search
main
0

Эффект остаточного свечения. Сетевой учебный курс формирует орфографические навыки

В условиях отчетливо проявляющегося снижения общеязыковой культуры русскоговорящих резко возрастает потребность в активной образовательной деятельности в сфере теории и практики русского языка. Очевидно, что удовлетворить запросы педагогов и школьников могут лишь сетевые учебные мультимедийные курсы, позволяющие преподавателю не только организовать двухстороннюю связь, но и использовать при этом как средства наглядности компьютерную графику, специальные эффекты и прикладное программное обеспечение.

Сетевой учебный курс НП «Телешкола», созданный по заказу Федерального агентства по образованию, – современный технологичный комплекс учебных и методических материалов. В нем реализованы последние достижения ИКТ и учтены требования современной педагогической науки. Фактически он представляет собой совокупность средств программного, информационного, организационного и технического обеспечения, размещенного в Сети.

Перечислю отличительные особенности курса по русскому языку:

унификация согласно федеральным стандартам в заявленной предметной области;

высокий уровень мультимедийности и интерактивности;

централизованное хранение;

возможность предоставления доступа всем субъектам обучения.

Интерактивный, ярко иллюстрированный, динамичный курс успешно конкурирует с любой учебной информацией Сети, выгодно отличаясь при этом своей методической продуманностью и прагматической направленностью на организацию системного, поурочного изучения русского языка учениками 5-х классов.

Одна из основных задач изучения этого предмета в данном возрасте заключается в обучении орфографии как основе функциональной грамотности школьников.

Принципы русской орфографии определяют способ работы над различными типами орфограмм:

фонетические (слышится-пишется);

морфологические (подбор однокоренных слов);

историко-традиционные;

заимствованные слова, не подчиняющиеся правилам русской орфографии.

Системообразующими в изучении русского языка в 5-м классе становятся написания «не по произношению». В этом случае у пишущего в уме происходит выбор между орфограммой (правильным написанием) и ошибкой. Поэтому так важны интерактивные схемы и тренажеры, дающие возможность ученику выбирать.

Условия выбора любой орфограммы представлены в виде соответствующего орфографического правила-инструкции. Усвоению этих условий в словах на письме помогают их графические обозначения. Включенные в сетевой учебный курс условные обозначения орфограмм полностью соотносятся с общепринятыми.

Использование различного рода мультимедиаобъектов в процессе формирования орфографической грамотности позволяет решать учебные проблемные ситуации путем поиска, анализа и синтеза, то есть дает возможность развивать активно-деятельностные формы обучения. При этом принципиально важно, что такое обучение при всей новизне применяемых технологий не отвергает дидактического опыта предшественников, а подчиняется общим законам педагогики.

Традиционные принципы обучения органически дополняются новыми формами предъявления учебного материала. Сюда можно отнести анимационные объекты, которые демонстрируют протекание того или иного процесса в языке или иллюстрируют алгоритм выбора буквы, а также дают возможность сформировать в сознании детей целостное представление об этих явлениях и процессах. Иллюстрации-анимации показывают школьникам путь принятия правильного решения и сопровождаются мнемоническими «пометками».

Для совершенствования практической грамотности ребят можно рекомендовать применение аналогичных объектов следующим образом:

успешному ученику нужно ответить на вопрос – что же будет дальше, – судя уже по первому кадру анимации. Нецелесообразно задавать таким обучаемым вопрос после просмотра ролика, так как правильный выбор им будет уже известен;

обычным детям будет полезно сформулировать правило самостоятельно после того, как они ознакомятся с анимацией в ее действии;

ребята, входящие в группу риска, знакомятся с учебной текстовой информацией, обычно расположенной в непосредственной близости от анимированных объектов, с их последующим просмотром по заявленной тематике в действии.

Всем известна опасность визуализации ошибочных вариантов. Однако задача решения проблемы выбора в орфограмме заставляет создавать такие иллюстрации, но с буквами-сигналами, помогающими ученику понять ошибочность написания. Некоторая доля юмора не только создает комфортную атмосферу урока, но по сути является мнемоническим приемом.

В процессе изучения орфографии встречаются анимации, первый план которых представляет собой картинку-вопрос. Порядок организации изучения орфограмм разными категориями учеников при этом существенно не изменяется.

Практически каждая орфограмма-буква в русском языке имеет исключения. Поэтому со словарными словами в сетевом учебном курсе ведется целенаправленная работа. Значение непроверяемых слов объясняется, они включаются в проверочные и контрольные работы.

Сделать работу со словами с непроверяемыми написаниями более эффективной позволяют проверочные и творческие задания. Например, продолжая разговор о словах-исключениях в орфограмме «И, У, А после шипящих», в уроке № 13 мы встречаем ряд заданий, позволяющих отработать грамотное правописание этих слов:

тест «Проверь себя»;

звуковой диктант, включающий слова-исключения;

вариант домашнего задания, ориентирующий обучаемых на создание сочинения с употреблением как можно большего количества слов-исключений.

При использовании сетевого учебного курса в классно-урочной системе можно порекомендовать применять «зрительные» диктанты. Открывая доступ к словам на 7-8 секунд, советуем прочитать и запомнить их, но не по слогам, а как бы «фотографируя». В данном случае будет полезен эффект остаточного свечения: смотрим на ярко освещенный монитор компьютера, на котором слова-исключения выделены крупным шрифтом и символьным цветом, быстро закрываем глаза и, еще некоторое время продолжая видеть светящиеся слова, запоминаем их написание.

