search
main
0

Единство эмоций и разума

У Наталии Ильиничны Элиасберг, доктора педагогических наук, заведующей кафедрой теории и методики гуманитарного образования Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства, своя система обучения школьников правам человека. Ее с успехом применяют в школах северной столицы. Наталия Ильинична второй год знакомит со своей системой слушателей семинаров в Екатеринбурге, проходящих в рамках проекта ООН “Содействие развитию образования в области прав человека”.

– Наталия Ильинична, обучение правам человека необходимо. Это признают многие педагоги, ученые. Но каким образом?
– Я думаю, что в силу специфики детского сознания права человека не должны выделяться как отдельный курс. К сожалению, в образовании живуча иллюзия: если с чем-то у нас неважно, то достаточно ввести какой-то предмет, и все будет хорошо. Когда вводили курс “Основы Советского государства и права” (это было как раз то время, когда начали бить тревогу по поводу роста правонарушений со стороны несовершеннолетних), то были уверены, что он решит эту проблему. А ведь ничего не изменилось, потому что знания – это одно, а поведение школьников – это другое. И между знанием и поведением лежит некий мост, который еще надо перейти. Это мост опыта, это мост чувств, это мост установок. А это все обеспечивается далеко не только знаниями. Мы, наоборот, убедились, что знания по праву могут повернуться не во благо, а во вред. Например, если мы очень много рассказываем о преступлениях, как это сейчас делает телевидение, то преступление уже не становится в сознании человека, особенно подростка, чем-то особенным. Вот то же самое происходит и с правами человека, правами ребенка. Сколько учебников написано, посвященных изучению прав ребенка! Особенно к десятилетию Конвенции о правах ребенка. А каков итог?
На мой взгляд, и права ребенка, и права человека должны изучаться в контексте этического, правового, и я бы сказала, и гражданского в целом образования. Ибо осознание своих прав есть одно из свойств гражданина. Но это осознание очень тесно связывается и с осознанием своих обязанностей.
В разработанной нами в Санкт-Петербурге целостной системе этико-правового образования нет отдельной программы по изучению прав человека. Но для нас права человека – это ядро содержания каждого этапа правового образования. В начальной школе мы изучаем права ребенка. Но на каком уровне? Я бы сказала: на уровне изучения ценностей. Основное содержание – это гуманистические и демократические нравственные ценности. В рамках этих ценностей – ценность человеческой жизни и право ребенка на выживание. Ценность индивидуальности и право ребенка иметь свое мнение.
Точно так же мы знакомим учащихся 5-7-х классов со Всеобщей декларацией прав человека. И опять мы возвращаемся к основным жизненным ценностям. Поэтому содержание Всеобщей декларации воспринимается школьниками в контексте ценностных нравственных ориентиров.
– Вообще детям младшего школьного возраста и ученикам 5-7-х классов довольно сложно осознать и усвоить основные положения официальных правовых документов…
– Я категорически против простого заучивания тех или иных положений, того или иного документа.
Мы провели интересный эксперимент. Я взяла книгу Усачева “Приключения маленького человечка”.
Мы с детьми с удовольствием прочитали эту книгу. Там есть много выдержек из декларации. А через год попросили ребят рассказать, что они запомнили. Они запомнили, что им было жалко Маленького человечка, что по отношению к нему люди поступили несправедливо. Текст Всеобщей декларации не запомнили. И это характерно. То есть остается в памяти то, что связано с образом, с чувствами, с переживаниями.
Требуется совершенно иной, а не традиционный механизм обучения.
– В чем он заключается?
– Мы уверены, что в общеобразовательный процесс надо смелее вводить методы воспитания. Ведь у нас он ориентирован в основном на методы дидактики, то есть на методы передачи знаний и познавательных умений. Это необходимо. Но нам нужны в учебном процессе и такие методы воспитания, которые дают эффект переживания, а на основе переживания происходит развитие чувств. Необходимо и применение методов, ориентированных на развитие коммуникативных умений, накопления у школьников опыта общения, взаимодействия на гуманистической основе. Для этого следует использовать деятельностные методы, игровые, тренинговые, которые оказывают значительно большее влияние на позицию человека, чем просто заученные знания.
Мы всегда говорим учителям, что надо не злоупотреблять словом. Но уж если мы используем слово, то оно должно быть таким, как сказал поэт: “Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести”. А просто слово, особенно слово, обращенное в первую очередь к логике, логической цепочке, часто убивает чувства. И с этой точки зрения, если говорить о каких-то наших находках в области приобщения учащихся к правам человека, то это накопление и применение методов, ориентированных на создание эмоциональной атмосферы, целенаправленного воздействия на чувства учащихся.
У нас в нашем арсенале есть 25 игр, тренингов, которые проводятся в определенной логической последовательности, составляя технологическую цепочку, в ходе реализации которой меняется отношение людей друг к другу, будь то учащиеся либо взрослые. Кроме того, очень важна совместная деятельность. Она необходима для создания чего-то полезного. И тогда появляется общая радость.
Наше образование слишком академично. Оно в основном ориентировано на науку. Недооценивается сюжетный компонент гуманитарных предметов. А мы убеждены, если мы хотим переживания, то нужно идти от сюжета, понятного, близкого, затрагивающего струны души, вызывающего внутренний диалог.
– А где еще можно взять материалы, способные вызвать переживания?
– У нас есть книга “Учимся думать о себе и о других”. Само название связано с правами человека. Здесь тексты ориентированы на переживание. Причем там почти нет назидания. В ней есть раздел, который называется “Первые уроки жизни”. Мы здесь идем от сюжета. Причем выбрали рассказы писателей о своем детстве. И ребята это запомнят. Причем чувством. Вот я и считаю, что, с одной стороны, сюжеты, а с другой – игры, тренинги должны быть составной частью обучения правам человека или приобщения к ним.
Наш курс в начальной школе “Я и мой мир” построен так. Сначала урок “Беседа-переживание”, включающий конкретный, интересный детям сюжет, а затем урок-практикум, включающий также игры и тренинги. И когда мы начали вводить в начальных классах ряда школ в порядке эксперимента курс “Я и мой мир”, вдруг оказалось, что учителя не умеют проводить беседы этического характера. Они предпочитают апеллировать к логике, использовать назидания, произносимые в авторитарном стиле. Кроме того, для “бесед-переживаний” не было достаточного количества текстов. Тогда мы с заведующей кабинетом начальных классов нашего университета педагогического мастерства Н. Лукиной создали книгу для чтения “Учимся думать о себе и о других”.
– Вы говорили об особенностях изучения прав человека в 1-7-х классах общеобразовательной школы, а как это происходит в 8-9-х классах?
– Само название учебного курса для 8-9-х классов (1 час в неделю) подчеркивает, что составляет ядро его содержания. Курс называется “Права человека в свободной стране”. Это правоведческий – обществоведческий курс, обеспечивающий не только систему правовых знаний, но и широкий круг практико-ориентированных знаний об обществе. Но ядро – права человека. В этот курс включен специальный раздел “Международное право о правах человека”, рассчитанный на 13 часов. За этим разделом следует обращение к основным положениям конституционного права, включая и изучение прав и свобод человека и гражданина России. А затем при рассмотрении различных сфер жизнедеятельности человека и его социальных ролей – семья, школа, трудовой коллектив, рынок, город, природа – рассматриваются его права и обязанности.
Наш петербургский учебник имеет, так же, как и учебный курс, красивое название “Права человека в свободной стране”.
– Наталия Ильинична, вы бываете в Екатеринбурге на семинарах, которые проходят в рамках проекта ООН “Содействие развитию образования в области прав человека”. Какое у вас впечатление об этой учебе учителей?
– Я с ними занимаюсь тренингами в рамках прав человека. Из нашей системы выделяю в первую очередь те приемы, те ориентиры, которые связаны с правами человека. Мы работаем над понятием “правовая культура”. Пусть права человека в чем-то могут быть шире права, но правовая культура есть то условие, которое помогает лучше понять и права человека.
Поэтому в Екатеринбурге мы вычленяем именно то ядро, что делает изучение прав человека более результативным.
На Урале меня встречают очень благодарные слушатели. Наши учителя в основном уже ознакомлены с системой этико-правового образования. Для них актуальны проблемы не первичного освоения, а дальнейшего совершенствования. А там интересен подход. Там идет семинар одновременно для городских и сельских учителей и для студентов. Причем между ними заметной разницы нет. Другое дело, что у педагогов больше опыта. А у студентов зато больший полет фантазии. Поэтому одни и те же приемы, одни и те же задания выполняют и студенты, и учителя.
Например, задание при рассмотрении структуры правовой культуры личности. Надо было нарисовать структуру личности, образно отразить искомый результат и показать место учителя в становлении правовой культуры школы. Естественно, у преподавателей был подход структурно-прагматический. Они более четко выделяли части правовой культуры личности, показали более детально их состав, изобразили хороших ребят как результат воспитания. А студенты дали несколько вариантов; они выделили части правовой культуры: знания, чувства, ценности, установки и опыт поведения. Нарисовали трех китов, на которых как бы строится вся наша работа. Но эти три кита плавают в океане жизни, и из этого океана жизни они вылавливают (в виде рыбы) ту информацию, те наблюдения, тот опыт, который позволяет этим китам расти. Я пришла в восторг от такой фантазии. Было приятно наблюдать, что те и другие играют с энтузиазмом. Правовые документы хорошо знают и студенты, и педагоги.
Когда прошел семинар, и мы посмотрели анкеты, то во всех наиболее высокую оценку получили деятельностные формы. Конечно, анкетам и лекциям отдавалось должное, но практической части придавалось большое значение, потому что из этой части семинара педагоги могут взять много нового для своих занятий с детьми.
На этих семинарах свою миссию я вижу в следующем. Во-первых, показать место обучения правам человека в общей системе гражданского и этико-правового образования. Во-вторых, познакомить и сегодняшних учителей, и будущих с теми педагогическими технологиями, которые делают эти темы более эффективными и привлекательными.

Маргарита КУРГАНОВА

Контактная информация

Координатор Проекта ООН
“Содействие развитию образования
в области прав человека” – Алена ПАВЛЫЧЕВА
E-mail: proobraz@mtu-net.ru
http://www.proobraz.ru
125315, Москва, а/я 28. “Проект ООН”.

Материалы, опубликованные в рубрике “Твое право”, поддерживаются в рамках Проекта ООН “Содействие развитию образования в области прав человека”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте