search
main
0

Эффект преломления

География - предмет, обучающий и воспитывающий, убеждена Анна Чуркина

Конечно, учитель географии Гимназии с углубленным изучением отдельных предметов города Великого Устюга Анна Владимировна Чуркина не предполагала, что внесет в финал Всероссийского конкурса «Учитель года»-2021 некий оригинальный штрих. Но так получилось, что она стала единственным учителем, представлявшим на завершающем этапе конкурса предмет «География». Понятно, что от осознания этого факта Анне Владимировне было страшновато и волнительно. Правда, по сравнению с тем, что хотелось провести урок так, чтобы дети почувствовали потребность взглянуть на карту своей страны, сделали личные открытия, увлеклись изучением ее удивительных исторических и природных мест, все страхи оказались сущей мелочью.

 

Она честно признается, что не мечтала с детства быть учителем. Анна Владимировна не боится, что это прозвучит неромантично, но она выбрала Великоустюгский педагогический колледж, потому что тот находился ближе всего к дому. И до поступления в него педагогика была от нее далека, как звезды, потому что никто в семье не был связан ни со школой, ни с детским садом. Хотя все же мотивация у Анны Владимировны была: учиться в педагогическом колледже среди молодежи считалось престижным.

Уже по прошествии многих лет она говорит, что учеба в Велико­устюгском педколледже дала ей глубокие фундаментальные знания, которые очень пригодились потом при обучении в Вологодском государственном университете. Она считает главным плюсом среднего специального образования обширную практику. Уже начиная с первого курса студенты вели классные часы. Распределялись на малые группы, и у каждой был преподаватель-куратор, а после классного часа студенты вместе с руководителем практики до мельчайших подробностей разбирали прошедшее занятие. Куратор объяснял, что и в каких моментах учли, а что забыли, где совершили ошибку, а где выстроили общение правильно и т. д. Как говорит Анна Владимировна, в педколледже из каждого студента старались достать самое лучшее, открывали возможности, помогали развить качества и навыки, которые необходимы настоящему учителю.

И все-таки осознание себя как педагога пришло к ней не сразу. Во всяком случае не на этих классных часах. Анна Владимировна убеждена, что в 16-17 лет увериться в том, что ты будущий учитель, трудно. Понимания того, что учительство – ее профессиональный путь, она достигла тогда, когда пришла работать в образовательную организацию. К слову, это была маленькая сельская школа, где она думала поработать один год, а задержалась… на 6 лет. Как и любому сельскому учителю, ей предложили вести несколько предметов: географию, биологию, химию. Пришлось осваивать те предметные области, в которых чувствовала себя неуверенно, стать многопрофильным специалистом. А потом Анну Владимировну позвали работать в гимназию, в которой она, будучи студенткой, проходила практику. Она согласилась, но еще целый год ездила за 70 километров вести уроки в сельской школе. Причем для этого пришлось сдать на права и сесть за руль. И не только за руль, но и за… весла. Ведь, чтобы добраться до школы, нужно было переправиться через реку Юг. И если летом это можно было сделать с помощью понтонного моста, а зимой перейти по льду, то в межсезонье мост заливало, и другого берега можно было достичь только на плавсредстве. Анна Владимировна научилась и этому. Хотя, как признается, трусиха ужасная: сесть за руль и грести веслами, преодолевая течение, для нее стало борьбой с собственным страхом.

Между прочим, и работа в городской гимназии потребовала от нее определенной смелости. За те пять лет, что трудится в городе, три года только привыкала к этому факту. Приходила из школы усталой, отдыхала, а ночью готовилась к урокам. Было так тяжело, что целых три года Анна Владимировна порывалась уйти и даже один раз написала заявление об увольнении, но руководство гимназии и коллеги остановили молодую учительницу, за что она им сегодня безмерно благодарна.

Поначалу пугало ее в городской школе все: большие классы, уровень образовательной программы, шум. Да-да, Анне Владимировне пришлось научиться говорить громко. И кроме того, необходимо было запомнить по именам более 300 детей. Но она взяла и этот барьер. И даже не имея опыта работы с одиннадцатиклассниками, в первый год труда в гимназии подготовила учеников к сдаче ЕГЭ по географии!

Но так было раньше. Сейчас, как грустно заявляет Анна Владимировна, география не относится к числу популярных дисциплин по выбору. А жаль, потому что, по ее мнению, это чудный предмет. Другое дело, что гео­графия мало где требуется для поступления. Хотя, конечно, странно, что на экономические, общественные специальности ребята сдают обществознание, но не сдают географию. Как можно изучать экономику без географии? Вопрос, что называется, риторический.

Анна Владимировна не скрывает, что географию трудно преподавать. Ведь это такой предмет, где нужно обладать знаниями не только в географической, но и в исторической области. Например, если рассказывать о расширении территории России на восток, то, упоминая имена Семена Дежнёва, Ерофея Хабарова и других первооткрывателей, важно объяснять ребятам, в контексте каких исторических событий совершались походы русских исследователей. В каждом уроке, считает Анна Владимировна, должен быть заложен воспитательный момент. Как, скажем, в 6‑м классе изучать географические координаты, не предлагая ребятам определить, на какой широте и долготе находятся их родной город или село? Дети словно другими глазами начинают смотреть на, казалось бы, привычные вещи, привычные места. С помощью географии можно и обучать, и воспитывать. В том числе любовь к родному краю.

Анна Владимировна как человек взрослый понимает, что никакой урок не заставит ребенка трепетно относиться к месту проживания, если это чувство не разделяет семья. А семьи сегодня разные. Но разве можно осуждать тех родителей, которые отправляют своих любимых чад учиться в Вологду, Череповец, Санкт-Петербург? В Великом Устюге нет вузов, и это не вина семей.

Некоторые из тех ребят, кто уехал, возвращаются. И обязательно заглядывают в родную школу. Многие из них признаются, что с трудом выдерживают темп жизни большого города. Родные места в этом плане – что лекарь: врачуют и заживляют раны, нанесенные полисами. Анна Владимировна и сама не скрывает, что не смогла бы жить в большом городе, хотя обожает Санкт-Петербург и часто наведывается туда.

Юности свойственен максимализм. Как часто она слышала из уст выпускников, что те никогда-никогда-никогда не вернутся обратно! Особенно когда на уроке разбирается тема миграции. Но Анна Владимировна сначала уточняет, что в незнакомом городе человека, как правило, никто не ждет, это нужно учитывать добровольному мигранту. А затем приводит собственный пример: как ее охватывала тоска по своему селу, когда перебралась в город, как часто ей хотелось вернуться в любимую Кировскую область, откуда она родом. Этой тоски по родине, пока не испытаешь, не поймешь. И многим ребятам еще предстоит через это пройти.

Другое дело, что зону комфорта большинство из них покидает вынужденно: даже если выпускник колледжа или вуза хочет вернуться на свою малую родину, где ему найти работу? В небольших российских городах с трудоустройством действительно серьезные проблемы. И это отмечают сами школьники. Как рассказывает Анна Владимировна, ребята часто задаются вопросом, почему в нашей стране густонаселенная южная и центральная части, но пустая Сибирь. И даже предлагают решения. Например, построить города-миллионники. Но тем и славна наука «География», что позволяет не просто пофантазировать, а проанализировать, насколько выполнимы те или иные предложения. Скажем, можно построить в Сибири и на Севере новые большие города, но где взять жителей для них? Дело в том, что факторов, которые влияют на расселение, много. Но самый главный – климат. Там, где большую часть года царствует холод, человеку некомфортно.

Хотя, конечно, как дополняет Анна Владимировна, каждый сам решает, где ему жить. Ей точно не нужны другие места, кроме своего вологодского таежного богатства. Анна Владимировна и на конкурс ехала с желанием поскорее вернуться. Правда, от ее взгляда географа не укрылись новый ландшафт, новая природная зона – степи. В Ростове-на-Дону ей непривычно было видеть улочки, спускающиеся к Дону, а с высоких этажей гостиницы открывался вид на южные степные просторы. Красота! Будет что рассказать ребятам.

То, что учителю географии не мешает самому увидеть те места, о которых он будет рассказывать, Анна Владимировна поняла на собственном опыте. Часто бывала в Санкт-Петербурге, и поэтому ей легко описывать его особенности. Бывала в Казани, и поэтому нетрудно делиться с детьми впечатлениями об увиденном. Теперь вот и про Ростов-на-Дону будет что поведать. Это добавляет красок уроку, увлекает детей, позволяет внести какую-то новую деталь в скупое описание того или иного географического понятия или явления.

Как большинство учителей географии, она любит путешествовать, только делает это очень обстоятельно, долго продумывая маршрут. Но более всего Анна Владимировна увлечена краеведением, и вся проектная деятельность в школе связана у нее с изучением родного края. Тем более что до возникновения Санкт-Петербурга все пути на Север вели через Вологодчину. Край был богат в том числе на исторические личности. Тот же Ермак Тимофеевич, говорят, родом с Дона, но есть версии, что корни его с Северной Двины. В вологодских лесах ученые до сих пор находят останки динозавров. Разве это не необычно?!

Своей увлеченностью она заражает и детей. Они с удовольствием включаются в проекты. Например, не так давно создали сказочную карту Вологодчины, чтобы рассказать, что кроме небезызвестного Деда Мороза есть еще и батюшка Онего. Так северяне называли Онежское озеро, считая его своим кормильцем. Также в рамках проектной деятельности Анна Владимировна вместе с детьми ознакомилась с биографией Антонины Яковлевны Колотиловой – советской певицы, основательницы и художественного руководителя Государственного академического Северного русского народного хора. Ребята даже предложили назвать ее именем улицу в Великом Устюге, и эта инициатива уже рассматривается.

Когда Анна Владимировна говорила о том, что география и история тесно переплетены, то не ошибалась. Во всяком случае относительно себя. Потому что очень любит вглядываться в глубь веков, погружаясь не только в научную литературу, но и ныряя в мир исторических детективов. Идеальным автором для себя она считает, конечно же, Бориса Акунина. Если бы ей задали вопрос, кем Анна Владимировна хотела бы стать, если не учителем географии, она бы ответила: литератором. Могла бы фантазировать, избрав главным героем кого-то типа Эраста Фандорина, а могла бы сочинять в жанре, близком к документалистике. Могла бы, но не стала. Анна Владимировна выбрала педагогику. Но разве что-то мешает ей быть учителем географии с душой литератора?

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Великий Устюг, Вологодская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте