Цели урока литературы филолога из Смоленска, лауреата конкурса «Учитель года России-2011» Натальи Сухой на тему «А.Т.Твардовский. Редактор «Нового мира». Эпоха «оттепели». Лирика 60-х годов» – показать гражданское мужество Твардовского – редактора «Нового мира», объяснить напряжённость внутренней работы поэта в лирике периода «оттепели» стремлением к истине.
Задачи:
1. Формирование гражданско-патриотических качеств личности учащихся на примере общественной деятельности Твардовского
2. Изучение творчества Твардовского в 60-е годы во взаимосвязи с его общественной деятельностью.
3. Развитие проблемной компетенции – умения определять цели познавательной деятельности, находить пути решения проблемы.
Ход урока
И не таю еще признанья:
Мне нужно, дорого до слез
В итоге — твердое сознанье,
Что честно я тянул свой воз.
А.Т.Твардовский
I. Актуализация опорных знаний.
Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку. Это строки из стихотворения «О сущем» (1957-1958 гг).
И от беды и от победы —
Любой людской — нужна мне часть,
Чтоб видеть все и все изведать,
Всему не издали учась
Автор хочет сказать нам о том, как нужно достойно прожить жизнь, не опорочив свою честь и честь своих близких, остаться честным перед Родиной до конца и быть верным ее сыном, ведь за спиной страшнейшая в истории человечества война и годы размышлений над судьбами России.
«Сказать хочу.
И так, как я хочу», – говорит Твардовский в другом стихотворении 1958 года «Вся суть в одном – единственном завете».
II. Коррекция знаний учащихся. Задание 1 на рабочих листах (рабочий лист – во вложенном файле)
Прочитайте стихотворение «Вся суть в одном – единственном завете» и ответьте на вопросы:
Что можно сказать об особенностях поэтической лексики?
Возвышенная лексика находится рядом с просторечными словами.
С какой целью автор использует слова суть, завет, свет, бог?
После прочтения слов: суть, завет, свет, бог – возникает ассоциация с незыблемой истиной, настоящей правдой жизни, которую каждый человек должен вывести для себя сам, оглядываясь на прожитые годы и припоминая все свои ошибки.
Приведите примеры
аллитерации,
ассонанса,
гиперболы,
антитезы,
символов
Во второй строфе произведения мы убеждаемся в твердом намерении поэта оставить «заветное слово» при себе: жесткость и уверенность в этом подчеркивает аллитерация:
Сказать то слово никому другому
Я никогда бы ни за что не мог…
Обращаясь к символике стихотворения, хотелось бы обратить внимание на выражение «живые и мертвые». Отметим, в каком контексте употребляется данное выражение:
…Я это знаю лучше всех на свете-
Живых и мертвых, – знаю точно я.
«Живые и мертвые» символизируют целую эпоху, в которую довелось жить поэту. Так автору удается создать оттенок преувеличения (гиперболизации) и таинственности.
К синтаксическим, а точнее, к лексико-синтаксическим средствам выразительности должна быть отнесена антитеза (противопоставление) – стилистическая фигура контраста, которой часто пользуется Твардовский.
Так в рассматриваемом стихотворении автор использует совершенно противоположные понятия: бог и смертный, живые и мертвые.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Поэт, военный корреспондент, писатель, общественный деятель, лауреат Ленинской и четырех Государственных премий СССР. С одной стороны – крупная фигура в партийно-советской иерархии, с другой – «неофициальный оппозиционер», борец за правду, легендарный редактор журнала «Новый мир». На этом посту Твардовский, по мнению коллег, «выводил литературу и творческих людей из тупиков, в которые их загнали История, Время, Обстоятельства»
«Он был — богатырь, из тех немногих, кто перенёс русское национальное сознание через коммунистическую пустыню», – сказал Александр Солженицын об Александре Твардовском.
Первый период редакторства Твардовского (1950-1954 гг.) связан с произведениями, опубликованными в журнале: романом В. Гроссмана «За правое дело», очерком В. Овечкина «Районные будни», а также статьей В. Померанцева «Об искренности в литературе». В ней автор поставили целый ряд важнейших вопросов:
– как и почему правда жизни нередко в литературе уступала место вымыслу?
– как следует оценить прошлое советской литературы?
– в чем миссия интеллигенции?
– каковы её отношения с партией?
– какова роль партийного контроля за творческой деятельностью писателей и художников?
Померанцев сказал: «Я слышал, что Шекспир вообще не был членом союза [писателей], а неплохо писал».
Публикация этой работы и стала одной из причин отставки Твардовского в 1954 году Другая причина кроется в крамольной поэме «Теркин на том свете», которая была охарактеризована как «пасквиль на советскую действительность» в партийной печати. Однако несмотря на схожесть критики с известными постановлениями о «Звезде» и «Ленинграде» 1946 года, главному редактору разрешили заниматься творческой деятельностью.
Как указывают источники, это было связано с заступничеством Н.С. Хрущева и самим периодом потепления отношений с творческой интеллигенцией.
Оттепель – тёплая погода (зимой, ранней весной) с таянием снега, льда (Словарь русского языка С.И. Ожегова).
Эпоха «оттепели» была поворотным периодом в истории нашей страны.
Почему именно такой термин стал применяться к литературным явлениям 60-х годов?
Появление термина «оттепель». Разоблачение преступлений культа личности открыло путь к активности литераторов. Опубликованная в марте 1957 году повесть Ильи Григорьевича Эренбурга под заглавием «Оттепель» дала название всему периоду.
Задание. Работа с картинами Петра Белова (информация о художнике – в справочном материале во вложении).
Что показал художник? Как изобразил оттепель? Сравните с изображением весенней оттепели на картинах других художников. Прокомментируйте ваши наблюдения. Что настораживает художника? Почему нет ощущения полной свободы?
Повесть Ильи Григорьевича Эренбурга «Оттепель» рассказывала новых ожиданиях и одновременно предостерегала от обольщения ими.
IV. Закрепление (первичное)
Задание 2 на рабочих листах. Подберите слова-ассоциации к понятию «оттепель», возникающие у вас.
V. Формирование новых знаний.
Учитель: Время иногда можно определять названиями журналов. Это было время «Нового мира», куда в 1958 году главным редактором снова стал Александр Твардовский.
В «Новом мире» печатались истинно талантливые произведения, он самим существованием своим противостоял «заказной» литературе, хотя едва ли не каждая публикация с трудом «продиралась» сквозь цензуру.
Просмотр фрагмента видеофильма «Исторические хроники с Николаем Сванидзе». (Видеофрагменты выложены на сайт narod.ru, ссылка в конце сценария).
Для многих «Новый мир» стал тогда чем-то неизмеримо большим, чем журнал. Ему верили. На него опирались в сомнениях, мечтаниях и надеждах. Вдруг показалось, что дышать стало легче, говорить можно смелее.
Для Твардовского главной была возможность публиковать честную литературу о жизни, чтобы помочь исправить ошибки.
Лирика 60-х годов самого Твардовского свидетельствует о напряжённой внутренней работе, стремлении поэта к истине («В чём хочешь человечество вини…», «К обидам горьким собственной персоны…», «Посаженные дедом деревца…», «Изведав жар такой работы…», «День прошёл, и в неполном покое…»).
Стихотворение «К обидам горьким собственной персоны…» А.Т.Твардовский написал в 1968 году.
VI. Закрепление. Выполнение задания 4 к стихотворению «К обидам горьким собственной персоны…» на рабочих листах.
О чем говорится в стихотворении?
В стихотворении говорится о том, что человек должен сам отвечать за свои поступки, вести себя так, чтобы с ним легко было найти общий язык
Что означают слова «жить, как живешь»?
«Жить, как живешь», то есть оставаться таким, каким тебя привыкли видеть окружающие, «быть самим собой»
Объясните роль пословицы в стихотворении
Не нужно искать виноватого среди окружающих, нужно самому попытаться найти выход из сложившейся ситуации
К обидам горьким собственной персоны
Не призывай участье добрых душ…
К кому обращается поэт?
Отметьте особенности построения стихотворения.
Твардовский может с полным правом учить тех, у кого всё впереди.
Твардовский пишет:
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая…
Стихотворение не имеет обращения, подлежащего, здесь одни сказуемые. Стихотворение звучит настойчиво и призывающее («не поступая», «не отступая», «жить, как живёшь»).
Поэт говорит, что нужно так построить свою жизнь, чтобы другим в ней нашлось место и чтобы «чью-то душу отпустила боль».
Учитель. 1968-й – год, когда было написано это стихотворение, стал переломным в общественном сознании. «Вряд ли у «Нового мира» был такой отчаянный период», – говорил Твардовский о 1968 годе, когда в августе советские войска вошли в Чехословакию и на улицах Праги появились советские танки. Осудив эту акцию, Твардовский отказался поставить свою подпись под открытым письмом писателям Чехословакии, подписанным «виднейшими литераторами Советского Союза». Гонцу, который приезжал к Твардовскому на дачу с письмом, поэт сказал: «Я бы мог все подписать, но только до танков и вместо танков». В его письме в Союз писателей говорилось: «Письмо писателям Чехословакии подписать решительно не могу, т.к. его содержание представляется мне весьма невыгодным для чести и совести советского писателя».
Первая строфа стихотворения говорит и о кризисе душевного состояния автора и о его преодолении. Девизом поэта становится формула: «Быть самим собой!».
А вот строки стихотворения «В чем хочешь человечество вини…», созданные Твардовским осенью 1968-го:
И где-нибудь, наверно, в пражском парке.
Перед какой безвестною зимой
Каких еще тревог и потрясений
Так свеж и ясен этот мир осенний,
Так сладок каждый вдох и выдох мой?
VII. Проблемная ситуация.
Учитель: Полемика, которую порождал «Новый мир», становилась для власти опасной, совершенно неуправляемой уже потому, что выплёскивалась за пределы страны.
Выполняем задание 3 на рабочих листах.
Подумайте, где бы вы в схеме расположили название журнала «Новый мир» и имя Александра Твардовского? Дополните схему.
Почему вокруг слова «оттепель» очерчен контур? Ваши предположения.
«Да благословит Бог шестидесятников, сорвавших с черствого советского бытия покров утешительной лжи!» – пишет сегодня политик, публицист Валерия Новодворская в статье «Блаженны нищие духом».
«Есть много способов убить поэта, – писал А. Солженицын. – Для Твардовского было избрано: отнять его детище – его страсть – его журнал. Мало было шестнадцатилетних унижений, смиренно сносимых этим богатырем, – только бы продержался журнал, только бы не прервалась литература, только бы печатались люди и читали люди. Мало! – добавили жжение от разгона, от разгрома, от несправедливости…»
В 1970 году партийная власть раздавила журнал. Через год скончался и его поэт-редактор.
Для Твардовского всё кончилось, когда перестал существовать «Новый мир»…
И это было потрясением для Твардовского, крушением всех его просветительских надежд. Столько лет журнал читали в стране, столько честных публикаций в нём состоялось, а в жизни людей ничего не поменялось? Твардовский остался в одиночестве. Не это ли начала того, с чем в трансформированном виде мы имеем дело сегодня и в системе общественных отношений, и в самих себе.
VIII. Рефлексия
Учитель: Что для вас оказалось самым интересным, важным, значимым? Поделитесь своими мыслями о занятии.
Я узнал, что …
Меня удивило …
Мне показалось спорным …
Я задумался о …
IX. Итог урока
Учитель: На рабочих листах у вас есть репродукция открытки Твардовского с дарственной надписью А.В. Македонову. На обратной стороне открытки – стихотворение. Назовите его.
Какую же все-таки тайну хранит автор? И долго ли будет скрываться суть завета: «То, что скажу, до времени тая…»? Когда же наступит это время?
X. Домашнее задание.
Прочитать текст поэмы А.Т.Твардовского «По праву памяти»
Наталья Сухая, учитель русского языка и литературы средней школы №34 Смоленска, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011»
Во вложенных файлах: рабочий лист, справочный материал, технологическая карта урока, тексты стихотворений.
Папка с видеофрагментами доступна для скачивания по ссылке: http://narod.ru/disk/33032882001/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE.rar.html
Презентация доступна для скачивания по ссылке: http://narod.ru/disk/33033733001/Prezentatsia_k_uroku.rar.html
Комментарии