Я сознательно отложила разговор о гимназии имени Дягилева, чтобы не смешивать его с темой семинара о социальном партнерстве, прошедшего в Перми в июне. В последний день работы семинара профсоюзные лидеры отправились в гимназию на ознакомительную экскурсию. Нас предупредили, что это учебное заведение необычное, а его директор Раиса Дмитриевна Зобачева – человек очень неординарный.
Когда мы переступили порог гимназии, одна из участниц семинара произнесла, точно выдохнула: «Сразу чувствуется…» – и не закончила фразу. Я тоже стала невольно вспоминать, где переживала похожие ощущения. На память пришли Большой театр, Эрмитаж, музей имени Пушкина. Сразу у входа в широком коридоре установлены стеклянные витрины, а в них куклы, подаренные петербургской художницей Ольгой Алексеевой в 90-х годах. Ее миниатюрные творения, созданные по эскизам известного театрального художника Льва Бакса, воплощают образы артистов «Русских сезонов» в балетных костюмах: Вацлава Нижинского в роли Петрушки и Синего бога, Тамару Карсавину в «Жар-птице» и «Жизели». Также здесь представлены экспонаты, посвященные мировой хореографии, многие из них подарены прославленным танцовщиком эпохи постдягилевского балета Юрием Зоричем.
На этом сходство гимназии с театром и музеем не заканчивается: она действительно аккумулирует в себе и то, и другое. Кроме музея-мемориала «Дом Дягилева», открывшегося 31 марта 1987 года, в день 115-летнего юбилея великого импресарио, здесь работают музеи этнографии, художественной обработки камня, краеведения. В гимназии есть хореографическая и театральная студии.
Гимназии 30 августа исполнится 127 лет. Свою историю учебное заведение ведет с 1881 года, когда в Перми открылась четырехклассная женская прогимназия, названная Александровской в память об императоре Александре II. Первоначально она занимала дом Драгунова на Сибирской улице, а учились в ней в основном дочери мещан и крестьян различных вероисповеданий. С 1 сентября 1894 года прогимназию перевели в здание, купленное городским обществом у Сергея Павловича Дягилева, на углу Сибирской и Большой Ямской. В декабре 1918 года учебное заведение получает новое название: Единая трудовая школа 2-й ступени – школа №11, позже она становится обычной средней школой. А с 1992 года преобразуется в гимназию №11 имени С. П. Дягилева.
Весь педагогический процесс здесь ориентирован на формирование широко образованной и разносторонне развитой личности. Для этого в программу введены такие дисциплины, как философия, технология творческого проектирования, дизайн, психология, курс мировой художественной культуры. В учебном заведении хорошо развита система дополнительного образования. Но вместе с тем это академическая гимназия, где дети получают полное гармоничное образование с погружением в математику и естественные науки. Все гимназисты изучают два иностранных языка: английский и французский.
Коллектив гимназии небольшой: всего 87 сотрудников, включая преподавателей. Более половины из них имеют высшую квалификационную категорию, есть пять кандидатов наук, пять заслуженных учителей, пятнадцать отличников образования. Несколько преподавателей обучаются в аспирантуре вузов Перми и Москвы. Ежегодно все работники гимназии бесплатно проходят подготовку и переподготовку. Всем учителям предоставляется методический день для самообразования. Нагрузка у преподавателей небольшая, в среднем 18 часов, 23-24 часа в неделю – максимум. Поэтому есть возможность подготовиться к каждому уроку неформально.
В гимназии существует много творческих направлений. Одно из них – музееведение, ребята учатся проводить экскурсии на русском, английском и французском языках. Почетные гости здесь не редкость, в гимназию приезжают звезды мирового и отечественного балета, ученые, политики, в их числе даже бывший Президент России, а ныне премьер-министр Владимир Путин. «Но для нас всякий, кто интересуется культурным наследием России, – почетный гость», – утверждают педагоги гимназии.
Мы отправились на экскурсию по музею Дягилева в сопровождении одиннадцатиклассников Анастасии Дегтевой и Дмитрия Кулепанова. Надо отметить, что они прекрасно справились с ролью экскурсоводов.
В доме, где сейчас расположена гимназия, Сергей Дягилев жил с восьми до восемнадцати лет. В это время здесь, в Перми, его отец, кавалергард Павел Павлович Дягилев проходил военную службу. Особняк в стиле позднего русского классицизма принадлежал деду Сергея Павлу Дмитриевичу, который был известным меценатом и пожертвовал большую сумму на строительство Пермского оперного театра. Его четыре сына и четыре дочери получили прекрасное столичное образование.
Мать Сергея – Евгения Николаевна Евреинова – умерла вскоре после родов. Спустя два года Павел Павлович женился вторично. Его избраннице – Елене Валерьяновне Панаевой – было суждено стать воспитательницей будущего основателя «Русских сезонов». Именно она дала молодому Сергею Павловичу ту страсть и любовь к искусству, которую он сохранил на всю жизнь.
В этом доме постоянно музицировали, давали концерты, балы, здесь собиралась вся интеллигенция Перми. Сережа мог по нескольку часов сидеть у рояля, сосредоточенно слушая музыку. Он был страстным театралом, не пропускал ни одной оперы, а в 15 лет написал свое первое музыкальное произведение на стихи Алексея Толстого «Ты помнишь ли, Мари?»
В музее довольно много подлинных экспонатов, окружавших Дягилева: старинное зеркало, несколько самоваров, гравюры, серебряные часы. Сохранился и рояль, которому более 130 лет, – на нем все еще играют. Есть даже метрическая книга, привезенная из церкви села Николаевское, где находилось родовое имение Дягилевых. В советский период храм был закрыт, но сейчас он возрождается, а гимназисты ежегодно ездят в село и помогают его восстанавливать. Среди других экспонатов привлекает внимание картина «Ангел молитвы» – художник Николай Зарубин восстановил ее по фотографии, оставленной Дягилевым перед отъездом в Петербург по окончании пермской гимназии. Она была семейной реликвией и поэтому тоже была перевезена в столицу.
Сергей окончил юридический факультет Петербургского университета и Петербургскую консерваторию, где ему преподавал сам Римский-Корсаков. Студенческие годы были счастливой порой в жизни будущего импресарио. С помощью двоюродного брата Дмитрия он вошел в круг столичных эстетов и сблизился с Бенуа, Рерихом, Кустодиевым, Коровиным. Дягилев занимается самообразованием, изучая музыку, литературу и живопись, организует выставки русских и немецких акварелистов. Итогом таких выставок стало рождение художественного объединения и журнала «Мир искусства», который выходил с ноября 1898 по 1904 год. Эмблемой журнала служил орел, сидящий на вершине горы. «Мир искусства парит над обыденной жизнью», – такова была философия его создателей.
Самая грандиозная выставка прошла в 1905 году в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. Во время подготовки к ней Дягилеву пришлось предпринять более ста поездок по губерниям, выбирая самые отдаленные уголки России в поисках неизвестных полотен. На выставке было представлено более шести тысяч экспонатов, в том числе шедевры Рокотова и Левицкого.
Основав журнал, Дягилев одновременно поступил на службу в Дирекцию императорских театров. Он пытается воплотить свои новаторские идеи в балете, но не встречает понимания у чиновников. Сыграла свою роль и ссора Дягилева с примой-балериной Мариинского театра Матильдой Кшесинской, имевшей при дворе огромное влияние. В конце концов его увольняют. Позже, одумавшись, Николай II несколько раз просит Сергея Павловича вернуться, но Дягилев не захотел больше иметь дело с царским двором.
Он уезжает во Францию и с 1907 года организует ежегодные зарубежные выступления русских артистов за границей, которые вошли в историю под названием «Русские сезоны». В рамках первого сезона состоялись выступления музыкантов «Исторические русские концерты». В них участвовали Римский-Корсаков, Рахманинов, Глазунов, Шаляпин. Сезон 1908 года был посвящен русской опере. В балетный репертуар первых дягилевских «сезонов» вошли «Павильон Артемиды» Черепина, «Шехерезада» Римского-Корсакова, «Жизель» Адана, «Петрушка» Стравинского. Для этих гастролей Дягилев пригласил хореографа Михаила Фокина и группу ведущих солистов балета Мариинского и Большого театров – Анну Павлову, Вацлава Нижинского, Тамару Карсавину и других.
После успеха «сезонов» Дягилев решил организовать свою труппу, которая сформировалась к 1913 году и получила название «Русский балет Сергея Дягилева». Кроме Парижа, она выступала в Лондоне, Риме, Берлине, Монте-Карло, в городах Америки. Эти выступления стали не только триумфом русского балета, но и способствовали расцвету балетного искусства в тех странах, где этот жанр не был развит. За время существования антрепризы было поставлено более восьмидесяти спектаклей, и пятнадцать из них вошли в сокровищницу мировой хореографии.
«Спящая красавица» стала последним спектаклем Сергея Дягилева. На отдыхе в Венеции с ним случился удар, вызванный обострением диабета, и 19 августа 1929 года великого импресарио не стало. Его похоронили в Венеции на острове Сен-Мишель.
За время работы музея собрано более четырех с половиной тысяч экспонатов, лишь часть из них представлена в экспозиции. Мы любовались коллекцией изысканных театральных афиш, балетными костюмами, часть которых подарена Большим театром. Старинные предметы, фотоальбомы и документы, собранные в музее, повествуют о том, какой вклад внес Сергей Павлович в мировую культуру и прославление русского искусства за рубежом.
Увы, Дягилев был больше известен за границей, чем у себя на Родине. Его знаменитые постановки проходили там, и только часть российской элиты, а позже некоторые наши эмигранты были свидетелями этих триумфов. К счастью, некоторые современные постановщики, например Андреас Лиепа, сейчас возрождают дягилевские балеты и на российской сцене.
«Современные солисты, звезды зарубежной хореографии, которые приезжают к нам в гости, просто счастливы оттого, что у нас в Перми сохранился единственный в мире дом, где когда-то рос Сергей Павлович», – рассказывают преподаватели гимназии. За рубежом Дягилев останавливался либо у знакомых, либо в отелях. И не было такого места, где бы он хотя бы на протяжении нескольких лет жил и работал вместе со своей труппой. Сам Дягилев не был танцором, музыкантом или художником, но он умел открывать таланты в других людях, умел объединять их для одной цели. Сергей Павлович открыл миру Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского, балерин Тамару Карсавину, Ольгу Спесивцеву, танцевала в труппе Дягилева и Анна Павлова, все они внесли вклад в создание бессмертных спектаклей. Он сотрудничал с Пикассо и Матиссом, которые участвовали в художественном оформлении балетов.
В отдельном выставочном зале, где раньше располагалась столовая, представлены работы французских художников Кристиана Тави и Филиппа Талли, эту коллекцию музею завещал французский коллекционер Рене Бокобза. Картины и скульптуры изображают Вацлава Нижинского в знаменитых балетах «Русских сезонов».
Там, где сейчас находится концертно-выставочный зал гимназии, у Дягилевых был зимний дворик-сад. Превосходные картины в концертном зале нарисованы выпускниками Уральской академии художеств.
В нем проходят торжественные мероприятия гимназии: вручение аттестатов зрелости, концерты классической музыки, выступления театральной студии, музыкально-хорового отделения, хореографической студии. Гостем таких спектаклей может стать любой желающий. Гимназия регулярно проводит благотворительные концерты для ребят из детских домов и приютов, перед Новым годом традиционно играют «Щелкунчика» с замечательными декорациями.
В мае прошлого года в гимназии был установлен памятник Дягилеву. Для его создания знаменитый скульптор Эрнст Неизвестный несколько лет работал в библиотеках Соединенных Штатов, изучая архивные документы антрепризы. Из гимназии ему посылали фотографии, фрагменты писем. На скульптуре, изображающей импресарио, запечатлены и звезды дягилевских сезонов. На груди у сердца – образ Вацлава Нижинского в балете «Видение розы». Статую украшают любимые русских балерин тюльпаны и лилии из уральских самоцветов.
Мечта увековечить память великого импресарио родилась в гимназии давно, на перекрестке улиц Сибирской и Луначарского даже было выбрано место для монумента. Но судьба распорядилась иначе, и замечательная скульптура была установлена на пьедестал в доме Дягилева. Сергей Павлович будто вернулся на Родину, это случилось в мае 2007 года в день открытия седьмых Дягилевских чтений, проходивших в гимназии. Понятия «чтения» в данном случае весьма условное. Это настоящий праздник искусства, в рамках которого проходят спектакли, оперные и балетные постановки, музыкальные концерты и фотовыставки.
«Присядьте на ступеньку», – предлагает гостям подоспевший директор Раиса Дмитриевна Зобачева, хотя в концертно-выставочном зале полно стульев. Но ступенька находится прямо под памятником, в этом все дело. И потом директор начинает рассказывать о Дягилеве, о гимназии, о современной власти и образовании. В середине 90-х гимназистов в рамках проекта «Единый мир через культуру» начали приглашать в Англию, США, Францию.
«В Лондоне нас встречали все «остатки» дягилевской труппы. Балерины Нина Таракан, Ирина Воронова. Инесса Макдональд, первый библиограф Дягилева, подарила нам свои книги, они открываются графическим изображением этого дома, которое сам импресарио сделал по воспоминаниям. Нас провезли по Лондону – в каждом доме, где был Сергей Дягилев, это обозначено на памятной доске. Мы видели на асфальте отметки тех, кто занимал рано утром очередь, чтобы купить билеты на балет в рамках «Русских сезонов».
В центре Парижа – площадь Дягилева, в городе есть и памятник импресарио, установленный к его юбилею. В Гранд Опера, где готовились к премьере «Жар-птицы», нам с детьми разрешили побывать на репетиции, сделав большое исключение. Все это в память о Дягилеве.
Его влияние на мировую культуру не остыло. Все направления: художественные, сценические, балетные, оперные – все основано на русской школе. Дягилев заходил в любой дворец к любому императору в Европе, «ногой открывая дверь». Один европейский монарх спросил Сергея Павловича: «Чем вы занимаетесь?» Тот ответил: «Я, как и вы, ничего не делаю, но без меня ничего не состоится».
Недавно к нам приезжали профессора из Оксфорда, они у себя в антикварных магазинах купили подлинные программы «Русских сезонов» и подарили музею! На Западе его слава еще сияет. А в России, для которой Дягилев был диссидентом, он был в забвении почти сто лет».
Раиса Дмитриевна руководит гимназией с 1976 года. Именно она предложила преобразовать обычную среднюю школу в Дягилевскую гимназию и начала возрождать в Перми имя великого импресарио. Даже здесь почти никто не знал, что средняя школа №11 находится в родовом доме Дягилевых.
За свою работу на этом поприще Раиса Зобачева удостоена многих званий и наград, самая почетная из которых – премия ЮНЕСКО. Она – заслуженный учитель России, кандидат наук, лауреат премии Пермского края в сфере культуры и искусства, в ее арсенале есть даже польская награда: медаль Вацлава Нижинского, присуждаемая за заслуги в развитии культуры. Несмотря на многочисленные почести и звания, на свой практически непререкаемый авторитет руководителя, Раиса Дмитриевна человек на редкость скромный. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в юбилейной брошюре, выпущенной два года назад к 125-летию гимназии, нет ни одной ее фотографии.
Директор, как и другие педагоги гимназии, черпает опыт воспитания детей из принципов общения, принятых в семье Дягилевых. Она любит вспоминать такой эпизод из жизни импресарио: «Когда Сергей Николаевич получил увольнение от Николая II, он пишет своей мачехе: «Дорогая матушка! Я затеял свое дело». Она ответила: «У тебя же нет денег, но я знаю, у тебя все получится». Очень важно говорить ребенку, что у него все получится. Ему надо создавать среду, в которой бы он себя реализовал. Период с семи до семнадцати очень значим, можно одним словом сломать ребенка в этом возрасте, поэтому лучше лаской и любовью действовать. Дай свободу ребенку, и он сам поднимется. В нем все заложено природой, Богом!»
В завершение встречи директор заговорила и о профсоюзе: «Общественные организации, которой является и профсоюз, должны крепнуть, не приспосабливаться, не выпрашивать, не быть придатком власти. Власть боится общественных организаций. Благодаря им мы отвоевали этот дом, территорию».
Я подошла к Раисе Дмитриевне, чтобы задать единственный вопрос:
– Что отличает ваших гимназистов от всех других школьников?
– Мотив учиться, прямой позвоночник и понятие чести. А также стимул все преодолеть, во всем разобраться. Не приспосабливаться, не хитрить и не лукавить в угоду кому-то или для личной выгоды, а продемонстрировать свою талантливость. Поэтому наши дети отличаются и красотой лица, и осанкой и, наверное, успешностью в жизни. Я им говорю: «Вы – элита, в которой так нуждается Россия». Потому что России нужны умные дети, не потребители, а служители. Они знают, что служить и прислуживать – разные вещи. Давать и брать – тоже разные вещи. Самое главное, чтобы это была личность, человек с государственным, национальным мышлением».
Покидала я гимназию имени Дягилева с настойчивым желанием сюда вернуться. Подумалось, что, может быть, именно здесь, в таких учебных заведениях, действительно формируется новая российская элита, а не где-нибудь на пресловутой московской Рублевке.
Комментарии