search
main
0

Единство эмоций и разума Опыт и проблемы

Наталия Ильинична Элиасберг, доктор педагогических наук, еще десять лет назад разработала систему правового образования, которая успешно используется в школах Санкт-Петербурга. Сегодня она рассказывает о своей методике.

– Наталия Ильинична, обучение правам человека необходимо. Это признают многие педагоги, ученые. Но каким образом? Это должен быть отдельный предмет или специальный блок в составе обществоведческих дисциплин?
– Я думаю, что в силу специфики детского сознания права человека не должны выделяться как отдельный курс. К сожалению, в образовании живуча иллюзия: если с чем-то у нас неважно, то достаточно ввести какой-то предмет, и все будет хорошо. Когда вводили курс “Основы Советского государства и права” (это было как раз то время, когда начали бить тревогу по поводу роста правонарушений со стороны несовершеннолетних), то были уверены, что он решит эту проблему. А ведь ничего не изменилось, потому что знания – это одно, а поведение школьников – это другое. И между знанием и поведением лежит некий мост, который еще надо перейти. Это мост опыта, это мост чувств, это мост установок. А все это обеспечивается далеко не только знаниями. Мы, наоборот, убедились, что знания по праву могут повернуться не во благо, а во вред. Например, если мы очень много рассказываем о преступлениях, как это сейчас делает телевидение, то преступление уже не становится в сознании человека, особенно подростка, чем-то особенным. Другой яркий пример. Много проблем у нас с семейным воспитанием, легко распадаются семьи, отцы и матери не выполняют своих обязанностей. Где-то в управленческих структурах посчитали: достаточно начать преподавать семейную этику, и микроклимат семейный улучшится. Ввели этот курс, а что изменилось? Или все обеспокоены здоровьем детей. Вместо того чтобы сделать жизнь школьника более здоровой, была введена дисциплина “Здоровый образ жизни”, или “Валеология”. И каждый раз подобное нововведение связано с большими денежными затратами, с “подкормкой” большого количества причастных к образованию людей, а результат – мизерный. Вот то же самое происходит и с правами человека, правами ребенка. Сколько учебников написано, посвященных изучению прав ребенка! Особенно к десятилетию Конвенции о правах ребенка. А каков итог?
На мой взгляд, и права ребенка, и права человека должны изучаться в контексте этического, правового, и я бы сказала, и гражданского в целом образования. Ибо осознание своих прав есть одно из свойств гражданина. Но это осознание очень тесно связывается и с осознанием своих обязанностей.
А когда мы начинаем изучать все отдельно, то получается, что права мы знаем, а обязанности оказываются на втором плане, и тогда ответственности вроде никакой нет. Вот начинают изучать права в начальной школе. Если это не отработано как следует педагогически, то начинаются конфликты в семье. Дети приходят домой и говорят: “Я имею права!” А какие у них при этом обязанности? В разработанной нами в Санкт-Петербурге целостной системе этико-правового образования нет отдельной программы по изучению прав человека. Но для нас права человека – это ядро содержания каждого этапа правового образования. В начальной школе мы изучаем права ребенка. Но на каком уровне? Я бы сказала: на уровне изучения ценностей. Основное содержание – это гуманистические и демократические нравственные ценности. В рамках этих ценностей – ценность человеческой жизни и право ребенка на выживание. Ценность индивидуальности и право ребенка иметь свое мнение.
Точно так же мы знакомим учащихся 5-7-х классов со Всеобщей декларацией прав человека. И опять мы возвращаемся к жизненным ценностям. Поэтому содержание Всеобщей декларации воспринимается школьниками в контексте ценностных нравственных ориентиров.
– Вообще детям младшего школьного возраста и ученикам 5-7-х классов довольно сложно осознать и усвоить основные положения официальных правовых документов…
Я категорически против простого заучивания тех или иных положений, того или иного документа.
Мы провели интересный эксперимент. Я взяла книгу Усачева “Приключения маленького человечка”. Она построена очень интересно. Есть маленький зеленый человечек, он не такой, как все. И есть большие люди, которые Маленького человечка обижают. И для своей защиты маленький человечек рассказывает людям о том, что говорится во Всеобщей декларации прав человека. А дальше начинается то, что возможно лишь в сказке, потому что стоит Маленькому человечку сделать маленький плакатик со словами Всеобщей декларации, как большие люди смущаются и начинают все делать по этой декларации. Но ведь в жизни ничего такого нет. Мало знать текст, мало вывесить плакат.
Мы с детьми с удовольствием прочитали эту книгу. Там есть много выдержек из декларации. А через год попросили ребят рассказать, что они запомнили из этой книги. Они запомнили, что им было жалко Маленького человечка, что по отношению к нему люди поступили несправедливо. Текст Всеобщей декларации не запомнили. И это характерно. То есть остается в памяти то, что связано с образом, с чувствами, с переживаниями.
Чтобы права человека стали ориентиром не только по отношению к самому себе, но и по отношению к другим, требуется совершенно иной, а не традиционный механизм обучения.
– В чем он заключается?
– Мы уверены, что в общеобразовательный процесс надо смелее вводить методы воспитания. Ведь у нас он ориентирован в основном на методы дидактики, то есть на методы передачи знаний и познавательных умений. Это необходимо. Но нам нужны в учебном процессе и такие методы воспитания, которые дают эффект переживания, а на основе переживания происходит развитие чувств. Необходимо и применение методов, ориентированных на развитие коммуникативных умений, накопления у школьников опыта общения, взаимодействия на гуманистической основе. Для этого следует использовать деятельностные методы, игровые, тренинговые, которые оказывают значительно большее влияние на позицию человека, чем просто заученные знания.
Мы всегда говорим учителям, что надо не злоупотреблять словом. Но уж если мы используем слово, то оно должно быть таким, как сказал поэт: “Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести”. А просто слово, особенно слово, обращенное в первую очередь к логике, логической цепочке, часто просто убивает чувства. И с этой точки зрения, если говорить о каких-то наших находках в области приобщения учащихся к правам человека, то это накопление и применение методов, ориентированных на создание эмоциональной атмосферы, целенаправленного воздействия на чувства учащихся, включение в занятия различных упражнений, требующих взаимодействия и улучшающих отношения между людьми.
Приведу пример одной игры, которая блестяще проходит не только среди учащихся разного возраста, но и среди учителей, директоров школ, и даже ученых-философов. Называется она “Молекула”. Все участники выходят на середину класса, зала и встают в круг. Ведущий находится на каком-то возвышении. Мы вспоминаем, как движутся молекулы. Каждый по сигналу ведущего начинает двигаться по своему жизненному маршруту и желательно динамичнее. Двигаются до того момента, пока ведущий не назовет какую-нибудь цифру, например, “три”. В этом случае “молекулы” обнимаются: по трое – если названа цифра “три”, по пятеро – если названа цифра “пять”. Потом движение по одному возобновляется до тех пор, пока не названа новая цифра. Игра продолжается, пока ведущий не произносит слово “все”. Это значит, что объединяются все вместе со всеми. Вот такая простая игра. Что она дает? Она дает радость от того, что ты вместе со всеми. Память радости – это то, что остается где-то в подсознании, сохраняется надолго. Тепло – это радость, это ощущение того, что мы вместе. Игра приносит огорчение, если ты вдруг остался один, с тобой никто не объединился. И это тоже важно. Может возникнуть вопрос: почему ведущий должен быть наверху? Сверху ему видны некоторые особенности поведения. Например, хорошо видно, кто объединяет, а кого объединяют. Или иногда видны “невидимые миру слезы”, что очень важно для учителя, который проводит эту игру с учащимися. Для него она становится своеобразной диагностикой.
Есть, в частности, ребята, которых просто не хотят брать в свою группу или даже просто выталкивают. Почему? Это требует внимания учителя. Не является ли такой ребенок изгоем? А ведь это чревато будущим конфликтом, который иногда может закончиться очень трагически. Нам удается в данной игре обнаружить ростки будущих или уже существующих конфликтов. И тогда становится ясно, над чем надо работать.
Таких примеров, таких тренингов у нас накопилось очень много. Есть игры, вызывающие чувство разочарования вследствие допускаемых в действиях участников ошибок. Это переживание запоминается и становится тоже уроком. Есть игры, завершающиеся общей победой, потому что все мы были вместе. Эти деятельностные формы воспитывают уважение к правам человека и понимание другого. Здесь требуются внимание, доброта, забота, умение взаимодействовать.
У нас, в нашем арсенале, есть 25 игр, тренингов, которые проводятся в определенной логической последовательности, составляя технологическую цепочку, в ходе реализации которой меняется отношение людей друг к другу, будь то учащиеся либо взрослые. Кроме того, очень важна совместная деятельность. Она необходима для создания чего-то полезного. И тогда появляется общая радость.
К сожалению, в нашей педагогической практике деятельностные формы занятий часто недооцениваются, потому что наше образование слишком академично. Оно в основном ориентировано на науку, на раскрытие причинно-следственных связей. Недооценивается сюжетный компонент гуманитарных предметов. Что делалось долгое время даже в такой гуманитарной области, как литература? Художественное произведение препарировалось. И уходила реальная жизнь. На неповторимое художественное произведение накладывалась некая достаточно узкая теория. А мы убеждены, если хотим переживания, то нужно идти от сюжета, понятного, близкого, затрагивающего струны души, вызывающего внутренний диалог.
– А где еще можно взять материалы, способные вызвать переживания?
– У нас есть книга “Учимся думать о себе и о других”. Само название связано с правами человека. Здесь тексты ориентированы на переживание. Причем там почти нет назидания. Например, мы думаем о том, чтобы ребята усвоили какие-то нравственные жизненные правила. Но если им просто говорить: это хорошо, а это плохо, то тогда разговор будет ориентирован на разум, а надо, чтобы было обращение к душе. В нашей книге есть раздел, который называется “Первые уроки жизни”. Мы здесь идем от сюжета. Причем выбрали рассказы писателей о своем детстве.
Есть реальный писатель, есть его детство и есть случаи, когда ему было стыдно. Если мы не будем нудить и подробно разбирать, ребята это запомнят. Причем чувством.
Вот я и считаю, что, с одной стороны, сюжеты, а с другой – игры, тренинги должны быть составной частью обучения правам человека или приобщения к ним.
Наш курс в начальной школе “Я и мой мир” построен так. Сначала урок “Беседа – переживание”, включающий конкретный, интересный детям сюжет, а затем урок-практикум, включающий также игры и тренинги. И когда мы начали вводить в начальных классах ряда школ сначала в порядке эксперимента курс “Я и мой мир”, вдруг оказалось, что учителя не умеют проводить беседы этического характера. Они предпочитают апеллировать к логике, использовать назидания, произносимые в авторитарном стиле. Кроме того, для “бесед-переживаний” не было достаточного количества текстов. Тогда мы с заведующей кабинетом начальных классов нашего университета педагогического мастерства Н. Лукиной создали книгу для чтения “Учимся думать о себе и о других”.
– Есть ли подобные учебные пособия для других параллелей?
– Для 7-9-х классов книга называется “О самом главном”. А для 5-6-х классов пока нет. Таков наш подход к обучению школьников правам человека.
– Вы говорили об особенностях изучения прав человека в 1-7-х классах общеобразовательной школы, а как это происходит в 8-9-х классах?