Эффективность таких зрительных диктантов достаточно высока: начиная с запоминания 2-3 слов, во втором полугодии можно дойти до 8-10 слов.

В центре методики работы по формированию орфографической зоркости стоит работа над значением слова. Пришедшие из начальной школы дети в 99 случаях из 100 применяют следующий алгоритм проверки написания слова: измени слово или подбери однокоренное таким образом, чтобы гласная стояла под ударением; измени слово, чтобы после сомнительной согласной стояла гласная, и так далее. Однако недостаточность словарного запаса делает подбор проверочных слов трудным занятием, к тому же написание многих слов вообще не поддается такому объяснению.

Объяснить – значит сделать правописание ясным. Возможности сетевого мультимедийного курса позволяют обеспечить школьникам целый спектр приемов, облегчающих решение этой непростой задачи:

узнать точное значение этого слова (онлайн словари);

узнать этимологию слова (рубрики, гипертекст, гиперссылки, онлайн-словари);

справиться о правописании этого слова (подсказки в тренажерах, лингвистические справочники онлайн);

получить исчерпывающую информацию от сетевого преподавателя;

проверить написанный словарный диктант по эталону (рубрика «Словарная работа» никогда не бывает гипертекстовой, расположена в основном учебном поле урока);

выполнить задание с открытым ответом, а затем в форуме по уроку поделиться с другими учениками полученной информацией.

После последовательного предъявления школьнику содержания орфограммы и знакомства с орфографическим правилом начинается дальнейшая работа по формированию практической грамотности. Применение орфографического правила в ряде случаев демонстрируют мультимедийные объекты или статичные изображения, задавая необходимый алгоритм действиям ученика.

Далее в контенте сетевого урока содержатся тренажеры, задания с открытым ответом и тесты «Проверь себя», последовательно формирующие орфографические умения по заданной теме, конечная цель которых – успешное применение орфографического правила на практике.

Тренажер позволяет получить дополнительную информацию по выполнению задания (наличие клавиши Подсказка), а также правильный ответ:

обнаружение орфограммы в словах, тексте;

объяснение правильного выбора в орфограмме;

выбор правильного ответа;

применение орфографического правила.

Тест «Проверь себя» представляет собой контрольное задание с тройной ротацией.

Работа по формированию орфографического умения должна продолжиться дома. Каждый урок содержит не менее двух дифференцированных по уровню сложности разнотипных вариантов домашнего задания. Одно из них ориентировано на репродуктивный ответ на поставленные по теме урока вопросы. Второе направлено на формирование творческих способностей учеников или на систематизацию полученных знаний. Часто второй вариант домашнего задания предлагает детям нестандартные формы выполнения задания, например создание шпаргалки.

На уроках-практикумах полученные орфографические навыки отрабатываются и доводятся до автоматизма. Каждый такой урок состоит из двух частей:

тренажеры по заявленной теме;

контрольные задания (тесты).

Такая структура уроков, в большинстве своем предваряющих уроки промежуточного и тематического контроля, позволяет в комфортной для ребят обстановке сначала «отрепетировать» контрольные задания второй части урока-тренажера, а затем выполнить контрольные задания. Тренажеры, тесты и задания уроков промежуточного и тематического контроля однотипны и в большинстве своем различаются лишь дидактическим наполнением.

В уроки сетевого курса включены специально разработанные проверочные и тренировочные работы – диктанты и изложения для проведения аналогичных работ в очной школе. Право учителя в этом случае – воспользоваться готовыми материалами или включить в процесс контроля собственные наработки.

Заметим, что уроки типа «диктант» или «изложение» имеют дублирующие проверочные задания в виде тестов онлайн. Это сделано для того, чтобы ученики, процесс обучения которых проходит в Сети, также смогли проконтролировать успешность изучения курса русского языка в режиме онлайн.

Неоценимую помощь в работе над совершенствованием практической грамотности школьников окажут мультимедийные объекты, предоставляющие им возможность составить фильм-презентацию с использованием текстовых или иллюстративных подсказок, содержащихся на слайдах. Анализируя изученное и соотнося с изобразительно-текстовым рядом слайдов, ученик в оптимальном для него порядке расставляет слайды-картинки, перемежая их слайдами-текстами. У него есть возможность оставить свои комментарии в строке Титры. После оформления он впечатывает название фильма и может начать просмотр. У каждого из детей получается свой вариант фильма-презентации. Так подведение итогов повторения орфограммы превращается в увлекательную игру, направленную на переход от формально-знаниевой к личностно-деятельностной (компетентностной) парадигме.

Описанные методические рекомендации не носят исчерпывающего характера, так как сетевой учебный курс НП «Телешкола» рассчитан на творческое использование с учетом конкретных условий организации учебного процесса, возможностей педагога-предметника, а также степени подготовленности обучаемых. Вариативность всех элементов контента сетевого курса по русскому языку для учеников 5-х классов обуславливает возможность моделирования астрономического количества траекторий изучения той или иной темы курса.

Галина МАЛЁВА, руководитель методического отдела Центра разработки ЭОР НП «Телешкола»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте