Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Единственный. Потребности региона вполне можно закрыть силами одного университета

Учительская газета, №35 от 27 августа 2013. Читать номер
Автор:

​Северо-Восточный государственный университет – единственный государственный вуз на территории Магаданской области. Из других учреждений системы ВПО тут либо филиалы, либо частные учреждения. СВГУ по праву считается структурой, которая держит все высшее профессиональное образование в этом регионе, а значит, и сам регион. О прошлом, настоящем и будущем университета мы беседуем с его ректором, доктором исторических наук, профессором Анатолием ШИРОКОВЫМ.

– Анатолий Иванович, хватает ли такому огромному региону, как Магаданская область, одного государственного вуза?- Для полутораста тысяч населения области этого вполне достаточно. Конечно, чтобы закрыть все потребности и запросы, нам нужно собрать все существующие ресурсы – финансовые, кадровые, интеллектуальные, технические и прочие. Поэтому в самом ближайшем будущем предстоит серьезная диверсификация направлений подготовки и внутренней структуры вуза для более точного соответствия потребностям экономики и социальной сферы. Но все это реально.- Каков конкурс в ваш университет?- В зависимости от специальностей – от 1 до 7 человек на место.- А кто наиболее востребован?- Учитывая специфику – конечно же, инженерные специальности, связанные с горнорудным производством и добычей полезных ископаемых. Правда, и отсев среди них тоже самый серьезный. К сожалению, абитуриенты в последнее время нередко приходят с плохими знаниями по химии и физике. Но по большому счету востребованы все. То, насколько охотно работодатели берут выпускника, зависит от уровня его подготовки. А мы учим качественно всех, даже тех, кто в масштабах страны уже стал притчей во языцех – юристов и экономистов. Несмотря на то что их готовят вроде бы везде, наши выпускники почти не имеют проблем с трудоустройством, ибо при большом количестве и юристов и экономистов налицо дефицит качественных специалистов, а для нас именно это требование стоит на первом месте в процессе обучения.- Надо понимать, это тоже традиция?- Можно сказать и так. В суровых условиях Колымы вообще нельзя работать спустя рукава, тут просто не выживешь. К сожалению, за последние полтора-два десятилетия Север перестал быть предметом особого внимания властей, поэтому до сих пор отток специалистов превышает естественные нормы. Любопытно, что в 60-е годы, если почитать литературу, здесь были те же проблемы. Выпускники лучших вузов страны приезжали сюда без опыта, работали 3-5 лет, живя в бараках, не имея даже возможности обрести здесь квартиру или дом, и уезжали, получив взамен бесценный опыт. Испытывая кадровый голод, мы одновременно были донором кадров для всей страны. Пора наконец сделать так, чтобы люди могли получить тут и качественное образование, и хорошую работу, и жилье.- Куда в основном поступают ученики магаданских школ – в училища, колледжи, вузы?- Не буду скрывать – приоритеты в основном связаны с высшим образованием. Но на сегодняшний день очень серьезная работа идет в плане оптимизации сети НПО и СПО, расширения производства, это требует многих рабочих и мастеров, а значит, повышает привлекательность училищ и колледжей. Еще надо принимать во внимание, что очень многие, чтобы поступить куда-либо, уезжают в другие регионы.- Об этой оптимизации много сказано, и вопрос фактически уже решен. А может, имеет смысл рассмотреть более отдаленную перспективу – сращивание среднего профобразования с высшим?- Эта перспектива не настолько удалена, как вам кажется. Уже сейчас целый ряд университетов по всей стране имеют в своем составе учреждения СПО. Мы эти варианты также неоднократно просчитывали и даже предлагали конкретные решения, но дальше проектов пока дело не идет. А ведь это позволило бы серьезно повысить подготовку в колледжах за счет использования профессорских кадров университета, увеличить количество специальностей, необходимых области, расширить комплекс задач. Одновременно появляется возможность для развития индивидуальных образовательных траекторий внутри вуза. Я считаю, это вполне разумно. Сейчас в регионе верстается программа «Кадры для территории», в которой предлагается использовать положительный опыт других вузов.- Университет предоставляет широкий спектр возможностей. Но ведь вы готовите не всех специалистов, например, учителей химии не готовите. Почему?- На самом деле их и раньше тут никогда не готовили, для этого нужна серьезная лабораторная база, реактивы, пробирки. Все это стоит миллионы рублей. Что касается учителей математики и физики – раньше у нас были соответствующие специальности, но в течение ряда лет не можем набрать студентов, туда просто никто не идет. Поэтому стараемся маневрировать, выпускаем учителей информатики и математики, информатики и физики. ИКТ нынче везде востребованы.- В регионе много малых школ, для которых нужно готовить не просто учителей «два в одном», а фактически многостаночников, способных профессионально охватить сразу несколько предметов. Готовите?- Для нас это не проблема. На данный момент завершается формирование программы развития университета, и если анализ покажет необходимость в создании таких направлений широкого профиля, обязательно будем готовить многостаночников.- Есть мнение, что слияние педвузов с классическими университетами снижает качество педобразования. Так ли это? Может, имеет смысл создавать внутри университета не педагогические факультеты, а автономные пединституты?- До 1998 года у нас на территории функционировали 2 крупных педвуза и филиал Хабаровского гостехнического университета. Лично мне непонятно, зачем столь немногочисленному региону нужны два центра управления одним и тем же процессом? Легче и проще управлять из единого центра. Мы поглотили один филиал, на очереди второй, потом третий. Появилась практика объединения разрозненных ресурсов, которых не хватает. И потом, не думаю, что объединение педвуза и филиала Хабаровского технического университета привело к падению уровня подготовки выпускников. Наши выпускники выигрывают в профессиональных конкурсах всероссийского уровня, думаю, это достаточно наглядно характеризует уровень их подготовки. Но, несмотря на это, мы все равно ищем возможности для того, чтобы поднять этот уровень еще выше. Поэтому, составляя программу развития университета, мы рассматриваем вариант создания внутри университета пединститута, причем непременно с кафедрой методологии образования.- В последнее время очень много говорят по поводу рейтинга вузов. Если не секрет, какое место вы в нем занимаете?- Мы признаны эффективными, и это главное. А если конкретно, то из 32 дальневосточных вузов мы на 15-й позиции. Можно также отметить и тот факт, что по публикационной активности 2 года назад мы обходили Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Амосова, что в Якутске, а это очень высокий уровень.- А каково ваше мнение относительно выделения из всех университетов нескольких лидеров? У СВГУ есть шансы попасть в их число?- Сложный вопрос. У каждого региона есть специфика, которую надо учитывать. На развитие высшего образования в стране сегодня выделяют огромные средства. Это хорошо. Но я могу перечислить целый ряд объявленных Минобрнауки конкурсов, в которых мы хотели бы участвовать, но не имеем права, поскольку прописанные условия сразу лишают нас этой возможности. Не потому что плохие, а просто такие условия. Взять программы стратегического развития университетов – по количеству студентов и преподавателей мы уже не проходим, хотя все остальные требования нам вполне по силам. Получается, крупные вузы участвуют, мы – нет. Хотя наверняка могли бы выполнить заявленный объем работ с ничуть не меньшим, а может, и даже с большим качеством. И ведь это проблема не только Колымы, но и Камчатки, Сахалина, Приамурья, Еврейской автономной области, всего Дальнего Востока.- Каждый университет имеет какую-либо специализацию, то есть известен в мире науки по успехам в конкретных направлениях и отраслях. Чем в этом плане может похвастать СВГУ?- У нас прекрасная научная школа перевода, руководитель – профессор Чайковский. Есть хорошая школа лингвистов, которую возглавляет профессор Соколянский. Очень интересная школа дошкольного образования и педагогики, ею руководит профессор Фролова. Есть очень хорошее психологическое направление, фактически филиал психфака МГУ. Я бы очень хотел, чтобы у нас появились школа горняков, школа геологов, поскольку эти направления естественным образом очень нужны нашему региону. И мы серьезно работаем над этим вопросом, но основать научную школу довольно сложно, в том числе и потому, что специалисты уходят в реальные секторы экономики, уезжают в другие регионы.- Много ли вакансий среди преподавателей?- Нет, переход на Болонскую систему заставляет нас более трепетно относиться к кадрам, сохранять их, искать альтернативные варианты. Ведь если подходить к процессу реорганизации вуза с позиций голой экономии, получится, что нам прямо сейчас необходимо сократить человек 50 педагогов. Но тут очень легко наломать дров, выиграв сражение и проиграв битву. Поэтому мы стараемся думать на несколько шагов вперед. Миграционные процессы протекают по своим законам, демографическая ситуация сегодня одна, завтра другая. Рождаемость увеличивается, а значит, меняется и количество учащихся. Открытие новых предприятий приводит к резкому росту вакансий, а люди нередко приезжают семьями, в которых есть дети школьного и студенческого возраста. Словом, наши преподаватели – это тот золотой запас, которым мы не собираемся разбрасываться в угоду решения сиюминутных проблем.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту