search
main
0

Едем в Хогвартс! Как вырастить волшебников, которым интересно учиться

Сейчас идет широкое обсуждение образовательной инициативы «Наша новая школа» и часто говорится о необходимости посмотреть на мир глазами ребенка. Но спрашивают ли взрослые ребенка: «В какой школе ты хочешь учиться?»

Вы никогда не задумывались, почему современным детям нравится книга Джоан Роулинг «Гарри Поттер»? Что их привлекает? Волшебство? Магия? Но они есть и в других книгах. А не скрыт ли секрет этой книги в том, что, читая ее, дети мысленно оказываются в школе своей мечты? В школе, в которой интересно и учить, и учиться.

Школа волшебства называется Хогвартс. Почти всему ученики в ней учатся сами. Это ее главный принцип. На уроках травологии они сами выращивают разные растения. В массовой современной школе на уроках ботаники изучают соцветия и в лучшем случае изредка делают гербарий. В Хогвартсе на уроках зельеварения занимаются тем, что и следует из названия предмета. В современной школе на уроках химии учат формулы и, хотя и проводят самостоятельные опыты, но, как свидетельствуют сами учителя, крайне редко. В Хогвартсе на уроках защиты от темных искусств учатся выживать. Ребятам моего класса очень нравятся занятия по ОБЖ, и они готовы часами обсуждать те ситуации, с которыми ознакомились на уроке, но, согласитесь, знания они приобретают в основном теоретические.

Итак, секрет обаяния этой школы в том, что там дети учатся сами, познавая все на практике. Собственно, и мы мечтаем о такой школе, поэтому не случайно ждем новых стандартов, альтернативы классно-урочной системе, государственной программы поддержки одаренных детей.

Другим важнейшим мотивом, побуждающим ребенка к познанию, в школе Хогвартс является иная позиция взрослого. Учитель лишь только приоткрывает завесу над тайной и останавливается: «Хватит вопросов, это тайна. Я не должен был говорить это». Всегда остается некая недосказанность для побуждения ребенка к собственному открытию. В помощь – огромная библиотека.

Ребенок находится в естественных условиях, ведь мир, в котором ему предстоит жить, не идеален. Поэтому в Хогвартсе есть как добрые, так и злые учителя-волшебники. Какую роль в обучении и воспитании ребенка будет играть каждый из них, определяет мудрый директор. Я не призываю открыть двери нашей школы для всех. Профессия учителя – удел немногих. Мне интересен сам принцип создания естественных условий. Каждый занимается тем, к чему склонен, а не тем, чем все. Таким образом, создаются условия для развития одаренности ребенка. Существует так называемая шляпа-сортировщица, определяющая ребенка в зависимости от его склонностей на тот или иной факультет.

Есть в этой школе и отметки, хотя «слабо» – это не наша двойка, которую мы зачастую ставим за отсутствие ответа, а именно оценка за ответ, выполненный на двойку. Годовая оценка в школе волшебства – это оценка, полученная на экзамене, а не среднеарифметическое, как в нашей школе. Причем ставится она не только за знания, но и за умение их применить. Любой успех или неуспех школьника оценивается баллами, которые добавляются или убираются, но не ему лично, а факультету. Так в школе культивируется особый дух единения. Все вместе помогают одному чего-либо добиться, и все при этом совершенствуются.

Как видим, цель такой школы – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, и ее отличительными чертами являются:

Соединение теории с практикой.

Особая организация пространства.

Особая позиция взрослого.

Естественные условия развития ребенка.

Дух единения.

Вот в такой школе и вырастают настоящие волшебники. А кто такой волшебник? Тот, кто своими желаниями, силой воли умеет преобразовывать жизнь вокруг себя. Преобразовать действительность – это и есть идея нашей новой школы.

Конечно, близкие модели различных авторских школ есть. И на их основе уже сформировалось представление о компетентностном подходе в современной системе образования. Однако для того чтобы механизм запустить, надо перейти к деятельностной модели, после чего нам останется этот механизм только поддерживать.

Людмила КАПУСТИНА, учитель истории и обществознания гимназии №33, участник конкурса «Учитель года России-2009», Ульяновск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте