search
main
0

Дядюшка Чарли. Александру Калягину – 75 лет

Александр Калягин – это поистине человек-оркестр: председатель Союза театральных деятелей, член Общественной палаты, режиссер, художественный руководитель великолепного театра и просто любимый всеми замечательный артист, чьи роли стали без преувеличения культовыми, а киноцитаты превратились в бессмертные хиты, применимые ко всем случаям жизни. Чего стоит только знаменитая фраза: «Мало ли в Бразилии донов Педров?!», – произнесенная исполнителем в невероятной комедии «Здравствуйте, я ваша тетя». Но сам юбиляр, безусловно, такой один – талантливый, тонкий, интересный и всегда разный.

В детстве его тяга к лицедейству лишь умиляла родных, говоривших: «Аличка талантливо кривляется». Ощущение одиночества и непонятости (при сильнейшей материнской любви) сделало будущего артиста сильным и независимым. Однако его путь на сцену был тернист: Александр Александрович учился в медучилище и даже работал фельдшером на «Скорой помощи», но природное дарование оказалось сильнее. Врачебная практика подарила Калягину множество сюжетов, будто созданных для театральных миниатюр: комическое и трагическое причудливо сочеталось, представляя большую жизненную правду, следовать которой настоящему актеру необходимо.

Его кумиром был Аркадий Райкин: молодой мечтатель искренне верил, что лишь он один, Саша Калягин, может заменить великого артиста на подмостках. Отучившись в знаменитой «Щуке» на курсе педагога-труженика Анатолия Борисова, он еще в училище должен был преодолевать преграды на пути к цели. Невыигрышная внешность актера становилась препятствием для работы. «Толстоват, лысоват, небольшого роста? Да. Зато глаза молодые», – вспоминал Александр Александрович. Ранняя смерть жены, а следом и матери усугубила ситуацию: на руках – маленькая дочка, перспективы в профессии туманные, в знаменитой Таганке не сложились отношения с Юрием Любимовым, не «видевшем» исполнителя в репертуаре Театра.

Спасало сценическое чтение, которое полюбилось артисту еще в училище. Недолго поработав в Театре им. Ермоловой и мимолетно отметившись в «Современнике», Калягин приходит во МХАТ, где первое время почти не играет. Олег Ефремов дал новый творческий импульс карьере Александра Александровича: в постановках худрука прославленной сцены он сыграл лучшие свои роли – Петра Полуорлова в спектакле «Старый Новый год», Леню Шиндина в «Мы, нижеподписавшиеся», Тригорина в «Чайке» и, конечно, Ленина в пафосном «Так победим!» Характерная внешность актера на сей раз стала его козырем.

А в 33 года в его жизни случилось кино. Роли были и до захватывающего истерна «Свой среди чужих, чужой среди своих», но именно Никита Михалков вывел артиста на звездную орбиту. Его же «Раба любви» и «Неоконченная пьеса для механического пианино» утвердили Калягина в этом статусе. Роль Платонова, по словам юбиляра, унесла у него полжизни – так достоверно и тонко создавался характер истинно чеховского героя. Ради того, чтобы сыграть его, Александр Александрович за полгода сбросил 22 килограмма! Александр Адабашьян, работавший на картине, метко прозвал исполнителя Марлоном Брандо.

Но фильмом, принесший артисту всесоюзную любовь, стала комедия «Здравствуйте, я ваша тетя!» Никто на съемках и предположить не мог такого успеха. Хотя, по словам Калягина, смешного в ней было мало: разве что сцена с швырянием тортов веселила актеров до слез. Но воистину, «мы, женщины, можем делать с мужчинами все, что захотим. Это что-то!» Сдались и строгие критики, а картина до сих пор не теряет огромной зрительской аудитории.

В 1992 году, пережив вместе с Ефремовым разразившийся во МХАТе кризис, Калягин решается на свободный полет и создает собственный театр – «Et Cetera». На новой сцене худрук ставит сам и играет у других, но всегда эти спектакли становятся событием театральной жизни столицы. Комедия «Лица» по рассказам Чехова в режиссуре юбиляра до сих пор не исчезает из репертуара, пользуясь большим успехом у зрителей не только в нашей стране, но и за рубежом. Роль Папаши Убю в комедии «Король Убю» в 2003 году принесла артисту престижную «Золотую маску». Но главным постановщиком, раскрывшим новые исполнительские грани таланта Александра Александровича, стал для него Роберт Стуруа: Шейлок («Шейлок»), Крэпп («Последняя запись Крэппа») и, конечно, блистательный Просперо («Буря») выявили трагическую суть его дарования.

Поверженный, но не сломленный волшебник Просперо, лишившийся в результате дворцовых интриг герцогского титула, по воле артиста и режиссера предстает не одержимым местью безумцем, а человеком с внутренней драмой, умеющим превозмочь себя во имя справедливости. В игре Калягина ощущается христианский мотив всепрощения и античная обреченность, бессилие перед лицом рока.

В свой 75-летний юбилей народный артист по-прежнему полон творческих сил: за несколько дней до памятной даты в «Et Cetera» состоялась премьера, вновь срежиссированная Стуруа. В спектакле «Ревизор. Версия» худрук Театра неожиданно выступает в роли Хлестакова, обычно исполняемой актером другой возрастной категории. Но Александр Александрович, несомненно, даст фору молодым, а нетрадиционное прочтение классической пьесы откроет зрителю нового Калягина.

И хотя Калягин не без сарказма как-то сказал: «Когда скажут: «Калягин умер!», сразу пойдет: а, это та самая тетушка Чарлея! И не вспомнят ни Эзопа, ни Платонова, ни Чичикова, ни Ленина», мы помним его разным: и «нежной фиалкой» донной Розой, и страдающим и нервным Платоновым, и фарсовым клоунским Убю, и грандиозным Просперо, еt сetera. Само название Театра, руководимого Калягиным, утверждает, что продолжение непременно следует!

И, как говорил знаменитый персонаж артиста, «вы полюбили бы и оценили меня ещё больше, моя крошка… если б познакомились со мной поближе». К счастью, у зрителей есть такая возможность: увидеть Александра Александровича на сцене можно в спектаклях «Буря», «Шейлок» («Венецианский купец»), «Король Убю», «Подавлять и возбуждать» и других, идущих в московском театре «Et Cetera». В свои 75 юбиляр достиг не только профессиональных и должностных высот, но и добился всенародной любви, а это для артиста самое дорогое.

Фото с официальных сайтов театра «Et Cetera» и Александра Калягина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте