search
main
0

Единый образовательный контент в школе и дома. Организация образовательного процесса на основе ЦОР

Равная ценность образовательных комплексов для школьного и домашнего использования – девиз разработок фирмы «1С», выпускаемых в серии «1С:Школа» с 2004 года. Сохраняя эту идеологию в разработке контента, с 2008 года фирма «1С» уточняет концепцию организации конечных продуктов для удобства пользователей на домашнем и школьном рынках.

Новые образовательные комплексы будут выпускаться на платформе «1С:Образование 4. Дом», максимально удобной для индивидуального обучения и самообразования. В ближайшее время выходят первые образовательные комплексы на новой платформе: «История России. Часть 1. С древнейших времен до начала XVI века», «Русский язык, 7 кл.», «Природоведение, 5 кл.», «Физика, 10 кл.», «Геометрия, 7-9 кл.».

Разрабатываемая версия 2.0 системы «1С:Образование 4. Школа» позволит полноценно использовать тот же контент выпускаемых образовательных комплексов для группового и дистанционного обучения.

В последнее время в отечественных школах перестало быть экзотикой цивилизованное, управляемое различными системами поддержки учебного процесса использование цифровых образовательных ресурсов на уроке. Наличие такой системы позволяет обеспечить удобство загрузки, хранения ЦОР и их использования как на учительском компьютере с проектором, так и в компьютерном классе. Однако использование образовательных средств ИКТ обычно ограничивается учебным процессом на уроке, а выполнение домашних заданий учениками с помощью этих систем возможно только на компьютерах, предназначенных для основных занятий, в связи с технологическими трудностями и лицензионной политикой производителей. В результате теряется важнейший компонент учебного процесса – самостоятельная (домашняя) работа, особенно важный при использовании инновационных учебно-методических комплексов, активно использующих ЦОР.

При разработке новой версии системы организации и поддержки образовательного процесса «1С:Образование 4. Школа 2.0» фирма «1С» предусмотрела возможность преодоления этих трудностей. Задания из журнала системы учитель или ученик выгружают вместе с комплектом необходимых для выполнения задания ЦОР. Ученик приносит задание домой на сменном носителе или получает его по e-mail, выполняет с помощью домашней версии платформы, поставляемой вместе с образовательными комплексами, и аналогичным способом возвращает подробные результаты выполнения домашнего задания в систему «1С:Образование 4. Школа 2.0», которая их автоматически оценивает по тем же принципам, что и задания, выполненные внутри системы (см. ниже).

Разработка системы программ «1С:Образование 4. Школа 2.0» во многом связана с проектом ИСО (www.ntf.ru), в рамках которого разработана предыдущая версия системы, предназначенная для организации локальных коллекций ЦОР и их использования на уроке (www.edu.1c.ru/elsp). По результатам апробации системы в 54 школах пилотных регионов проекта ИСО, проходившей с октября 2006 года по ноябрь 2007 года, проведены необходимые доработки, после чего система поставлена в 6000 школ регионов проекта для дальнейшей апробации.

Помимо сказанного выше версия 2.0 системы «1С:Образование 4. Школа» включает в себя весь функционал работы с федеральной и региональными коллекциями ЦОР (www.school-collection.edu.ru) в соответствии с подходом, принятым в проекте ИСО. Преимущества данного подхода в том, что, с одной стороны, разрабатываются не отдельные ресурсы, а продуманные и снабженные методическими рекомендациями наборы, а с другой стороны, каждый набор легко разбирается на отдельные элементы, из которых пользователи могут формировать собственные наборы и коллекции. Наиболее эффективна установка системы в клиент-серверном варианте, когда локальным хранилищем ЦОР является школьный сервер. Для работы с проектором поддерживается специальный режим демонстрации учебных материалов, позволяющий параллельно работать с другими ресурсами в системе на экране компьютера. Предусмотрена возможность формирования портфелей ресурсов – как личных, для каждого пользователя, так и групповых.

Система «1С:Образование 4. Школа» имеет встроенный электронный журнал, который позволяет формировать комплекты ЦОР к урокам и домашним заданиям и выставлять оценки по итогам их выполнения. Электронный журнал полностью согласован с системой «1С:Управление школой», поставляемой во все общеобразовательные учреждения России в рамках ПНП «Образование» (http://obr.1c.ru/newsItem.jsp?id=1195). Списки классов, учеников и преподавателей не надо вводить заново, а можно получить из системы «1С:ХроноГраф Школа 2.5», входящей в состав пакета «1С:Управление школой», что значительно облегчит возможность формирования единого информационного пространства школы. При этом результаты учебной деятельности система «1С:Образование 4. Школа» передает в «1С:ХроноГраф Школа 2.5».

Электронный журнал интегрирован и с локальной коллекцией: поурочное планирование можно не только сформировать полностью самостоятельно, но и воспользоваться готовым поурочным планированием, например, загруженным в локальную коллекцию из Единой коллекции образовательных ресурсов. В этом случае к каждому уроку окажутся автоматически прикреплены ЦОР, рекомендованные авторами поурочного планирования. В то же время у учителя остается возможность внесения корректив как в поурочное планирование, так и в перечень ресурсов к уроку. Журнал обеспечивает возможность эффективного контроля учебной деятельности со стороны учителя. Аналогично самоконтроль ученика обеспечивается через его личный электронный дневник. Учитель может назначать задания как всему классу целиком, так и группе учащихся, формируя групповые и индивидуальные образовательные траектории и календарь индивидуальных заданий.

Эквивалентность структуры визуального представления информации в электронном журнале и обычного «бумажного» классного журнала упрощает учителю освоение электронного варианта основного документа отчетности преподавателя. Однако возможности электронного журнала гораздо богаче его бумажного аналога, он позволяет автоматически получать результаты тестирования, отслеживать выполнение заданий, в любой актуальный момент добавлять или повторять ресурсы и задания в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией конкретного ученика, переназначать проболевшему ученику пропущенный материал и многое другое. И хотя система может «посоветовать» учителю поставить ту или иную оценку за урок на основании методик оценки результатов тестирования, заложенных авторами цифровых ресурсов, окончательную оценку выводит сам учитель.

Участники образовательного процесса могут обмениваться сообщениями по внутренней почте системы. Кроме того, у учителя есть возможность организовать обсуждение той или иной темы на электронной доске обсуждений, пригласив к обсуждению учеников.

Из новых функций системы в версии 2.0 отметим также полнотекстовый поиск по всем ресурсам в системе и настраиваемые варианты оформления пользовательского интерфейса, в том числе возможность создания эффектных оболочек, по внешнему виду аналогичных интерфейсу системы «1С:Образование 4. Дом».

Итак, системы «1С:Образование 4. Школа 2.0» и «1С:Образование 4. Дом» удобно дополняют друг друга, образуя единую среду для обучения в школе и дома. Их интеграция позволяет традиционно дополнить школьные уроки самостоятельной работой учащихся во внеурочное время, не теряя при этом все возможности ЦОР.

Елена БАХТИНА, Игорь КУЗОРА, Татьяна КРУПА, фирма «1С», Москва

repetitor@1c.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте