В конце 1990-х годов в сфере образования Великобритании создана модель сотрудничества государства с частными компаниями, которая получила название «общественно-частное партнерство» (Public Private Partnerships, PPP). Содержание школ (строительство, ремонт, энергоснабжение) обеспечивается путем заключения контрактов между несколькими частными фирмами и местными органами образования. Однако с принятием нового закона об образовании и переносом центра тяжести в управлении и финансировании с местных органов образования на школы возникли новые взаимоотношения между общественным сектором, уже в лице отдельных школ или их объединений, и частными фирмами.
Участию частного сектора в образовании придается особое значение. Обслуживание образовательного процесса не только может, но и должно обеспечиваться частным сектором, это приведет, по мнению английских аналитиков, к росту эффективности бюджетных расходов.
Новый тип контрактов предоставляет обеспечение и управление активами одному контрагенту – школе, которая может получать от этого прибыль. Основное различие между традиционными контрактами и РРР состоит в том, что последние стимулируют эффективное распределение ресурсов.
Органы управления школы вовлекаются в контракт на самой ранней стадии – они решают, что нужно именно их школе. При этом не забывают об ответственности по контракту. Примечательно, что местная администрация должна получить одобрение Департамента образования и группы финансового контроля проекта. Затем от частных фирм принимаются заявки на участие в проекте. Коммерческий контракт заключается между местной администрацией (иногда органами управления школой) и фирмой, выигравшей конкурс.
В контракте прописаны работы и услуги, предоставляемые частным сектором, причем размер их оплаты не фиксирован, а колеблется в зависимости от их качества. Платежи осуществляются ежемесячно или ежеквартально. Если фирма нарушила условия контракта, он может быть расторгнут и передан другой фирме. Оплата производится только тогда, когда требуемые работы произведены, а услуги предоставлены.
Такие контракты дополняют традиционные капитальные расходы местных органов образования, расходы на ремонт и строительство школ. Привлечение частных средств позволяет повысить качество предоставляемых услуг и расширяет возможности местных администраций по техническому обеспечению и обслуживанию школ.
Существует несколько типов контрактов:
Схема, включающая планирование, строительство, финансирование и управление (DBFO) – агент со стороны частного сектора (возможно, несколько фирм) берет на себя обеспечение и долгосрочное управление проектом. Это стандартная схема в рамках программы стимулирования частного финансирования школ (PFI).
Смешанный договор между местными властями и частными фирмами. Отличие от предыдущей схемы в том, что в данном случае работы и услуги предоставляются фирмой, которой владеют и частный, и общественный секторы.
По оценкам экспертов, привлечение коммерческого сектора к выполнению работ дает 5-7 процентов экономии. В первую очередь это достигается за счет размещения бюджетных заказов на конкурсной основе. Образовательное учреждение в этом случае выигрывает дважды. С одной стороны, выбирает самое финансово выгодное предложение, а с другой – получает возможность привлечь для выполнения работ квалифицированных специалистов, которыми само не располагает. В том случае, если проект масштабный и затрагивает интересы нескольких образовательных учреждений, экономия достигается за счет «эффекта масштаба», то есть администрация имеет возможность при объявлении конкурса рассчитывать на скидки, связанные с большим объемом работ.
Комментарии