search
main
0

Единственный завет. Урок литературы в 11 классе на тему: «А.Т.Твардовский. Редактор «Нового мира». Эпоха «оттепели». Лирика 60-х годов»

Цели урока литературы филолога из Смоленска, лауреата конкурса «Учитель года России-2011» Натальи Сухой на тему «А.Т.Твардовский. Редактор «Нового мира». Эпоха «оттепели». Лирика 60-х годов» – показать гражданское мужество Твардовского – редактора «Нового мира», объяснить напряжённость внутренней работы поэта в лирике периода «оттепели» стремлением к истине.

Задачи:

1.      Формирование гражданско-патриотических качеств личности учащихся на примере общественной деятельности Твардовского

2.      Изучение творчества Твардовского в 60-е годы во взаимосвязи с его общественной деятельностью.

3.      Развитие проблемной компетенции – умения определять цели познавательной деятельности, находить пути решения проблемы.

Ход урока

И не таю еще признанья:

Мне нужно, дорого до слез

В итоге — твердое сознанье,

Что честно я тянул свой воз.

А.Т.Твардовский

I.         Актуализация опорных знаний.

Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку. Это строки из стихотворения «О сущем» (1957-1958 гг).

И от беды и от победы —

Любой людской — нужна мне часть,

Чтоб видеть все и все изведать,

Всему не издали учась

Автор хочет сказать нам о том, как нужно достойно прожить жизнь, не опорочив свою честь и честь своих близких, остаться честным перед Родиной до конца и быть верным ее сыном, ведь за спиной страшнейшая в истории человечества война и годы размышлений над судьбами России.

«Сказать хочу.

И так, как я хочу», – говорит Твардовский в другом стихотворении 1958 года «Вся суть в одном – единственном завете».

II.         Коррекция знаний учащихся. Задание 1 на рабочих листах (рабочий лист – во вложенном файле)

Прочитайте стихотворение «Вся суть в одном – единственном завете» и ответьте на вопросы:

Что можно сказать об особенностях поэтической лексики?

Возвышенная лексика находится рядом с просторечными словами.

С какой целью автор использует слова суть, завет, свет, бог?

После прочтения слов: суть, завет, свет, бог – возникает ассоциация с незыблемой истиной, настоящей правдой жизни, которую каждый человек должен вывести для себя сам, оглядываясь на прожитые годы и припоминая все свои ошибки.

Приведите примеры

аллитерации,

ассонанса,

гиперболы,

антитезы,

символов

Во второй строфе произведения мы убеждаемся в твердом намерении поэта оставить «заветное слово» при себе: жесткость и уверенность в этом подчеркивает аллитерация:

Сказать то слово никому другому

Я никогда бы ни за что не мог…

Обращаясь к символике стихотворения, хотелось бы обратить внимание на выражение «живые и мертвые». Отметим, в каком контексте употребляется данное выражение:

…Я это знаю лучше всех на свете-

Живых и мертвых, – знаю точно я.

«Живые и мертвые» символизируют целую эпоху, в которую довелось жить поэту. Так автору удается создать оттенок преувеличения (гиперболизации) и таинственности.

К синтаксическим, а точнее, к лексико-синтаксическим средствам выразительности должна быть отнесена антитеза (противопоставление) – стилистическая фигура контраста, которой часто пользуется Твардовский.

Так в рассматриваемом стихотворении автор использует совершенно противоположные понятия: бог и смертный, живые и мертвые.

III.         Изучение нового материала.

Учитель: Поэт, военный корреспондент, писатель, общественный деятель, лауреат Ленинской и четырех Государственных премий СССР. С одной стороны – крупная фигура в партийно-советской иерархии, с другой – «неофициальный оппозиционер», борец за правду, легендарный редактор журнала «Новый мир». На этом посту Твардовский, по мнению коллег, «выводил литературу и творческих людей из тупиков, в которые их загнали История, Время, Обстоятельства»

«Он был — богатырь, из тех немногих, кто перенёс русское национальное сознание через коммунистическую пустыню», – сказал Александр Солженицын об Александре Твардовском.

Первый период редакторства Твардовского (1950-1954 гг.) связан с произведениями, опубликованными в журнале: романом В. Гроссмана «За правое дело», очерком В. Овечкина «Районные будни», а также статьей В. Померанцева «Об искренности в литературе». В ней автор поставили целый ряд важнейших вопросов:

– как и почему правда жизни нередко в литературе уступала место вымыслу?

– как следует оценить прошлое советской литературы?

– в чем миссия интеллигенции?

– каковы её отношения с партией?

– какова роль партийного контроля за творческой деятельностью писателей и художников?

Померанцев сказал: «Я слышал, что Шекспир вообще не был членом союза [писателей], а неплохо писал».

Публикация этой работы и стала одной из причин отставки Твардовского в 1954 году Другая причина кроется в крамольной поэме «Теркин на том свете», которая была охарактеризована как «пасквиль на советскую действительность» в партийной печати. Однако несмотря на схожесть критики с известными постановлениями о «Звезде» и «Ленинграде» 1946 года, главному редактору разрешили заниматься творческой деятельностью.

Как указывают источники, это было связано с заступничеством Н.С. Хрущева и самим периодом потепления отношений с творческой интеллигенцией.

Оттепель – тёплая погода (зимой, ранней весной) с таянием снега, льда (Словарь русского языка С.И. Ожегова).

Эпоха «оттепели» была поворотным периодом в истории нашей страны.

Почему именно такой термин стал применяться к литературным явлениям 60-х годов?

Появление термина «оттепель». Разоблачение преступлений культа личности открыло путь к активности литераторов. Опубликованная в марте 1957 году повесть Ильи Григорьевича Эренбурга под заглавием «Оттепель» дала название всему периоду.

Задание. Работа с картинами Петра Белова (информация о художнике – в справочном материале во вложении).

Что показал художник? Как изобразил оттепель? Сравните с изображением весенней оттепели на картинах других художников. Прокомментируйте ваши наблюдения. Что настораживает художника? Почему нет ощущения полной свободы?

Повесть Ильи Григорьевича Эренбурга «Оттепель» рассказывала новых ожиданиях и одновременно предостерегала от обольщения ими.

IV.         Закрепление (первичное)

Задание 2 на рабочих листах. Подберите слова-ассоциации к понятию «оттепель», возникающие у вас.

V.            Формирование новых знаний.

Учитель: Время иногда можно определять названиями журналов. Это было время «Нового мира», куда в 1958 году главным редактором снова стал Александр Твардовский.

В «Новом мире» печатались истинно талантливые произведения, он самим существованием своим противостоял «заказной» литературе, хотя едва ли не каждая публикация с трудом «продиралась» сквозь цензуру.

Просмотр фрагмента видеофильма  «Исторические хроники с Николаем Сванидзе». (Видеофрагменты выложены на сайт narod.ru, ссылка в конце сценария).

Для многих «Новый мир» стал тогда чем-то неизмеримо большим, чем журнал. Ему верили. На него опирались в сомнениях, мечтаниях и надеждах. Вдруг показалось, что дышать стало легче, говорить можно смелее.

Для Твардовского главной была возможность публиковать честную литературу о жизни, чтобы помочь исправить ошибки.

Лирика 60-х годов самого Твардовского свидетельствует о напряжённой внутренней работе, стремлении поэта к истине («В чём хочешь человечество вини…», «К обидам горьким собственной персоны…», «Посаженные дедом деревца…», «Изведав жар такой работы…», «День прошёл, и в неполном покое…»).

Стихотворение «К обидам горьким собственной персоны…» А.Т.Твардовский написал в 1968 году.

VI.         Закрепление. Выполнение задания 4 к стихотворению «К обидам горьким собственной персоны…» на рабочих листах.

О чем говорится в стихотворении?

В стихотворении говорится о том, что человек должен сам отвечать за свои поступки, вести себя так, чтобы с ним легко было найти общий язык

Что означают слова «жить, как живешь»?

«Жить, как живешь», то есть оставаться таким, каким тебя привыкли видеть окружающие, «быть самим собой»

Объясните роль пословицы  в стихотворении

Не нужно искать виноватого среди окружающих, нужно самому попытаться найти выход из сложившейся ситуации

К обидам горьким собственной персоны

Не призывай участье добрых душ…

К кому обращается поэт?

Отметьте особенности построения стихотворения.

Твардовский может с полным правом учить тех, у кого всё впереди.

Твардовский пишет:

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая…

Стихотворение не имеет обращения, подлежащего, здесь одни сказуемые. Стихотворение звучит настойчиво и призывающее («не поступая», «не отступая», «жить, как живёшь»).

Поэт говорит, что нужно так построить свою жизнь, чтобы другим в ней нашлось место и чтобы «чью-то душу отпустила боль».

Учитель. 1968-й – год, когда было написано это стихотворение, стал переломным в общественном сознании. «Вряд ли у «Нового мира» был такой отчаянный период», – говорил Твардовский о 1968 годе, когда в августе советские войска вошли в Чехословакию и на улицах Праги появились советские танки. Осудив эту акцию, Твардовский отказался поставить свою подпись под открытым письмом писателям Чехословакии, подписанным «виднейшими литераторами Советского Союза». Гонцу, который приезжал к Твардовскому на дачу с письмом, поэт сказал: «Я бы мог все подписать, но только до танков и вместо танков». В его письме в Союз писателей говорилось: «Письмо писателям Чехословакии подписать решительно не могу, т.к. его содержание представляется мне весьма невыгодным для чести и совести советского писателя».

Первая строфа стихотворения  говорит и о кризисе душевного состояния автора и о его преодолении. Девизом поэта становится формула: «Быть самим собой!».

А вот строки стихотворения «В чем хочешь человечество вини…», созданные Твардовским осенью 1968-го:

И где-нибудь, наверно, в пражском парке.

Перед какой безвестною зимой

Каких еще тревог и потрясений

Так свеж и ясен этот мир осенний,

Так сладок каждый вдох и выдох мой?

VII.         Проблемная ситуация.

Учитель: Полемика, которую порождал «Новый мир», становилась для власти опасной, совершенно неуправляемой уже потому, что выплёскивалась за пределы страны.

Выполняем задание 3 на рабочих листах.

Подумайте, где бы вы в схеме расположили  название журнала «Новый мир» и имя Александра Твардовского? Дополните схему.

Почему вокруг слова «оттепель» очерчен контур? Ваши предположения.

«Да благословит Бог шестидесятников, сорвавших с черствого советского бытия покров утешительной лжи!» – пишет сегодня политик, публицист  Валерия Новодворская в статье «Блаженны нищие духом».

«Есть много способов убить поэта, – писал А. Солженицын. – Для Твардовского было избрано: отнять его детище – его страсть – его журнал. Мало было шестнадцатилетних унижений, смиренно сносимых этим богатырем, – только бы продержался журнал, только бы не прервалась литература, только бы печатались люди и читали люди. Мало! – добавили жжение от разгона, от разгрома, от несправедливости…»

В  1970 году партийная власть раздавила журнал. Через год скончался и его поэт-редактор.

Для Твардовского всё кончилось, когда перестал существовать «Новый мир»…

И это было потрясением для Твардовского, крушением всех его просветительских надежд. Столько лет журнал читали в стране, столько честных публикаций в нём состоялось, а в жизни людей ничего не поменялось? Твардовский остался в одиночестве. Не это ли начала того, с чем в трансформированном виде мы имеем дело сегодня и в системе общественных отношений, и в самих себе.

VIII.         Рефлексия

Учитель: Что для вас оказалось самым интересным, важным, значимым? Поделитесь своими мыслями о занятии.

Я узнал, что  …

Меня удивило …

Мне показалось спорным …

Я задумался о …

IX.         Итог урока

Учитель: На рабочих листах у вас есть репродукция открытки Твардовского с дарственной надписью А.В. Македонову. На обратной стороне открытки – стихотворение. Назовите его.

Какую же все-таки тайну хранит автор? И долго ли будет скрываться суть завета: «То, что скажу, до времени тая…»?  Когда же наступит это время?

X.         Домашнее задание.

Прочитать текст поэмы А.Т.Твардовского «По праву памяти»

Наталья Сухая, учитель русского языка и литературы средней школы №34 Смоленска, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011»

Во вложенных файлах: рабочий лист, справочный материал, технологическая карта урока, тексты стихотворений.

Папка с видеофрагментами доступна для скачивания по ссылке: http://narod.ru/disk/33032882001/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE.rar.html

Презентация доступна для скачивания по ссылке: http://narod.ru/disk/33033733001/Prezentatsia_k_uroku.rar.html

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте