В России, как и в большинстве развитых стран, все больше развиваются процессы включения детей с отклонениями в развитии в образовательную среду (в том числе и считавшихся ранее необучаемыми). Для этого существует много причин. Одна из них – экономическая, ведь потом гораздо меньше затрат требуется на реабилитацию ребенка-инвалида и социальную поддержку семьи, его воспитывающей, чем на содержание его в интернате в течение всей жизни. Другая – морально-этическая: сегрегация или выбрасывание из общества инвалидов – всего лишь одна из сторон жизни общества с низким уровнем развития толерантного сознания. Такое же отношение может возникнуть к любому «непохожему», кем бы он ни был: инвалидом, рыжим, человеком другой национальности. Как же сделать так, чтобы ребенок-инвалид был адаптирован и интегрирован в общество?
Самоценность детства всегда была одним из принципов, на которых базировалась российская система дошкольного образования. Поэтому возможность быть просто ребенком, иметь друзей, играть с ними, ходить в гости, быть принятым окружающими уже говорит в пользу инклюзивного образования.
«Единство непохожих…» – девиз групп детского сада комбинированного вида №385, работающих в режиме эксперимента по отработке моделей инклюзивного воспитательно-образовательного процесса для детей с синдромом Дауна и сложным дефектом. Мы ведем нашу работу под руководством заведующего кафедрой клинической психологии раннего детства МГППУ, доцента, кандидата медицинских наук А.Казьмина, сотрудничаем с Северным окружным Центром медико-психолого-социального сопровождения «Лекотека» и некоммерческим фондом помощи детям с синдромом Дауна «Даунсайд Ап».
Процесс включения – многосторонний процесс. Это и адаптация ребенка с нарушениями в развитии к коллективу нормально развивающихся сверстников, и готовность детей принять своего «необычного» ровесника. Нельзя исключить из этого процесса и отношение родителей к общению собственного ребенка с «особыми» детьми, и готовность педагогов работать в непривычных условиях. Кроме того, педагоги в своей работе постоянно сталкиваются с различными мифами о детях с синдромом Дауна: это и мнение о чрезвычайной агрессивности таких детей, и обратное мнение – об исключительном добродушии и покладистости даунят. Какие же они, эти «особые» дети? Прежде всего они разные, как и все люди. Стоит признать, конечно, они не будут идти в ногу со своими сверстниками, но это не значит, что совсем не способны научаться. Они вполне обучаемы, просто даунятам нужно больше времени, усилий, чтобы освоить какую-то деятельность, так как все этапы раннего развития у этих детей оказываются растянутыми во времени.
Цель нашего коллектива – удовлетворение индивидуальных личностных и образовательных потребностей каждого воспитанника, создание комфортных условий для пребывания ребенка в дошкольном учреждении независимо от состояния здоровья и уровня развития. Педагоги учреждения считают, что если их «особые» воспитанники, пусть пока с помощью родителей, смогут сказать то же, что и Соня, то они работают не зря: «Меня зовут Соня, мне 4 года. Я родилась не такой, как все, я – ребенок с синдромом Дауна. С самого моего рождения многие вещи мне давались нелегко. Я много и тяжело болела, позже других начала ходить, самостоятельно есть, говорить и делать многие другие вещи. Но я все равно осталась добрым и ласковым человечком. Когда мне исполнилось 3 года, я пошла в садик, к самым обычным детям. Порой мне было тяжело успевать за ними, но мне всегда помогали воспитатели и ребята из моей группы, и теперь я научилась очень многому. Я различаю и знаю цвета и формы, умею немножко считать, стала разговаривать, пою и танцую, а самое главное – у меня теперь есть ДРУЗЬЯ, которые не обидят слабого, не посмеются над непохожим!»
Мария ИЛЬИНА, учитель-дефектолог детского сада комбинированного вида №385
Комментарии