Дорогие читатели, коллеги! С этой высокой трибуны уважаемой газеты позвольте обратиться к вам не в качестве функционера системы образования, а в качестве директора школы, победившей в приоритетном проекте «Образование», а также в качестве учителя, получившего премию в рамках этого, без сомнения, важного национального проекта. Сегодня, когда мы в корне переосмысливаем перспективы развития системы образования, мне как учителю хочется поделиться своими непраздными размышлениями. Непраздными не потому, что нет оснований для праздника, а напротив, потому что они есть! Государство, правительство и министерство, выведя на уровень государственной политики поиск новых, эффективных, инновационных путей развития образования, заявили о необходимости качественных изменений в этой социально значимой сфере. Первым серьезным шагом в этом направлении как раз и является реализация приоритетного национального проекта. Но для того, чтобы определить вектор движения в сторону светлого завтра, нужно объективно посмотреть на сегодняшний день, на состояние проблем в современном обществе, в современной цивилизации. А проблемы есть, и немалые.
Вся современная цивилизация, все человечество родом из детства! А если поглядеть, как сегодня живет это человечество и в какую сторону оно развивается, то становится очевидным, что детство у него было, без сомнения, трудным.
Поэтому начнем с главного – с проблем образования. Именно правильное понимание истоков появления проблемы и является, как ни парадоксально, главным залогом успешного их решения. Если нам плохо, и мы не знаем отчего, то прием всех лекарств подряд может привести к печальному исходу, а позднее озарение, что вначале нужно было поставить правильный диагноз и лишь затем назначить лечение, будет весьма сомнительным утешением.
Обо всем этом очень важно говорить сейчас. И вовремя понять главное. Понять всем, от первых руководителей до каждого человека, что образование сегодня – это не отрасль социальной сферы. Это единственный стратегический шанс человечества уберечь себя от опасности, шанс исправить кривую развития цивилизации, чтобы не только сохранить себя на этой Земле, но и обеспечить свое процветание.
Мы сами не заметили, как стали воспринимать образование в качестве необходимого прагматичного периода жизни подрастающего человека, завершающегося получением некоего документа. Документа, подтверждающего, что процесс его образования завершен с той или иной долей эффективности. В то же время мы понимаем, что наличие аттестата или диплома совсем не обязательно гарантирует образованность.
Подтверждений этому искать не нужно – стоит только посмотреть новости, послушать о том, что происходит в мире, оглядеться вокруг, чтобы возникло громадное противоречие между намерениями и действительностью, задачами и результатами. Разве то, что происходит сегодня в мире, всегда говорит об образованности современного человека? Как могут образованные люди убивать друг друга? Как может человек уничтожать природу, создавая ее комфортную имитацию? И самое главное, что сделало образование, чтобы объяснить все это пришедшему в мир новому поколению пока еще маленьких, но готовых слушать людей?
Мне не хочется сгущать краски, нагнетая ощущение, что все вокруг плохо. Да и обязательно найдутся неисправимые «оптимисты», которые скажут, что в истории цивилизации так было всегда: всегда были войны, революции, когда люди просто истребляли друг друга, и никакого отношения к образованию все это в сущности не имеет. Но я не думаю, что это очень весомый аргумент. В противном случае стоит ли современному образованию кичиться собственной культурой, если она со времен неандертальцев мало в чем изменилась.
Культура – это дитя образования. И не надо сильно ломать голову, пытаясь понять, в чем причина ее современного кризиса. Кризиса нет, так как нет сегодня и самой культуры в ее изначально высоком понимании. Ей не из чего произрастать. Волшебной почвой для ее зарождения являются идеалы, которые сегодня в образовании отсутствуют, так как нет их и в самом обществе. Их отсутствие ненадолго «заклеивается» однодневными суррогатными идеями, многие из которых мы сегодня с большим удовольствием называем инновациями и бесконечно этому радуемся.
Позитивное влияние современного образования на процессы, происходящие в мире, к сожалению, минимальны, если не сказать ничтожны. Школа не формирует новое поколение людей, не учит их созидательной жизни, а помогает лишь приспосабливаться к ней, обучая необходимым для этого знаниям и умениям.
Казалось бы, все так просто – каждому человеку не так уж и много нужно: жить в добром и светлом обществе, где не надо завоевывать жизненные радости, а можно просто жить и радоваться, не бояться темных улиц и спать спокойно в своем родном доме, не тревожась за свой завтрашний день.
Если кто-то подумал, что у нас плохо учат в школах, то это не так. У нас прекрасные школы, у нас непостижимо преданные своему делу учителя. Просто результаты нашей работы измеряются не по человеческим качествам выпускника, а по качеству его знаний. Это одна из главных ошибок современной школы.
В советский период развития общества, когда очень были нужны грамотные специалисты во всех отраслях народного хозяйства, школа, находящаяся в крепких руках идеологии, не нуждалась в формировании личности человека. По инерции современное образование унаследовало эти задачи с небольшими эффектами рыночно-демократического напыления. Великое же достижение демократии, когда идеология личности формирует идеологию общества, сегодня, к сожалению, еще не понята современной школой.
Процессы обучения и воспитания традиционно пытаются изображать в учебном процессе единое целое. Получается, как всегда, Объединенная несовместимость. К тому же, отлучив от школы творчество в различных его проявлениях, как церковь от государства, и назвав высшее творческое проявление способностей учащегося дополнительным образованием, мы наносим огромный урон детям, а следовательно, и самому государству. Часть естественного образовательного процесса стала искусственно элитарной и недоступной для многих.
Нельзя назвать реформы в российском образовании неудачными. Они сильно изменили современную школу в лучшую сторону, но не все подвластно даже самым удачным и смелым решениям. Нужен естественный процесс развития самой школы. Школы как явления культуры. И здесь очень важно не ограничиваться той Волей, которую дали школе, этого недостаточно, – школе важно дать Свободу. Только обретя самостоятельность существования, школа выработает самостоятельность качественного мышления, и тогда не потребуется периодически что-то в нее внедрять, она сама будет искать новое и полезное и проецировать свой опыт.
Уже сегодня ощущается пока еще мало заметная, но настойчивая потребность современного общества и современной цивилизации, стремительно меняющейся с каждым днем (и не всегда в лучшую сторону), в ответах, в поиске правильных решений. Именно в этот момент общество ощущает трудности и нуждается в советах. Именно в эти исторические периоды накапливается много неразрешенных вопросов: кто должен помочь на них ответить? Конечно, учителя и, конечно, школа!
Если школа как главный общественный институт, в чьих руках находится будущее любого государства, вспомнит, что современное общество – это общество ее учеников, и ученики не бывают бывшими, тогда она периодически будет спрашивать с них, а они будут нуждаться в ее советах. Поэтому очень важно помочь школам вернуть ощущение своей значимости, вернуть былое уважение школе. Важно, чтобы укоренившееся в общественном сознании понятие «школе нужно помогать» заменилось на «школа поможет». А финансовая или материальная поддержка ей воспринималась не как помощь, а как гражданская обязанность каждого человека, вышедшего из этого прекрасного мира детства. Современная цивилизация, прагматично осваивая достижения науки и бурным водопадом благ низвергая их на человека, совершенно не задумывается о том, какова цена этой золотой гонки. В вечной погоне за лучшей жизнью очень важно не утерять само человечество, так как суррогатные наслаждения способны незаметно для цивилизации заменить главное – состояние истинного человеческого счастья. И уверяю вас, дорогие друзья, удержать цивилизацию от этого нельзя только за счет развития уровня благосостояния нации. Проблема современной цивилизации, а значит, и современного образования, в духовной опустошенности, в кризисе общечеловеческих ценностей, в дефиците доброты, во всемирном вирусе золотой лихорадки, и это очень серьезная проблема нашего общества.
Наступает эпоха учителей. Учителей в глубоком, изначально философском понимании этого слова. Когда общество не может найти ответы на вопросы первой значимости, оно обращается к учителям. Общечеловеческие ценности должны лежать в списке первоочередных задач современной школы. Задача школы – воспитать человека! Человека, способного все материальные блага современной цивилизации направлять на достижение человеческого счастья, а не беззаботного удовольствия. Способного созидать и творить, а не вытворять. В противном случае мы не только не оставим землю для наших потомков, мы уже сегодня превратим наш мир в свалку материального и морального человеческого мусора. Это главные задачи, во имя которых мы живем. Это главные задачи и огромная ответственность, которые сегодня стоят перед современной школой. Понимая же главное, нам легче будет решать текущие проблемы современного образования. А их действительно немало:
– это и не совсем понятное правовое поле деятельности школы, находящейся в весьма неудобной позе между Законом «Об образовании» и Бюджетным кодексом;
– это и экспансия высшей школы в систему общего образования, практически превратившей школу в младшего брата (осталось только переименовать ее по подобию предшколы в предвуз);
– это и, безусловно, важный, но измотанный бесконечными дискуссиями и скандалами ЕГЭ (хотели как лучше, получилось как всегда);
– это и периодическая бомбардировка образования «новыми терминами» современной педагогической наукой, поднявшейся на такие немыслимые высоты, с которых она явно не видит школу, но занимается изобретением новых слов из совершенно старых понятий (элективный, компетентностный);
– это и эффект маятника, превратившийся для образования в Закон ШАРАХАНИЯ из стороны в сторону. То, думая о качестве обучения, мы делим классы, то, подсчитав затраты, начинаем их объединять, найдя убедительные аргументы, что одному учителю 40 учеников всяко легче обучить, чем 15.
– это и с беспокойством ожидаемая в школах реформа поголовного финансирования, где главным будет, сколько бы ни говорили, не качество, а количество! Я боюсь, что скоро появятся экономисты, которые обсчитают, что дешевле из-за рубежа приглашать готовых обученных учеников, чем содержать затратную социальную сферу образования, то есть наши школы.
В этой связи нельзя не отдать должное руководству системы образования, и прежде всего в регионах, которые приняли на себя весь шквал изменений, особенно в первые годы постсоветской истории нашего общества. Целая череда революционных идей, многие из которых могли развалить систему образования, в буквальном смысле разбивалась о созидательный консерватизм наших педагогических лидеров. И наоборот, все прогрессивное и перспективное не зажималось, а поддерживалось и поддерживается сегодня, и национальный проект – яркое тому подтверждение.
Извечная проблема общества и образования «Какой должна быть школа?» лежит в основе наших сомнений, нерешительности, поисков и дорогой платы за потерянные поколения наших детей, которым мы не успели или не сумели сказать чего-то самого главного!
Чтобы ответить на этот вопрос, вначале мы должны для себя выяснить, что собираемся делать: ремонтировать старую школу или понять, какой должна быть новая, а затем попытаться ее спроектировать – спроектировать идею. Конструктивное же ее решение может быть бесконечно вариативно.
Поэтому я позволю себе обратиться к основаниям поиска обществом, государством новой эффективной школы, в основе которой лежит убежденная неудовлетворенность ныне существующей.
Для того чтобы понять, какой она должна быть, нам необходимо определить степень заинтересованности в институте школы – кому и зачем нужна школа.
Школа нужна цивилизации, обществу – чтобы сохранить и развивать цивилизацию.
Школа нужна государству – чтобы оно, государство, процветало.
Школа нужна ведомству – чтобы было чем управлять, о чем заботиться, и благодаря этому быть нужным самому государству.
Школа нужна семье – чтобы вырастить ребенка и сделать его самым лучшим.
Школа нужна ученику – … И вот здесь появляется проблема, о которой мы не задумываемся, потому что либо ее не понимаем, либо не желаем понимать. Она ему не нужна, изначально не нужна!
Изначально школа как обязательный институт не нужна ученику. Просто он по умолчанию не задумывается об этом, так как это и не обсуждается. У него нет такого права! Но если бы можно было провести тест среди всех детей: хотите ли вы учиться, и у вас есть выбор – не хотеть… Ответ «хотим» будет только в плоскости интереса ученика к школе, в плоскости его интереса к любимому делу. Это как и у многих взрослых в жизни: «всю жизнь работал, чтобы, выйдя на пенсию, заняться любимым делом». У ребенка тоже есть выбор: либо проснуться и с удовольствием бежать в школу, либо… всю жизнь провести в ожидании каникул, выходных, отпуска… и пенсии. Поэтому очень важно понимать, что институт школы – это не зона и не армия (подъем! стройся!), это период жизни маленького человека, который пришел на этот свет не потому, что в 5-м классе был нужен очередной ученик, а сам по себе, и он имеет право быть счастливым сегодня и сейчас!
Если мы не поймем это сегодня, завтра институт школы будет не востребован. Так как:
– во-первых, развитие науки откроет для человека возможность выбора носителя информации. А это и есть главная технологическая и содержательная проблема современного образования, которое, к сожалению, до сих пор в основном выполняет функции носителя информации. У ученика будет выбор: выбрать Марью Ивановну как учителя в качестве носителя информации, или компьютер как более комфортный искусственный интеллект, способный без нравоучений передать тот же объем информации.
– во-вторых, образование как определенное состояние, необходимое для того чтобы выжить или просто жить в современном мире, сейчас в принципе не нужно (даже неандертальцы смогли бы использовать современную технику, все делается для того, чтобы человек не считал, не писал, не читал…). Цивилизация перешла ту критическую отметку, где от образования человека зависело его благосостояние, сегодня для того, чтобы быть сытым, совсем необязательно быть грамотным. А это серьезная угроза для самой цивилизации. Общество незаметно для себя скатывается от обслуживания своих потребностей с помощью техники к обслуживанию потребностей самой техники.
Поэтому уровень нужности школы для ребенка, уровень ее интересности – это не частная задача для школы, руно, министерства. Это жизненно важная проблема для общества, государства и в целом всей цивилизации. Так как главная задача современной школы – наполнить глаза ученика смыслом, созидательным смыслом, а не готовить, как на производственном конвейере, поедателей бутербродов с весьма условным набором знаний и полным отсутствием интереса к учебе.
Не всякая учеба является интересной и любимой. Но если взрослый человек вынужден работать, чтобы обеспечить свое существование, ожидая выходных, отпуска и, наконец, пенсии, чтобы заняться любимым делом, то у ребенка еще нет этой мотивации, у него еще не появилось этой потребности. Поэтому обязательный для него школьный путь осуществляется в двух вариантах:
– либо ему интересно в школе (сегодня, сейчас, это его интересная жизнь);
– либо он в ней заинтересован (как в накоплении капитала, необходимого для завтрашней жизни, школа ему необязательно интересна, но куда деваться?).
Главная задача образования – сделать так, чтобы школа была любимой. И найти ее решение мы сможем, если объединим два определения «Кому и зачем нужна школа». Два уровня ее нужности: нужность школы цивилизации и непосредственно самому ученику, с возможной формулировкой – «чтобы сохранить и развивать цивилизацию и жить в ней счастливым человеком!». Остальные же нужности должны просто обеспечивать реализацию этой задачи, и только в этом случае они будут востребованы и нужны – нужны как государство, как ведомство, как семья. И тогда образование, понимая свое предназначение, будет понимать и свою главную задачу. Только любимая школа, в которой ребенок счастлив, может вырастить счастливого человека, способного любить этот прекрасный мир и всех тех, кто живет вместе с ним в этом мире.
Именно тогда без нажима со стороны педагогического сообщества общество поймет, что самое главное начинается за школьной партой, самое важное говорится у школьной доски, именно тогда появятся Не такие учителя и Не такие ученики, и жить мы будем благодаря Не таким школам Не так, а лучше!
Школу будущего мы безуспешно ищем, пытаясь заглянуть в завтрашний день, – любая школа будущего создается и существует только в современном мире. Важно попытаться ее разглядеть и понять. А поняв создать для нее все условия или хотя бы не мешать, чтобы потом не цитировать и не изучать педагогику вчерашнего дня, запоздало и неоправданно называя ее передовой.
И прежде чем перейти от природы появления проблем в образовании к принципам их решения, я хотел бы остановиться на вреде иллюзий, которые часто путают с инновациями, хотя единственное, что их объединяет, – это буква «И».
Природа обретения иллюзий в процессе развития личности подрастающего человека вполне объяснима и понятна, так как от фантазии до иллюзии один шаг. Но недооценка отрицательного эффекта этого шага практически не осмысленна ни современной педагогической наукой, ни самой системой образования. Более того, система образования систематизировала иллюзии и, сама того не понимая, занимается их совершенствованием. Незаметно переориентировав вектор своего движения от динамичной, но затратной и беспокойной фантазии к статичной декларативной иллюзии, система плотно закрыла для детей двери развития, и процесс развития сейчас осуществляется только вопреки, а не благодаря.
Основывая свое развитие на жесткой схеме ценностей «общество – школа – семья – человек», система образования на определенном историческом этапе потеряла реальность восприятия действительности. Идеи превратились в декларации, а фантазии о светлом будущем общества – в несостоятельные иллюзии. И эта волна прожектов, а не проектов буквально захлестнула образование. Стоит только взглянуть на некоторые из них:
– иллюзия о всеобщем (качественном) среднем образовании, наполненном наполовину учебным материалом высшей школы, который качественно усваивают далеко не все;
– иллюзия о возможном всеобщем высшем образовании, которая уже сегодня некоторые вузы по качеству выпускников опустила на уровень ниже;
– иллюзия о реальном образовательном эффекте после введения авторитарной схемы профильного обучения в старших классах. Можно уложить в жесткую схему образовательный процесс, но процесс образования каждого человека невозможно и вредно дифференцировать авторитарными схемами, так как они часто не раскрывают потенциал, а механически его усекают и ограничивают;
– иллюзия о возможности создания рентабельной и малозатратной школы (крайне опасная, так как за ней может прийти еще более светлая экономическая идея: а не лучше ли обученных детей набирать из Китая?). Школа должна быть объектом безусловной заботы государства и его гордости за эту заботу (представьте себе мать, которая думает о том, как бы ей научить ребенка поменьше есть). Поголовный принцип финансирования может привести к поголовной безграмотности. Нельзя забывать, что головы у всех разные.
Школу важно оставить в покое как неприкосновенный институт и выдать ей охранную грамоту, чтобы никакие изменения, происходящие в постоянно меняющемся мире, не могли постоянно изменять школу, превращая процесс обучения в процессию сменяющихся иллюзий. Только тогда у ученика, спокойно постигающего мир знаний, зародится фантазия, способная перерасти в мечту, и школа будет провожать этих прекрасных мечтателей в большую жизнь не для схватки за нее, а для созидания в ней.
И именно тогда средства, направленные государством на поддержку школ, реализующих инновационные программы в рамках национального проекта, достигнут поставленной задачи. То есть результата. Ведь главным подтверждением эффективности и необходимости проведения инновационной деятельности является результат. Результат эффективной инновационной деятельности очень часто не бывает последним и окончательным, как казалось вначале, поскольку при своем достижении он, как правило, открывает новые перспективы развития. А процесс развития – это и есть процесс освоения новой эффективной деятельности. Результат инновационной деятельности в системе образования может и должен быть только положительным. В противном случае она должна быть прекращена, так как жертвой отрицательного эксперимента в этом случае окажутся дети.
Является ли инновационная деятельность в системе практического образования, то есть в учреждениях, реально осуществляющих учебный процесс, обоснованной и возможной? В обоих случаях – да. Она обоснована уже потому, что, как правило, не искусственно высосана из пальца околонаучными деятелями, засыпающими в своих тихих кабинетах, а зародилась в самой школе, поскольку появился ресурс понимания проблемы, а, следовательно, и ресурс поиска ее решения, который на месте вести более предпочтительно. Академической же науке в связи с этим, видимо, предстоит осмыслить эффективность своего местонахождения. Может, действительно будет больше эффекта от научной деятельности, если заниматься ею в школах? Представляете, кандидат педагогических наук идет на работу… в школу. Работают же кандидаты и доктора медицинских наук с больными и в больницах! Но будем считать это фантастическим отступлением в рамках инновационного размышления. Просто мне ученых действительно жалко: это то же самое, что следить за эффективностью роста огурцов на грядках в зимних условиях из иллюминаторов космического корабля, к тому же находящегося в соседней галактике, где холод – термин теоретический. Коль уж так случилось в образовании, что спасение утопающего – дело рук самого утопающего, а тонуть как-то не очень хочется, у всех естественным образом возник жизненно важный вопрос: как и куда плыть. И в школах естественным образом зарождается инновационная деятельность, которая уже сегодня сделала достаточно много больших и малых открытий, правда, и ошибок тоже, цена которым очень высока.
Инновационная эпидемия, охватившая сегодня российское образование, напоминает ситуацию с птичьим гриппом. Ажиотажа и компанейщины вокруг действительно имеющих место проблем образования гораздо больше, чем адекватных предложений и путей их решения. Без сомнения, нужный и важный национальный проект, направивший громадные средства на выявление перспективных ресурсов, может остаться в истории российского образования как Проект, захлебнувшийся на раздаче денег и грамот, если не сделает главного – не придаст определенный статус школам для обеспечения гарантированной защиты их дальнейшей инновационной деятельности.
Очень важно, способен ли инновационный бум, совершенно правильно и осознанно поддерживаемый государством, перерасти не в возрождение Старого, а создание Нового, Другого, Иного образования, способного открыть действительно новые горизонты развития нашего общества. Без всякого сомнения, способен. Ведь у нас такие талантливые учителя, которые могут рассказать о том, каким они видят современное образование России, современную российскую школу – самую лучшую школу, самой лучшей страны.
Александр САЙБЕДИНОВ, президент Ассоциации лучших школ, директор Губернаторского Светленского лицея Томской области
Комментарии