search
main
0

Двухступенчатый отбор Минобразование решило поставить на нем крест

Москва, как известно, очень часто оказывается столицей скандалов. Столичные преподаватели дали повод говорить о коррупции при приеме в вузы, и по большому счету именно столичные вузы подтолкнули реформаторов к введению ЕГЭ. В самом деле, несправедливо, когда талантливые ребята из малых городов и сел не имеют возможности стать студентами из-за того, что все места задолго до вступительных экзаменов уже заняты столичными абитуриентами. Но, с другой стороны, сегодня ситуация такова, что в ближайшем будущем в пору вводить квоты для столичных выпускников. Кроме того, специалистов всерьез беспокоит возможное разрушение выстроенной за многие годы системы взаимодействия цепочки “школа – вуз”.

Всем хорошо известно, что не от хорошей жизни федеральные вузы снова повернулись несколько лет назад лицом к столичным школам. У них не было конкурса, рыночные реалии подталкивали молодежь не к учебе в высших учебных заведениях, а к торговле, коммерции и прочим выгодным в материальном плане занятиям. Кроме того, финансовое положение семей не позволяло им отсылать детей на учебу в столицу. А тем, кто решался на поездку, препятствовал разрыв в школьных и вузовских требованиях к уровню знаний. Учитывая все это, вузы и стали готовить себе студентов на школьной ступени.
За три минувших года количество московских школ, имеющих договора с вузами, возросло чуть ли не в десять раз. Сегодня таких школ 884. Такой масштаб во многом был определен решениями заседания Совета ректоров вузов Москвы и столичного Комитета образования трехлетней давности, на котором были приняты планы совместной работы.
Три года школы и вузы педантично и точно решали фундаментальные задачи, обозначенные коротко как качество, доступность и эффективность. Дело дошло до того, что в сентябре прошлого года правительство Москвы приняло постановление о взаимодействии с московскими государственными вузами федерального подчинения в 2001-2002 годах. В постановлении отмечено: высшая школа консолидирует высокий научный и промышленный потенциал для решения важнейших проблем городского хозяйства. Более того, мэр подписал решение о присуждении премии тому вузу, который наиболее успешно сотрудничает со средними школами. В минувшем году лауреатом и первым призером стал Московский энергетический институт, создавший учебный комплекс, объединяющий 26 московских и 11 подмосковных средних учебных заведений. Конечно, не все выпускники этих школ идут в МЭИ – тут главное, что институт дает хорошую подготовку и тем, кто поступает в другие вузы.
МЭИ открыл профильные группы, классы с углубленным изучением предметов, гимназические и лицейские классы. Конкурс на поступление в лицей МЭИ в Перово выше, чем конкурс в сам институт. Но вузовские преподаватели считают эту ситуацию нормальной, потому что благодаря такому двухступенчатому – школьному и вузовскому – отбору в МЭИ попадают способные ребята, и многие из них уже на первом курсе оказываются готовыми к активной учебе и научной работе, существенно лучше подготовлены, чем их однокашники, не прошедшие обучения в базовых школах.
В условиях такого сотрудничества двух ступеней образования решаются не только проблемы конкретного вуза и конкретного студента. В столице, например, всегда была острой проблема педагогических кадров. Один из старейших педвузов, МПГУ, свыше двадцати лет работает с педагогическими школами, лицеями и гимназиями, где ученики получают довузовскую подготовку с ориентацией на учительскую профессию, изучают основы педагогики, логики, риторики, психологии, приобретают первоначальные профессиональные навыки работы с детьми в дошкольных учреждениях, в начальной школе. Не случайно большинство педагогических коллективов в столице укомплектованы выпускниками МПГУ – таким образом, педагогический университет решает важную государственную задачу.
В программе “Столичное образование-3”, принятой правительством Москвы, предусмотрены создание в нынешнем году учебно-научных объединений вузов и школ, оптимизация содержания и технологии проведения совмещенных экзаменов “школа – вуз” и разработка положения о совмещенном экзамене. Однако все это поставлено под сомнение проведением эксперимента по ЕГЭ и предполагаемым введением его после получения результатов эксперимента по всей России. ЕГЭ ставит совмещенный экзамен вне закона, поэтому коллегия Минобразования РФ 12 марта 2002 года приняла решение об отмене совмещенных экзаменов с 2003 года. Вот тут-то и начался очередной скандал в столице.
Дело в том, что до сей поры вузы и школы Москвы действовали исключительно в рамках Федерального закона “Об образовании”, принятого в 1992 году, создав множество самых различных вариантов сотрудничества двух уровней образования. Конечно, можно хоть сегодня объявить эти договора о сотрудничестве несуществующими, но что делать с теми детьми, которые несколько лет назад приняли “правила игры” и поступили в те школы, которые сотрудничают с вузами и проводят с ними совмещенные (выпускные и вступительные) экзамены?
Нельзя делать вид, что все столичные школы дают качественное образование, как считает депутат Мосгордумы Е.Бунимович, массовый уход учащихся в систему экстерната ярче всего говорит об их протесте, недовольстве теми знаниями, которые подростки получают в своих школах. Но Россия заявила о том, что старшая школа станет в недалеком будущем профильной школой. Возникает вопрос: кто сделает нынешнюю качественной и профильной школой? Ректоры всерьез полагают, что без вузов не обойтись, профильная школа возможна только как результат взаимодействия с профильным вузом. Но если школа в этом заинтересована, то заинтересованность вуза в условиях отмены совмещенного экзамена становится весьма призрачной. Об этом говорили школьные и вузовские педагоги на научно-практической конференции “Взаимодействие высшей и средней школы: проблемы и перспективы развития в условиях модернизации образования”, прошедшей в МПГУ.
Сегодня мы наблюдаем своеобразный вузовский альтруизм: во имя получения “своего” абитуриента они посылают профессоров преподавать в школах, где 16-й разряд профессора не действует и оплата идет по более низкому, 12-му разряду (или вообще не идет, вуз берет все хлопоты на себя). Часто вуз помогает школе и деньгами, и оборудованием, проводит лабораторные практикумы, практики. Будут ли вузы столь альтруистичны, когда появится ЕГЭ?
С другой стороны, облагодетельствованная вузом школа имеет к нему некие претензии. Ведь, помогая, вуз пытается выстроить школу под себя, хотя ясно: не может она полностью ориентироваться на один вуз. Во-первых, при этом возникают немереные учебные нагрузки школьников, во-вторых, учащихся в какой-то мере лишают возможности выбора другого вуза. Ситуацию можно было бы изменить, отработав различные модели обучения в условиях взаимодействия “школа – вуз”, но отмена совмещенных экзаменов, по-видимому, сделает такие планы нереальными, что всех педагогов столицы сильно тревожит.
Где же выход? Участники конференции в МПГУ решили, что ведущим ученым столичных вузов имеет смысл принять участие в разработке стандартов общего среднего образования, обратив особое внимание на согласование требований этих стандартов со стандартами высшего профессионального образования; что московским школам и вузам нужно шире использовать возможности сотрудничества в рамках университетских комплексов, обобщив опыт работы образовательных учреждений по созданию системы “школа – вуз – производство” и расширив количество школ с педагогическими классами.
Отдельно в решении сказано о совмещенных экзаменах: подготовлено обращение в Минобразование РФ – учитывая положительный опыт проведения таких экзаменов в Москве, разрешить их и дальше. Тут возникает интересная коллизия. Дело в том, что министр образования РФ Владимир Филиппов уже обнародовал свою позицию, отвечая на письмо председателя Комитета образования Москвы Любови Кезиной и председателя Совета ректоров вузов Москвы и Подмосковья Игоря Федорова: министр считает, что проведение совмещенных экзаменов нарушает право равнодоступности получения высшего образования для граждан из сельской местности, других регионов, что на это неоднократно указывала Генпрокуратура РФ. Но за рамками письма, как говорят ректоры, министр обещал принять окончательное решение, учтя результаты дискуссии, которая по этому поводу развернулась в столице. Остается подождать, каким будет это решение, определяющее дальнейшее сотрудничество столичных вузов и школ.

Виктория МОЛОДЦОВА

От первого лица

Любовь КЕЗИНА, председатель Московского городского комитета образования:
– На мой взгляд, говорить о том, что недостаток московских вузов – обучение в них большого количества столичной молодежи, неправильно. Во-первых, так и должно быть – разве московские ребята должны уезжать на учебу в региональные вузы, когда столица имеет лучшие в стране учебные заведения? Во-вторых, сельские ребята должны учиться в Москве, но им по крайней мере придется обзавестись богатыми спонсорами, чтобы прожить в нашей дорогой (имею в виду цены) столице. Ответ министра на наше с Федоровым письмо нас не удовлетворил. Рушится вся работа вузов с одаренными, способными ребятами, рушатся судьбы тех школьников, что обучаются в старших классах. Думаю, родители, которые нынче умеют отстаивать и права собственные, и права детей, будут подавать в суд, тем более что Москва не включена в эксперимент по ЕГЭ. Мне кажется, Министерство образования РФ не уполномочено отменять то, что предусмотрено российским законодательством. Поэтому мы собираемся обращаться в правительство, а может быть, даже к президенту с просьбой разрешить проведение совмещенных экзаменов до тех пор, пока ЕГЭ не станет общероссийской практикой.

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования РФ:
– Никто не собирается нарушать права детей и родителей. Если школа заключила договора о сотрудничестве с вузами, то, поскольку закон обратной силы не имеет, эти договора будут действовать до окончания того срока, на который были заключены. Если договор заключен бессрочный или на работу вуза с 11-ми классами (как правило, вузы заключают договора для работы именно с выпускными классами), но вуз еще не начал работу с нынешними одиннадцатиклассниками, то, естественно, совмещенного экзамена быть уже не может. Если по договору начата работа, скажем, с 8-9-ми классами, то она продолжится до окончания этими ребятами 11-го класса, и, естественно, совмещенный экзамен для них будет проведен.
Мне часто говорят: давайте подождем с отменой совмещенного экзамена до повсеместного введения в России единого госэкзамена. Но в таком случае будет нарушаться конституционное право граждан на равные права на доступ к высшему образованию. Городская школа может заключить договор с вузом, а сельская – нет. Я не против договоров “школа – вуз”, вузовские преподаватели могут и должны работать в школе. Но после этого все – и ребята из деревни, и ребята из города – должны честно состязаться в знаниях.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте