search
main
0

Двуликий Янус

Реформа образования – это своего рода двуликий древнеримский Янус, оба лица которого ехидно страшны по-своему, а какое ужасней, сразу и не определишь. В одну сторону смотрит ухмыляющаяся физиономия в виде трех букв «ЕГЭ», в другую – грустно-озабоченный лик аббревиатуры «СЧЗ» (стимулирующая часть зарплаты).

Реформа образования – это своего рода двуликий древнеримский Янус, оба лица которого ехидно страшны по-своему, а какое ужасней, сразу и не определишь. В одну сторону смотрит ухмыляющаяся физиономия в виде трех букв «ЕГЭ», в другую – грустно-озабоченный лик аббревиатуры «СЧЗ» (стимулирующая часть зарплаты).Новая форма оплаты труда учителей складывается из двух частей: из базовой и стимулирующей. Базовая зависит от нагрузки, разряда. Стимулирующая часть – это качество работы учителя и как предметника, и как классного руководителя. Почти со всеми пунктами этого оценочного критерия можно согласиться. Но есть и такие, которые возмущают практически всех преподавателей.Любой ученик, согласитесь, – это ребенок, для которого стимул в учении очень важен. Дети наши весьма загружены, конечно, не только домашними заданиями, которые часто доходят до катастрофических размеров, но и Всемирная паутина высасывает из них изрядное количество сил и энергии. Да наверняка каждый из вас, дорогие коллеги, был свидетелем того, что ученики не только старших классов, но и среднего звена засыпают на уроках. Как растолкать ученика, как заставить его работать, стремиться к знаниям, чтобы потом он мог сдать ЕГЭ, опираясь только на свои силы, а не на помощь по телефону? В школе единственный мощный стимулирующий рычаг – это оценка. Но оценка должна быть объективной, предельно справедливой, не завышенной и не заниженной, что одинаково пагубно влияет на формирующуюся личность.А как сегодня учителю оставаться объективным, справедливым, если оплата его труда напрямую зависит от количества положительных и отрицательных оценок, поставленных им. К сожалению, ученики все прекрасно понимают и спекулируют этим. Оценочная планка из-за того, что учитель загнан в угол, настолько занижена, что нынешние четыре балла – это зачастую еле-еле «3». Двойку сегодня практически никто не ставит. А зачем рубить сук, на котором сидишь?На мой взгляд, размер заработной платы учителя ни в коем случае не должен зависеть от количества выставленных им двоек, пятерок и т. д. Иначе любой, даже самый честный и принципиальный педагог будет вынужден (что сейчас и происходит) завышать оценки, ибо нечем ему станет кормить собственных детей, да и многие более покладистые коллеги будут смотреть на него как на ненормального.И превращается наш многострадальный учитель в лицемера: грозится, что ни одному бездельнику не поставит оценку выше, чем тот заслуживает, а подходит конец четверти или полугодия, и показатели у многих школьников резко улучшаются.Учитель обманывает ученика, себя… Да нет, не обманывает, просто деваться ему некуда. А что делать преподавателю, если от зарплаты до зарплаты дотянуть невозможно, а собственному ребенку скоро не на что будет купить даже самое необходимое?А приспособившиеся «янусята» со своими липовыми оценками и совершенно стерильными знаниями дотянут до ЕГЭ и сдадут его потом с помощью заботливых родителей намного лучше способных и кропотливых учеников.Нельзя не сказать и о другом нюансе, касающемся стимулирующей части зарплаты учителей. Во многих школах существуют гимназические классы, где учатся дети, поступившие на конкурсной основе. Уровень их подготовки на порядок выше. Естественно, учитель, работающий в таком классе, имеет больше шансов получить приличную добавку к своей основной зарплате, нежели тот, кто в поте лица трудится в обычном, а тем более в слабом классе.Тот, кто одобрил этот пункт и вставил его в перечень вопросов, по которым оценивается и начисляется стимулирующая часть заработной платы, не подумал о том, что 50 , а то и все 80 процентов учителей (и я, боже упаси, не осуждаю их) будут вынуждены растить приспособленцев, тунеядцев, невежд с материнского благословения новой реформы образования. Оценка труда любого учителя должна, я считаю, складываться не только из конечного результата, но и прежде всего из объема эмоциональных, физических усилий, вложенных им в каждого ученика, как слабоуспевающего, так и одаренного. Заведующие методобъединениями, курирующие завучи должны иметь четкую картину того, как и чем занимается учитель во внеурочное время: когда и какие дополнительные занятия он проводит, каков их уровень, как ведутся учениками специальные тетради, по какой программе работает учитель с одаренными детьми. На мой взгляд, именно такая оценка учительского труда, такое внимание со стороны администрации к нему и будут тем стимулом, который придаст педагогу сил и вдохновит его на покорение новых творческих вершин.Как бы новая реформа ни воплощалась в жизнь, главной ее целью должны быть наши дети, а именно их физическое и духовное здоровье, их интеллект, формирование в них того нравственного стержня, который станет паспортом личности.Всегда помнила слова Джона Донна, которые Эрнест Хемингуэй взял эпиграфом к своему роману «По ком звонит колокол», но сейчас я их вспоминаю практически каждый день, когда думаю о ЕГЭ и об этом антигуманном пункте по оплате учительского труда. Такое возникает чувство, что звучит набат не только по нашему образованию, но и по каждому из нас.Так хочется, чтобы звуки этого колокола услышали те, от кого зависит не только то, как и кого мы учим, но и в конечном итоге как будем жить завтра.Нина КОЗЛОВА,учитель с 20-летним стажем Владикавказ

Нина КОЗЛОВА, учитель с 20-летним стажем, Владикавказ

,

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте