Одна из главных проблем эффективного использования ИКТ учителями на уроках заключается в том, что рядовой преподаватель, даже владеющий компьютером, зачастую весьма слабо представляет себе, как следует применять его при изучении той или иной темы. Попытаемся дать некоторые рекомендации для пользователей-предметников*.
Комментарий «УГ»*См. также статью Дины ШАГАЛЕЕВОЙ «Ключевое слово», №18, 2008 год, «ИКТ в образовании».
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Пример использования слайд-задания на исправление ошибок
Учитель готовит слайд с предложениями, в которых допущены ошибки (рис. 1).
Цель использования: подготовить основу для актуализации, повторения знаний предыдущего урока, для проверки домашнего задания, работы над ошибками или для подведения итогов урока.
Условия: наличие экрана, проектора, компьютера.
Преимущества: организация фронтальной проверки результатов работы (активизируется внимание всего класса, ответы появляются последовательно, по щелчку мыши, есть возможность обсудить ошибки). Данный вариант работы удобен тем, что его можно организовать и не в компьютерном классе. Для наглядности верные ответы выделены другим цветом.
Деятельность учителя: инструктирует учеников о цели, форме работы. Если форма работы фронтальная, то учитель за своим компьютером по щелчку мыши показывает верный ответ. Настройка анимации: неверное слово зачеркивается (наложена анимация на автофигуру «линия», вход – появление, по щелчку), и над ним появляется верный ответ (наложена анимация на «надпись», вход – появление, по щелчку).
Деятельность учеников: если слайд демонстрируется с экрана, то ученики отвечают с места, объясняя допущенную ошибку, если слайд демонстрируется на интерактивной доске, то ученик работает на слайде у доски, используя инструмент Перо.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Пример использования видеоролика (слайд-шоу)
Учитель готовит видеоряд или слайд-шоу, например, об архитектурных сооружениях Петербурга, Москвы. Вопросы, на которые ученики должны ответить после просмотра, или объекты, которые они должны узнать, необходимо разместить на карточках.
Цель: обеспечить наглядную основу для актуализации знаний ученика на уроке обобщения, перед работой в группах. Это задание также может быть использовано для подведения итогов урока.
Преимущества использования: возможность проведения коррекции ошибочных ответов. Можно показать видеоролик повторно, с комментариями учителя или детей. Этот прием акцентирует внимание на ключевых моментах. Кроме того, создается иллюстративная опора, с помощью которой учителю легче вызвать учеников на диалог, актуализировать необходимые знания.
Деятельность учителя: инструктирует ребят о цели, форме работы. Для активизации всех детей в обсуждении можно разбить их на мини-группы, каждая из которых отвечает на свой вопрос. По истечении заданного времени учитель организует само- или взаимопроверку.
Деятельность учеников: после просмотра видеоролика или отдельных его фрагментов школьники могут выполнить следующие действия:
ответить на заранее поставленные вопросы (представлены на доске или на карточках);
описать явления, характерные его признаки, увиденные в фильме, слайдах;
сформулировать выводы;
определить недостающие или лишние объекты в рамках изучаемой темы, раздела: предметы, явления, достопримечательности и так далее.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Усвоение новых знаний и способов действий
Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
Приемы для реализации дидактической задачи средствами ИКТ:
1) Использование слайда(ов), на котором(ых) подготовлены объекты: подписи, чертежи, схемы, формулы, иллюстрации и так далее, доступные для перемещения во время объяснения.
2) Использование инструмента Фотокамера из инструментария интерактивной доски. Во время демонстрации видеоролика из коллекции ЦОР или созданного учителем можно сделать фотокадр и более подробно рассмотреть важные детали.
3) Использование видеоролика с записью алгоритма выполнения задания – это позволяет сделать инструментарий интерактивной доски.
4) Использование инструмента Лупа (Прожектор) из инструментария интерактивной доски: можно акцентировать внимание на объекте в любой части экрана, при этом остальные объекты скрываются, есть возможность установить форму Прожектора и степень прозрачности.
5) Использование Flash-файлов для моделирования различных процессов: учащиеся могут участвовать в виртуальных опытах. Соответствующие файлы отмечены значком . Для их просмотра необходимо, чтобы был установлен Flash-проигрыватель.
Пример использования флипчарта для построения модели предложения
На слайде подготовлены объекты для составления трех различных моделей предложения: вопросительного, утвердительного и отрицательного (рис. 2).
Цель: подготовить основу для формирования умений моделировать предложение в различных конструкциях.
Условия: наличие интерактивной доски, проектора, компьютера.
Преимущества: активизируется внимание всего класса, есть возможность мобильного управления объектами на доске. Учитель экономит время на уроке за счет того, что отпадает необходимость много писать мелом. Объекты на слайде обеспечивают также образное восприятия материала (особенно если отсутствует другая наглядность). Для усиления эффекта используются приемы шрифтового выделения главного, существенного в изучаемом материале, при формировании понятия – выделение характерных признаков.
Деятельность учителя: сам показывает пример модели построения предложения при объяснении нового материала.
Деятельность учеников: строят другие предложения с помощью перемещения и клонирования (дублирования) текста под чертой. При этом правильность выполнения отслеживает не только учитель, но и класс.
Первичная проверка понимания
Дидактическая задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
1) Использование слайда(ов) с заданиями репродуктивного характера, с организацией последующей самопроверки на этом же или на другом слайде (переход осуществляется по гиперссылке). Анимация появления ответов, этапов решения и т.д. настроена по щелчку – таким образом, дети не сразу видят все ответы и есть возможность обсудить варианты ответов.
2) Использование слайда(ов), на котором(ых) подготовлены объекты: подписи, чертежи, схемы, формулы, иллюстрации и т.д., доступные для перемещения. Ученики имеют возможность собрать модель по образцу, правильно расставить объекты, поменять порядок и проч.
3) Использование инструмента Перо из инструментария интерактивной доски: ученики имеют возможность зачеркнуть, подчеркнуть, дописать, дорисовать.
Пример использования флипчарта для разбора слова
На слайде подготовлены объекты для разбора слова по составу. Используя инструментарий интерактивной доски, можно установить затенение экрана на ответ с помощью инструмента Ширма, который можно отключить во время проверки. Верный ответ может быть приготовлен и на другом слайде, переход на который организуется с помощью гиперссылки (рис. 3).
Цель: подготовить основу для формирования умений выполнить разбор слова по составу.
Условия: наличие интерактивной доски, проектора, компьютера для учителя.
Преимущества: активизируется внимание всего класса, есть возможность мобильного управления объектами на доске с целью исправления ошибок.
Деятельность учителя: инструктирует детей о цели, форме работы, для осуществления проверки правильности результата открывает ширму, комментирует ошибки.
Деятельность учеников: один работает у доски (используя предложенный набор обозначений частей речи, перемещает их на интерактивной доске в нужную позицию слова – разбирает слово по составу), остальные работают в тетради.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, у доски.
Учитель готовит слайд со словами, в которых допущена орфографическая ошибка. Дети учатся пользоваться словарем. При этом отрабатывается контрольно-оценочная деятельность (рис. 4).
Цель: обеспечить закрепление способов действий со словарем (можно также использовать для актуализации знаний и для подведения итога, обобщения).
Условия: наличие экрана (интерактивной доски), проектора, компьютера для учителя.
Преимущества: создание атмосферы активного творческого труда, стимулирование контрольно-оценочных действия учеников; кроме того, иллюстрирование слов способствует их лучшему восприятию и запоминанию. Данный вариант работы удобен тем, что его можно организовать и не в компьютерном классе. Для наглядности верные ответы выделены другим цветом.
Деятельность учителя: инструктирует детей о цели, форме работы, подводит итоги работы групп. За своим компьютером по щелчку мыши он показывает верный ответ, при этом неверная буква зачеркивается (наложена анимация на автофигуру «линия», вход – появление, по щелчку) и над ней появляется верная буква (наложена анимация на «надпись», вход – появление, по щелчку).
Деятельность учеников: дети находят слова в словаре и записывают в тетрадь верный вариант. Работа организуется в группах: каждый член группы отвечает за одно слово, находит его в словаре, затем проговаривает вслух по слогам остальным участникам группы. На интерактивной доске ребята могут поработать с инструментом Перо.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Дина ШАГАЛЕЕВА, методист Центра развития образования, Нижневартовск
Комментарии