– Само название учебного курса для 8-9-х классов (1 час в неделю) подчеркивает, что составляет ядро его содержания. Курс называется “Права человека в свободной стране”. Это – правоведческий – обществоведческий курс, обеспечивающий не только систему правовых знаний, но и широкий круг практико-ориентированных знаний об обществе. Но ядро – права человека. В этот курс включен специальный раздел “Международное право о правах человека”, рассчитанный на 13 часов. За этим разделом следует обращение к основным положениям конституционного права, включая и изучение прав и свобод человека и гражданина России. А затем при рассмотрении различных сфер жизнедеятельности человека и его социальных ролей – семья, школа, трудовой коллектив, рынок, город, природа – рассматриваются его права и обязанности. Например, о них идет речь в теме “Семейные отношения”. Причем мы везде выходим за рамки просто права. Например, в теме “Человек получает образование” рассматривается проблема “Конфликт”. Здесь разбираются конкретные ситуации конфликта в школе, нарушение прав и способов их защиты.
Отдельными темами являются: “Человек в труде, вещи, деньги, собственность”. Здесь идет речь о конкретных условиях жизни.
Наш петербургский учебник имеет так же, как и учебный курс, красивое название “Права человека в свободной стране”. Когда он вышел, многие, особенно журналисты, начали возмущаться: где вы нашли свободную страну? Мы объясняем, что это стремление к будущему, к тому, что должно быть. Когда мы читаем преамбулу к Всеобщей декларации прав человека, то видим, что там есть призыв сделать все страны цивилизованными и свободными. И поэтому в свете этой перспективы рассматривается все, что происходит в нашей стране.
– Наталия Ильинична, вы бываете в Екатеринбурге на семинарах, которые проходят в рамках проекта ООН “Содействие развитию образования в области прав человека”. Какое у вас впечатление об этой учебе учителей и с чем вы сами выступаете перед слушателями?
– Я с ними занимаюсь тренингами в рамках прав человека. Из нашей системы выделяю в первую очередь те приемы, те ориентиры, которые связаны с правами человека. Мы работаем над понятием “правовая культура”. Пусть права человека в чем-то могут быть шире права, но правовая культура есть то условие, которое помогает лучше понять и права человека.
Поэтому в Екатеринбурге мы вычленяем именно то ядро, что делает изучение прав человека более результативным.
– Есть ли разница в восприятии одного и того же материала в Екатеринбурге и здесь, в Питере?
– На Урале меня встречают очень благодарные слушатели. Наши учителя в основном уже ознакомлены с системой этико-правового образования. Для них актуальные проблемы не первичного освоения, а дальнейшего совершенствования. А там интересен подход. Там идет семинар одновременно для городских и сельских учителей и для студентов. Причем между ними заметной разницы нет. Другое дело, что у педагогов больше опыта. А у студентов зато больший полет фантазии. Поэтому одни и те же приемы, одни и те же задания выполняют и студенты, и учителя.
Например, задание при рассмотрении структуры правовой культуры личности. Надо было нарисовать структуру личности, образно отразить искомый результат и показать место учителя в становлении правовой культуры школьников. Естественно, у преподавателей был подход структурно-прагматический. Они более четко выделяли части правовой культуры личности, показали более детально их состав, изобразили хороших ребят как результат воспитания. А студенты дали несколько вариантов, они изобразили части правовой культуры: знания, чувства, ценности, установки и опыт поведения. Они нарисовали трех китов, на которых как бы строится вся наша работа. Но эти три кита плавают в океане жизни, и из этого океана жизни они вылавливают (в виде рыбы) ту информацию, те наблюдения, тот опыт, который позволяет этим китам расти. Я пришла в восторг от такой фантазии. Было принято наблюдать, что те и другие играют с энтузиазмом. Правовые документы хорошо знают и студенты, и педагоги.
Когда прошел семинар и мы посмотрели анкеты, то во всех наиболее высокую оценку получили деятельностные формы. Конечно, в анкетах и лекциям отдавалось должное, но практической части придавалось большое значение, потому что из этой части семинара педагоги могут взять многое для своих занятий с детьми.
На этих семинарах свою миссию я вижу в следующем. Во-первых, показать место обучения правам человека в общей системе гражданского и этико-правового образования. Во-вторых, познакомить и сегодняшних учителей, и будущих с теми педагогическими технологиями, которые делают эти темы более эффективными и привлекательными.

Маргарита КУРГАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте