search
main
0

Эффект соленого огурца. Отправьте ребенка в Наноград – и получите юного инженера

Постоянные посетители сайта конкурсных программ Школьной лиги РОСНАНО (а количество их измеряется тысячами) быстро заметили новый конкурс под названием «Энергодом или тайм-лайн вещей». Главный вопрос, на который предлагается ответить юным участникам: как и когда появились вещи, которые нас окружают? Какие научные открытия предшествовали, например, появлению холодильника или лампочки? Можно выбрать любую вещь из тех, которыми мы пользуемся каждый день, и приступать к исследованию ее «биографии». Координаторы конкурса уже получили мощный отклик. Похоже, что им теперь придется очень много работать, оценивая сотни исследовательских работ разной сложности. Многочисленные задания и конкурсы такого рода – только часть многолетней образовательной программы, которую удалось выстроить в рамках Школьной лиги, пользуясь самыми современными технологиями обучения. Кроме заочных, в нее включены многие очные формы: конференции, встречи с учеными, экскурсии, стажировки. А самое привлекательное событие в этой цепи – летний лагерь Наноград, куда мечтают попасть и взрослые, и дети.

Можно сказать, что в стране уже несколько лет тысячи школьников и многие сотни учителей таким образом получают альтернативное, неформальное образование, соответствующее требованиям завтрашнего дня. Осмыслить это явление, сформулировать некоторые идеи и принципы, на которых строится обучение, попытались эксперты Школьной лиги, координаторы конкурсов, учителя и представители Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО, собравшиеся на круглом столе в Санкт-Петербурге. Ниже мы приводим самые яркие выступления его участников. Тема, предложенная организаторами, – как в эпоху нанотехнологий увлечь ребенка образованием? Солнечный летний день, который все мы увидели на экране, радостные лица детей и яркая символика Нанограда легко вытесняют серое ненастье поздней осени, разлитое за окнами нашей аудитории. Многие из присутствующих узнают себя на этих кадрах и мгновенно возвращаются к тем десяти дням в лагере, которые вспоминаются как праздник и для детей, и для взрослых. Почему? Ведь там минутки не было свободной! Каждый день заполнялся серьезной, интенсивной учебой и работой в мастерских, лабораториях, на лекциях, встречах с учеными и бизнесменами, с руководителями высокотехнологичных производств. В чем же дело? Что такое Наноград?  Это первые вопросы, которые задает ведущая круглого стола, доктор педагогических наук Елена Казакова.Михаил ЭПШТЕЙН, кандидат педагогических наук, профессор СПбГУ, генеральный директор автономной некоммерческой просветительной организации «Школьная лига»:- Наноград – это место, где учатся, как и в школе, но учатся особым образом. Не потому, что этого требуют взрослые, а потому, что интересно. Изучают не отдельные предметы и «проходят темы», а занимаются делом, которое сами выбрали и которое очень нравится. А знания приобретаются по ходу этого дела, когда они требуются. Выбор очень широк. От музыкальных композиций и дизайна до создания роботов и моделирования нанопроцессов.И это действительно настоящий город, жизнь которого выстраивается взрослыми и детьми вместе. Тут свои мэрия, законы и правила, свое телевидение и газета. Свои символы, шутки, любимые словечки и танцы по вечерам. И наставники, которые по возрасту не особенно отличаются от детей, но уже очень многое знают и умеют. Летняя школа – часть длительного сетевого проекта, охватывающего весь год. И дети, которые здесь собираются, уже участвовали во многих конкурсах, выполняли творческие задания. Их педагоги тоже прошли определенную подготовку с помощью специальных программ и курсов. Так что аудитория вполне готова к работе над самыми сложными проектами, придуманными для нее партнерами – бизнесменами, руководителями новейших лабораторий и производств.Алексей ЮШКОВ, кандидат психологических наук, доцент, руководитель направления «Федеральные инновационные площадки», руководитель сетевой лаборатории «Учебные исследования и проекты в подростковой и старшей школе» РОСНАНО:  – Наноград не просто летняя школа, но школа очень высокой интенсивности. Проектные задания, которые получают здесь ребята, требуют знаний не только по физике, математике, химии, но и экономических, экологических, социальных. Этого не проходят в школе, но получить такие знания можно во время интенсивной работы над проектом. Здесь осваивается и техника проектирования, и техника отношений с разными организациями, с властью. Можно сказать, что это место сборки всех знаний, накопленных и в школе, и в результате участия в конкурсах, играх, взаимоотношениях с разными людьми.Леонид ИЛЮШИН, доктор педагогических наук, профессор СПбГУ и ГУ ВШЭ, ведущий эксперт Школьной лиги РОСНАНО: – Наш лагерь противоположен школе в том смысле, что знания, за которые ребенок там получает отметки, но применить никак не может, здесь добываются ради дела. Для того чтобы сразу их использовать. Это, так сказать, созидательные знания. Вторая важная особенность – мы стараемся развивать инженерное системное мышление. Ребятам приходится не просто решать задачки для тренировки мозгов, а создавать целую конструкцию. Когда есть проект, обдумываются задачи разного характера, подчиненные общей цели. Это другое видение задач, другое отношение к информации. И третья особенность – социальная практика, которую проходят участники. Это отношения «школьник – школьник», «школьник – взрослый», «взрослый – взрослый». Дети учатся работать в команде, выстраивать отношения с разными взрослыми.Андрей МЕЛЬНИКОВ, главный эксперт отдела образовательных проектов Департамента образовательных программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО: – Создавая программу «Школьная лига РОСНАНО», мы ставили задачу обновить содержание естественно-научного образования. Сориентировать его на подготовку кадров для современных высокотехнологичных производств, использующих в том числе и нанотехнологии. А кроме того, нам нужны грамотные потребители такой продукции. В этом смысле Наноград чрезвычайно важен, поскольку здесь концентрируются все виды деятельности, происходит энергичное, взрывное продвижение основных смыслов. Ребенок встречается здесь с людьми, имеющими прямое отношение к новейшим производствам и высоким технологиям, к последним достижениям мировой науки, с которыми он мог бы ознакомиться только в отдаленном будущем. О таких людях рассказывают по радио и телевидению, а он уже сейчас среди них! Это же здорово! Круче Нанограда места нет!И второй важный аспект. На опыте Нанограда учитель видит, как можно организовать образование, чтобы ребенку было интересно, чтобы он сам хотел добывать знания. Как использовать для этого любые стимулы, даже такие простые, как «круто – слабо» и «прикольно». Наша задача – увлекать не самых одаренных и успешных, а всяких детей. И жителей мегаполисов, и тех, кто живет в дальних поселках, учится в маленьких сельских школах. Если там есть Интернет, значит, есть возможность участвовать в наших конкурсах, двигаться к Нанограду.Елена КРАСНОВСКАЯ, учитель химии и биологии, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №700: – Важно, что эти конкурсы принципиально отличаются от обычных олимпиад. Они действительно для всех. Тут нет необходимости доказывать, что ты лучше всех знаешь школьную физику или химию. Можно найти простое задание, которое обязательно заставит тебя искать новые сведения из разных сфер знания, чему-то обрадоваться, заинтересоваться, увлечься. И человек понимает, что он может делать то же самое, изучая историю или биологию, например. Это опыт, который помогает каждому найти себя.Татьяна ГАЛАКТИОНОВА, доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А.И.Герцена: – Вовлеченный в наши конкурсы ребенок попадает в среду, где работает так называемый эффект соленого огурца. В Нанограде никому не бывает скучно. Работая в группе над каким-то проектом, заданием, каждый невольно заражается общим энтузиазмом, становится человеком увлеченным. Общий восторг заразителен. Это очень важная черта детства. В хорошем рассоле любой огурец становится соленым.Сергей ФИЛИППОВ, руководитель дирекции популяризации Фонда инфрастуктурных и образовательных программ: – Для того чтобы интерес ребенка не заглох, не потерялся, важно, насколько популярны его увлечения в окружающей среде. Мало того, чтобы сверстники считали, что это круто. Нужно, чтобы дома папа или бабушка тоже понимали, чем он занимается, и поддерживали: важное дело, об этом сейчас и в газетах много пишут, и по радио говорят. Популяризация научных знаний в обществе через фестивали, выставки, с помощью передач по радио, телевидению необходима, чтобы создавать соответствующее отношение к нашим достижениям. Настроение среды, в которой растет человек, имеет иногда решающее значение. И особенно большое влияние оказывают на подростка молодые люди, которые только на ступеньку или две старше его. Знаменитые ученые или успешные бизнесмены – это хорошо, но до них еще расти и расти. А когда с тобой делится своим увлечением студент, его пример гораздо заразительнее. Ребенок видит, в каком направлении ему нужно двигаться, чтобы через два-три года стать таким же, как эти студенты. Видит, что это достижимо. И очень здорово, что в Нанограде организаторами жизни детей работают как раз такие молодые люди.Виктория ЧЕРНОВА, учитель географии лицея №572: – А нет ли опасности, что, получив такой замечательный опыт в лагере, ребенок не захочет возвращаться в школу, где ему скучно и неинтересно? Не слишком ли велик разрыв?Леонид ИЛЮШИН: – Напротив, он уже знает, как можно сделать жизнь интересной! Мы не выдумали ничего принципиально нового. А опыт «Артека», «Орленка», «Зеркального» показывает, что у детей, зараженных творческой атмосферой, два пути: стать изгоем в школе, где скучно, или заразить своим увлечением окружающих. Андрей МЕЛЬНИКОВ: – У нас как раз есть замечательный случай, подтверждающий второе правило. Девочка приехала в Наноград из школы, которая не была участницей Школьной лиги. Вернувшись, она сумела увлечь своих друзей и учителей так, что вся школа загорелась желанием учиться по-новому.Елена КАЗАКОВА, доктор педагогических наук, профессор СПбГУ, председатель экспертного совета Школьной лиги РОСНАНО:- И не только школа. Там, простите, вся республика увлеклась. И теперь мы готовимся устроить Наноград в этой республике. Вот что может сделать только одна девочка! Но эта девочка сама у нас побывала, она прожила эти десять дней! Получить такой опыт через проживание могут с нашей помощью сотни детей, а их в стране миллионы. И каждый хотел бы окунуться в такую страстную, умную жизнь. Как быть? Можно ли тиражировать этот опыт? Мы не случайно открываем Наноград каждый раз на новом месте, в новом регионе. Приглашаем к сотрудничеству местные власти, чтобы они увидели и поняли, что это такое. Заинтересовались, может быть, увлеклись, захотели создать такой же лагерь сами. Уже есть аналог Нанограда в Чебоксарах. Его открыли молодые ребята, прошедшие нашу школу. Два-три сезона они поработали с нами, выросли, и теперь у них получился свой замечательный молодой город. В нем так же активно, как у нас, работали местные представители бизнеса, руководители производств, ученые. Получилось здорово!Леонид ИЛЮШИН: – С тиражированием, мне кажется, нужно быть осторожнее. Наноград нельзя имитировать. Можно только, условно говоря, размножать почкованием, как получилось в Чебоксарах. Интересы ребенка – тонкая вещь. Важно различать, что интересно взрослым, а что – детям. Недавно я был в цирке и наблюдал, как в антракте детей фотографировали с цирковыми животными. Так вот детям все равно, какая там получится фотография. Это беспокоит взрослых. Ребенку интересно потрогать животное, рассмотреть его на близком расстоянии. Важно видеть эту разницу.Елена КАЗАКОВА: – Как заинтересовать детей, мы немножко понимаем. Но рядом с увлеченным ребенком обязательно должен быть увлеченный учитель. Михаил ЭПШТЕЙН: – Я могу перечислить несколько условий, которые необходимы, чтобы учитель увлекся и начал работать по-новому. Первое – он должен увидеть новые смыслы своей деятельности, не те, которые диктует бюрократия. Мы все знаем, что нужно делать учителю, чтобы зарплата была выше, повышалась квалификация, показатели. У нас другие показатели, другие ориентиры. Учитель станет работать по-другому, если он их увидит, – это второе. Третье – сообщество единомышленников, поддержка, которую он может получить, участвуя в наших программах, пользуясь материалами, которые мы предлагаем. И четвертое – поддержка администрации школы. Мы стараемся так настраивать директоров школ, чтобы они тоже понимали, чем отличается работа этого учителя, одобряли, помогали. Это очень важно.Анастасия АЗБЕЛЬ, кандидат психологических наук, доцент психологического факультета СПбГУ, научный руководитель школы №6: – Нужно менять программы и формы курсов повышения квалификации учителей, предлагать альтернативные варианты. Межпредметные, расширяющие кругозор, культурный код учителя. А то, как мы тут шутим, физик боится метафоры, а литератор – гидрофобности. И нужно серьезно заниматься развитием харизмы учителя. Харизматичных педагогов у нас становится все меньше, это очень тревожный факт.  Елена КАЗАКОВА: – Могу подтвердить, что огромное количество учителей говорят, что им надоели скучные курсы повышения квалификации. Они хотят участвовать в конкурсах, которые мы предлагаем детям, потому что это интересно и помогает поверить в себя. А кое-кто из школьников записывается на курсы повышения квалификации учителей. И это заставляет задуматься, как их проводить, чтобы школьники не сбежали от скуки. Ничего удивительного в этом нет, если мы не только на словах, а на самом деле учимся друг у друга и вместе увлекаемся тем делом, которое у нас в руках, – образованием.P.S. Подробную версию круглого стола читайте на сайте «УГ» www.ug.ru.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте