search
main
0

Единица измерения – ночь Народное творчество для “избранных”

У каждого народа свои предания. Пока не возникла философия, именно мифы были одной из попыток осмысления мира, а богов наделяли человеческими чертами. Но как бы ни были народы далеки друг от друга, у каждого есть в преданиях и героических сказках сильные богатыри, есть место подвигу и чуду. Взять хотя бы для примера якутов и русских. Илья Муромец, Нюргун Боотур – как непохоже звучат имена этих богатырей! Но делают они одно дело. Они сражаются со злом и защищают свою землю. И побеждают. Людям нужна их защита, потому и хранят они сказания о делах своих героев. И сказания эти оказываются сильнее, чем время…

Представьте, что вы попали на концерт, на котором в лучшем случае в течение двух часов предстоит наслаждаться исполнением старинных былин. Скажете, это невозможно? Недавно в Якутске такие представления шли чередой целую неделю. Правда, исполнялись не былины, а по сути своей очень близкие им и не менее экзотические в наши дни эпосы: якутский олонхо, киргизский манас, эвенский нинкан и другие.

ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ
Якутский героический эпос олонхо – это история человеческого племени со времени возникновения Вселенной, поэтому в нем подробно описываются жизнь и борьба первых людей, и особенно главного героя – его судьба и его борьба. Истоки олонхо восходят к концу первого тысячелетия, когда предки якутов жили на своей прежней родине в Северном Прибайкалье и Приангарье и тесно общались с предками народов Алтая и Саян. Русские былины “родились” примерно на шесть-семь веков позже.
Олонхо исполняется без музыкального сопровождения, монологи героев поются разными тембрами, остальное декламируется нараспев в быстром темпе. Якутский эпос состоит из множества сказаний, крупные олонхо доходили до двадцати и более тысяч стихотворных строк, но предки якутов определяли олонхо не по количеству строк, а по длительности исполнения. За основу измерения принималось исполнение в течение одной ночи. Олонхо обычно начинали петь после ужина и продолжали почти всю ночь – с небольшими перерывами для курения или отдыха. Ходят предания, что некоторые исполнители – олонхосуты – могли петь более девяти часов подряд. Самые крупные олонхо пелись в течение семи ночей. Это целое искусство со своими законами и обычаями.
Раньше каждый якут с детства знал множество различных сюжетов и пробовал свои силы в сказании, но были и профессионалы, специально занимавшиеся пением олонхо. Они тратили массу времени на заучивание текста, на прослушивание других олонхосутов, длительные тренировки в пении и декламации. Некоторые даже выезжали “с гастролями” в другие улусы. Как правило, олонхосуты были бедняками, им некогда было следить за своим хозяйством, а за исполнение им платили немного, обычно продуктами – мясом, маслом, зерном. Так долгое время жил крупнейший из якутских олонхосутов Дмитрий Михайлович Говоров из Усть-Алданского улуса. Говорят, что только под конец жизни, уже в советское время, когда он стал получать гонорары за запись и издание своих олонхо, в его доме появился достаток.
Современные старики-олонхосуты, разумеется, не зарабатывают этим ремеслом себе на жизнь. Скорее они олицетворяют собой символ якутского народного творчества, изредка принимая участие в народных праздниках и официальных концертах. Да их и не так уж много, специалисты знают стариков наперечет. Ни у одного из этих хранителей уникального жанра нет учеников, как это было заведено раньше.

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ
– Эпос – это памятник духовной культуры. Век олонхо прошел, сейчас мы хотим сохранить, что осталось, – говорит доктор филологических наук, олонховед Василий Илларионов. – Нет уже той среды, детей развлекает телевизор, Интернет, театр, кино. Да и время эпоса не совпадает с нашим: там героика, богатырство, с современностью он никак не связан. Особенность олонхо – устная передача и импровизация, без этого живого бытования эпоса не будет. Поэтому мы хотим возродить эту традицию, но сделать это очень трудно. Знаю только одну девочку, которая сама сочинила сказание на основе прочитанных, услышанных олонхо. Сейчас дети просто выучивают текст. У некоторых память отличная, они могут час-полтора говорить без запинки. В какой-то степени это положение искусственно, но сохранить традицию надо, надо дать детям представление, что у нас был такой эпос. В дальнейшем хотелось бы, чтобы олонхо исполнялось полностью. Ведь живут же и даже развиваются такие якутские жанры народного творчества, как тойук, осуохай. Правда, они более легкие, в них воспевается сегодняшний день.
Первый Международный фестиваль юных сказителей собрал в Якутске небывалое количество участников – около трехсот. За исключением немногочисленных гостей из Киргизии, Бурятии, Горного Алтая, Тывы в основном это были школьники из различных улусов республики, даже из самых далеких северных. Организаторы – Министерство культуры республики и республиканский Центр культуры – кажется, никак не ожидали от современных детей такого желания показать свои достижения в исполнении не самого легкого жанра. Ведь педагоги вместе со своими учениками (а некоторые коллективы доходили до двадцати с лишним человек) ехали в Якутск и жили в столице целую неделю за свой счет.
– Четыре года назад в рамках республики мы провели первый подобный фестиваль. Нам тогда удалось собрать всего шесть человек, – вспоминает организатор и координатор фестиваля Зоя Сысолятина. – За это время фестиваль стал престижным, он расширил свои рамки, теперь, помимо традиционного исполнения, мы проводим конкурс научных работ школьников, посвященных исследованию олонхо, и отдельный конкурс современной интерпретации олонхо – сценические постановки с песнями и танцами, для педагогов – обязательно “круглый стол”, посвященный проблемам обучения детей эпосу.

ЗРИТЕЛИ, АУ!
Кто же обучает детей сказанию, если у подлинных носителей олонхо учеников нет? Выяснилось, что этим занимаются обычные учителя национальной культуры, литераторы, преподаватели музыкальных школ. И хотя это направление сравнительно “молодое”, в их среде уже есть несколько настоящих “профи”, у которых есть чему поучиться: Ефросинья Соколова из Намского улуса, Вера Иннокентьевна Троева (ее ансамбль уже отметил десятилетний юбилей), Елизавета Егоровна Рожина из Усть-Алданского улуса, Мария Васильевна Николаева из Сунтарского улуса. Всех их объединяет одно – энтузиазм, что для учительства не ново.
Руководитель фольклорного ансамбля “Ай-ыл-гын” Вера Романовна Гоголева привезла в Якутск двадцать с лишним детей. Говорит, что с радостью приехали бы все тридцать человек, да не всех смогли спонсировать родители. Больше положиться было не на кого – родителям уже не привыкать помогать сельской музыкальной школе, при которой работает любимый сельчанами ансамбль.
Небольшое село Мегино-Алдан Томпонского улуса находится в трехстах километрах от Якутска. Восемьдесят детей занимаются в сельской музыкальной школе. Занятия в фольклорном ансамбле едва ли не самые популярные. Недавно ребята поразили односельчан, а потом и жителей окрестных сел, не избалованных культурным досугом, своей постановкой спектакля по олонхо “Нюргун Боотур Стремительный”. Шикарные костюмы и декорации (помогали шить родители), музыкальные аранжировки (записывал сам директор школы Петр Колодезников), танцы и традиционное у якутов горловое пение – получился настоящий спектакль, выполненный на хорошем профессиональном уровне. После вызванного ажиотажа среди односельчан столичная публика, увы, разочаровала юных артистов. Ценителей олонхо в Якутске оказалось совсем немного, зал был практически пуст. То ли у городских подростков другие интересы, то ли они просто не знали о фестивале?
Ольга СЛЕПЦОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте