Имя Михаила Васильевича Ломоносова известно каждому. Но в столице есть лишь один музей, посвященный ему. Он имеет соответствующий сертификат. Кто-то отнесется к этому скептически: ну что, мол, за музей в школе! Только гимназия №1530, которую возглавляет Евгения Викторовна Кузнецова, не пожалела для своего любимого детища ничего.
В преддверии музея – просторная галерея бюстов и портретов. Это философы Древней Греции, мыслители эпохи французского классицизма, труды которых помогали Ломоносову постигать мир. Входим в просторную залу – иначе не скажешь – и попадаем в другую эпоху. Поблескивает канделябр на массивном столе. Возле старинной чернильницы – гусиное перо. На стенах портреты Ломоносова и императрицы Елизаветы, в чью бытность расцветал талант ученого. Атмосферу прошлых веков воссоздают и старинные гравюры, изображающие сценки городской жизни. Вот народ гуляет на Лубянке. Вот типография на Никольской. Сценка из жизни студентов Марбургского университета, где учился юный Ломоносов. Внимание привлекает витрина с красочными костюмами, мужским и женским. Так одевались дворяне – современники Ломоносова.
Каждый из экспонатов по-своему характеризует ученого. Вот, к примеру, макет его квартиры в Санкт-Петербурге. Скромная обстановка, где главное место принадлежит письменному столу и полкам с книгами. Здесь, в тиши кабинета, родилось немало великих идей. Один из самых интересных экспонатов – макет первой в России химической лаборатории, созданной Ломоносовым. Это точная копия той, что находится в Политехническом музее. Идеи ученого требовали опытного подтверждения. «Имею я усердное желание в химических трудах упражняться и тем Отечеству честь и пользу приносить», – писал Ломоносов. Много ему пришлось сил приложить, чтобы первая лаборатория наконец-то была построена.
Мы узнаем также о тех гранях таланта Ломоносова, о которых, может быть, известно не всем. Не случайно на почетном месте лежит раритет – прижизненное издание «Русской грамматики». О развитии языка Михаил Васильевич думал непрестанно. Он старался сделать его выразительнее, очистить от ненужных заимствований. Так, нелепое слово «перпендикула» заменил на «маятник», вместо «антилия» стал писать «воздушный насос» и т.д.
Создание музея совпало с радикальными переменами в стране, с обновлением учебного процесса. Идеи Ломоносова «воспитывать юношество в служении науке и отечеству», изложенные им в Регламенте гимназии при первом университете, оказались очень созвучны устремлениям педагогического коллектива. Поэтому, разрабатывая устав гимназии, многое взяли из Регламента Ломоносова. Акцент, как и там, сделали на фундаментальность образования, на воспитание в каждом ученике разносторонней личности.
Музей же стал своего рода визитной карточкой гимназии. И не только. Он занял достойное место в учебном процессе. В его стенах нередко проводятся уроки химии, физики, литературы. Экспонаты школьники используют в качестве иллюстрации к своим ответам. По традиции здесь ежегодно проходят Ломоносовские чтения, когда ребята «защищают» свои научные проекты по различным предметам.
Есть и еще традиция – отмечать день рождения музея, приглашать на этот праздник гостей и, конечно же, потомков Ломоносова, с которыми школа, разыскав их, установила тесную связь.
Комментарии