение им независимой диагностики, которую проводит Московский центр качества образования с согласия родителей. Усвоенные знания контролируются диагностическими работами в декабре и апреле.
Обязательным условием обучения по программе «Эффективная начальная школа» является психолого-физиологическая готовность ребенка (достижение ребенком 7‑летнего возраста на 1 сентября, основная группа здоровья, высокий уровень мотивационной готовности будущего первоклассника). Если школьник начнет испытывать трудности в освоении программы в ускоренном режиме, то после первого года обучения всегда можно вернуться к более привычной модели «1‑4».
За счет чего достигается эффект при таком обучении? Увеличение часов незначительно (добавляется 1 час математики за счет уменьшения часов технологии и изобразительного искусства, 2 часа английского языка во внеурочной деятельности).
Эффект при таком обучении достигается не за счет увеличения учебных часов или нагрузки на детей, а за счет интенсификации учебного процесса, совершенствования содержания и методов обучения.
Совершенствование содержательной стороны учебных программ предполагает:
– рациональный отбор учебного материала, необходимо четко разделять основную базу знаний и дополнительные сведения;
– оптимальное временное распределение, отводимое на изучение каждой учебной программы, темы;
– обеспечение логического перехода от уже известной информации к новому материалу, более активное использование нового материала для повторения уже изученного;
– экономное и рациональное использование времени учебного процесса.
Совершенствование методов обучения обеспечивается за счет:
– использования коллективных форм познавательной деятельности в учебном процессе (парная и групповая работа, ролевые и деловые игры);
– применения различных форм и элементов проблемного обучения;
– использования приемов и средств, помогающих активизировать и реализовать творческий потенциал детей;
– стремления к единому результату и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе обучения независимо от исходного уровня их знаний и индивидуальных особенностей;
– применения современных технических и информационных средств обучения;
– усиления межпредметных связей;
– отбора упражнений с тем, чтобы минимумом упражнений решать больший круг учебно-развивающих задач;
– применения алгоритмов, опорных сигналов в процессе обучения;
– использования здоровьесберегающих технологий.
Важная роль отводится применению методов контроля и оценки. Процесс контроля должен носить аналитический характер, отражать все имеющиеся пробелы в знаниях.
Интенсификация обучения в «Эффективной начальной школе» ведет к получению большого объема информации, при этом не снижается качество знаний и не увеличивается нагрузка на учащихся. «Эффективная начальная школа» – это новый взгляд на систему начального общего образования, позволяющий реализовать индивидуальный путь развития тем детям, которые опережают своих сверстников.
Людмила СОЛЯНОВА, учитель начальных классов школы №947
Комментарии