search
main
0

Единство России и Беларуси в «Слове…». «Слову о полку Игореве» – 825 лет

Сергей ПИМЧЕВ, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования: – В ясный сентябрьский день мы с коллегами обсуждали только что проведенный урок по «Слову о полку Игореве», подготовленную красивую электронную презентацию, то, насколько получилось вовлечь девятиклассников во вселенную «Слова…»… А подумали вдруг о другом: как «Слово…» изучают в украинских и белорусских школах? Хотя древняя русская литература и считается источником для национальных литератур наших народов, а Древняя Русь – их общей исторической колыбелью, появился недавно новый методологический термин – «политкорректность». И «Слово…», где автор ставит проблему разделения Руской земли, может звучать, мягко говоря, неполиткорректно…

Досье «УГ»Дата: 11 марта 2010 г.Время: 15.00.Место проведения: Гимназия №1544, ул. Пенягинская, д. 14 (ст. м. «Митино»).Оргкомитет: Центр педагогических конкурсов и управления проектами МИОО.Телефон: 977-54-11.Электронная почта: lasavinkova@yandex.ruСайт: www.mioo.ru раздел Центра педагогических конкурсов и управления проектами.Предполагается организация интернет-трансляции на сайте ОМЦ Северо-Западного учебного округа: www.szouo.rcsz.ru. Затем видеосъемка урока будет размещена на сайте Московского института открытого образования….Судьба «Слова…» проложена «тропою Траяна» в русской литературе, искусстве, истории – это путь учительского ваяния национального облика народа: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов, Блок, Есенин, Бунин, Ильин, Шолохов, Твардовский… Воспитания у людей национального характера, самостоянья.

Мы написали письма коллегам в Беларусь и на Украину, причем на Украину именно в Чернигов, где 800 лет назад княжил Игорь. Кстати говоря, черниговский Спасо-Преображенский собор – древнейший из сохранившихся храмов Руси. Мы узнали, что в Чернигове энтузиасты ежегодно организуют историческую реконструкцию битвы на реке Каяле, где однажды присутствовали президенты (не на битве, разумеется, а на реконструкции…).

Ответ получили из Минска, от Клуба учителей «Большая перемена». Минск… Я бывал в Минске на научных конференциях и всегда вспоминаю теплое чувство родного дома, красивый уютный центр, приветливых людей, мелодичный белорусский язык, особый воздух! Одним словом, люди там – наши. Почему только между нами какие-то политические границы…

Клуб «Большая перемена» объединяет учителей – участников профессионального конкурса «Учитель года» в Минске. Совместно с Минским городским институтом развития образования (Центром поддержки и развития образовательных инициатив педагогических работников) Клуб инициирует и реализует значимые социально-педагогические проекты. Мы благодарны нашим минским коллегам за поддержку проекта Международного открытого урока «Единство России и Беларуси в «Слове…». С московской стороны в подготовке урока участвуют лауреаты конкурса «Учитель года Москвы» совместно с Московским институтом открытого образования (Центром педагогических конкурсов и управления проектами).

Проект поддержан Комитетом образования Минска и Департаментом образования Москвы. Непосредственную организационную помощь в Москве оказывают Северо-Западное окружное управление образования и его окружной методический центр. Сам урок проходит на базе гимназии №1544, и, естественно, в нем участвуют гимназисты.

Мы благодарим за оказанную моральную поддержку Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств, на заседании которого представляли этот проект.

Урок посвящается 825-летию «Слова о полку Игореве». Точная дата создания произведения не определена, но примерный интервал исследователями называется – 1185-1187 годы. В 1983-1986 годы 800-летие «Слова…» широко отмечалось мировой общественностью под эгидой ЮНЕСКО, специальное постановление которой было принято за несколько лет до самого юбилея. Образовательным проектом Международного открытого урока «Единство России и Беларуси в «Слове…» мы хотели бы напомнить молодежи, учителям о замечательном эпическом памятнике нашей общей истории и культуры.

Одно из посвящений урока – опере А.Бородина «Князь Игорь», 120-летию премьеры в Мариинском театре Санкт-Петербурга в 1890 году. Идею оперного сюжета по «Слову…» Бородину предложил энциклопедист, художественный критик Владимир Стасов. В монографии о Бородине он подробно эту драматичную саму по себе историю описал: «Я доставлял ему (Бородину. – С.П.) из Публичной библиотеки летописи, трактаты, сочинения о «Слове о полку Игореве», переложения его в стихи и прозу, исследования о половцах; он читал, сверх того, эпические русские песни… эпические и лирические песни разных тюркских народов… получил… некоторые мотивы из песен финско-тюркских народов… музыкальные мотивы, записанные… в Средней Азии или у потомков древних половцев, живущих еще… в одном округе Венгрии. Конечно, все это вместе придало необыкновенную историчность, правду, реальность и национальный характер не только его либретто, но еще более к самой музыке». Настоящее историческое исследование! 17 лет сочинялся «Князь Игорь», сам Бородин закончить оперу не успел. Его друзья, композиторы Римский-Корсаков и Глазунов, завершили оперу и подготовили к постановке. Поистине огонь одного духовного подвига зажигает искры творческого подвижничества!

Среди посвящений проекта – Году учителя в России. И это не простое хронологическое совпадение – эффектная педагогическая нумерология. Классическая русская литература по сути своей учительская. Великий писатель – всегда учитель жизни, прилагающий свой дар к тому, чтобы мы приоткрыли важные тайны будущего, сохранив жизненное время и силы для главного – поиска, творчества, созидания. Учитель же – писатель, призванный начертать человеческую судьбу, скульптор, ваяющий человеческий характер – залог будущего. И даже когда по улицам будут ходить биороботы, внешне неотличимые от нас, а возможно, рассудочно нас превосходящие, мы все равно будем владеть родовым преимуществом человека – способностью учиться и учить.

Наконец, урок посвящается и профессиональному конкурсу «Учитель года Москвы», его 20-летию. Конкурс «Учитель года» можно назвать формой самообучения, одним из способов саморазвития. Особенность конкурса состоит прежде всего в выявлении инновационных элементов содержания образования, его методов и форм (то, что и составляет, собственно говоря, развитие), когда непосредственным и полноценным их разработчиком выступает учитель. Учитель как разработчик, как творческий работник, даже как исследователь, аналитик, побеждая в конкурсе, утверждается в таком качестве, перенося эту логику в образовательный процесс и превращая тем самым в разработчиков, творцов, исследователей своих учеников. Как это пригодится им в жизни! Стратегию профессионального конкурса «Учитель года Москвы» мы видим именно такой. Ее концептуальные, методологические основания, описание инновационного опыта учителями-авторами систематически представляются педагогическому сообществу в периодическом альманахе «Профессиональный конкурс «Учитель года Москвы». Анализ – необходимое условие концептуального осмысления и организационного развития и самого конкурса, и сферы образования, и общества в целом.

Посвящая урок общей судьбе народов России и Беларуси, мы и заглядываем в будущее, и одновременно пишем, ваяем его. Урок приобретает прогностическое содержание. Интерес и внимание к проекту такого рода выступает свидетельством, надеемся, нашего совместного пути к другим векам… В этом, на мой взгляд, заключается актуальность проекта.

Итак, мы увидим два урока, которые готовят минская и московская команды. Содержание урока минской команды для нас пока секрет, а вот с замыслом московской команды предлагаем читателю познакомиться. Тема нашего урока: «504 строчки… Пророчество древнерусского эпоса. Так начинались мы (Русь как инновационный центр Евразии)».

Проблема: можем ли мы видеть в явлениях повседневности знаки будущего? Можно ли этому учиться? Каков прогностический потенциал содержания образования? Как его раскрыть?

Цель проекта – разработать прогностическую модель урока.

Для этого в качестве первоисточника мы выбрали произведение древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве» и попытались проанализировать его содержание с точки зрения наших сегодняшних, актуальных проблем жизни, обратиться к первоисточнику с вопросом, проблемой: каковы истоки складывания нашего национального самосознания? Предпринятые исследовательские шаги нашли отражение в задачах.

Основные задачи:

– выявить ведущие глубинные тенденции, определившие социально-культурное и политическое развитие народов Евразии на протяжении тысячелетий;

– понять основной характер мировоззренческих ценностей и социальной позиции автора «Слова…», стоявшего у истоков складывания национального самосознания Русской земли, России как субъекта мировой истории;

– обозначить, проявить художественно-педагогическими средствами связь времен и эпох: «Слова…», Куликовской битвы, Двенадцатого года, Великой Отечественной войны, современной России, Беларуси и Украины;

– определить связь времен, признаки мировоззренческого «посыла» «Слова…» в художественных произведениях последующего времени;

– предложить аудитории ответить на вопрос: «Слово о полку Игореве» – архаический текст или гражданский призыв, пророчество?».

Основное содержание и драматургический конфликт. Участники пытаются понять мотивы и основания, которыми мог руководствоваться автор «Слова…», создавая произведение высокого патриотического накала и тонкой художественной формы о, казалось бы, «рядовом» военном походе «третьестепенного» русского князя, к тому же еще и неудачном. Мало было других неудачных (или удачных) походов? Или не хватало первостепенных князей? Тривиальное событие как объект глубокого художественного анализа… Звучит не очень убедительно. В этом и заключается проблема. Кроме того, в ходе ее изучения в качестве «свидетельств» могут быть привлечены важные для этой темы факты и мнения, но находящиеся обычно вне «образовательного оборота», за пределами стандартного содержания образования.

Можно предположить, что ни в «Слове…» явным образом, ни в основном блоке посвященной ему научной литературы не учтены (по крайней мере, достаточно) какие-то существенные обстоятельства, с помощью которых указанный диссонанс не резал бы слух. Такова рабочая гипотеза педагогического исследования.

Для разработки выбрана следующая основная идея: автор – выдающийся русский мыслитель конца XII века, интеллектуал, политик, историк и литератор, поэт и писатель, умудренный жизненным и политическим опытом. Он прекрасно понимал текущие политические задачи Руси, но осознавал их в масштабном историческом контексте – глубинном понимании тенденций развития, характерных для широкого географического ареала Евразии, на протяжении, возможно, тысячелетий. Понимая эти тенденции, автор мог реально представить возможные и наиболее вероятные долгосрочные перспективы и угрозы (что и оправдалось!), а значит, в основание прогноза и стратегии действий для Руси на будущее вложить проверенные ходом истории ценности и методологию анализа. Политическая элита Руси того периода в лице княжеской власти в силу погруженности в военные, организационные, хозяйственные дела, но принимавшая конкретные политические решения, видимо, недостаточно остро такую необходимость осознавала, испытывала дефицит и понимания, и воли для ее преодоления, то есть не оказалась внутренне зрелой и консолидированной для данной исторической ситуации. Тревожный голос мыслителя, набатные слова автора «Слова…» не воплотились, к сожалению, в конкретные политические решения и поступки. Видимо, трагизм и связанный с ним пафос автора и объясняется тем, что он вполне реалистично предвидел и возможные будущие проблемы Руси, и внутренние сложности, органическую неспособность и неготовность Руси к встрече с ними. Производя историко-педагогическую реконструкцию, мы актуализируем каскад имен, фактов, образов отечественной истории и культуры, которые, как магнитное поле планеты, питаются «Словом…» и возвращаются к нему.

В ходе урока предпринимается попытка прежде всего раскрыть панорамный исторический контекст, связь времен – прошлого и будущего, их перекличку, понять, если хотите, вековой «код России». Так можно сформулировать его цель.

Предмет анализа – связь времен, раскрытая на основе мировоззренческих ценностей и воплощающих их художественных образов, заключенных в «Слове…».

Новизна заключается в разработке прогностической модели урока, когда первоисточник изучается в проблемном ключе с целью глубже понять современность и представить контуры будущего, в применении метода ретроспективного анализа, когда анализ более поздних по времени произведений полнее раскрывает смысл первоисточника.

Практическая значимость: содержание урока может быть диверсифицировано по форме для практического применения: оно может оставаться педагогическим спектаклем (на основе данного сценария), стать презентацией для классного часа или фрагмента урока, темой самостоятельной исследовательской работы учителя, школьника, студента.

Наконец, нужно представить основных действующих лиц – тех, кого увидим на сцене:

– учитель истории – Андрей Романов, учитель русского языка и литературы школы №1205 Юго-Западного округа, заслуженный учитель России, лауреат профессионального конкурса «Учитель года Москвы»;

– учитель литературы – Галина Нефедова, учитель русского языка и литературы, методист окружного методического центра Западного округа, лауреат профессионального конкурса «Учитель года Москвы»;

– писатель – Андрей Можайский, учитель истории школы №827 Северо-Западного округа, кандидат исторических наук, доцент, заместитель декана исторического факультета Московского педагогического государственного университета, лауреат окружного этапа профессионального конкурса «Учитель года Москвы»;

– гимназисты – учащиеся гимназии №1544 Северо-Западного круга (два состава): Сергей Баранов, Кирилл Карпов, Рита Литвинчук, Анна Прокопенко, Анастасия Продан, Екатерина Таразанова, Мария Старцева, Александра Туманова, Никита Федоров.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте