search
main
0

Двухмерная импровизация “Поросята” – это дети, жюри или гости?

Побеждать в номинации “Информационные технологии” выгодно. На закрытии конкурса со сцены Кремлевского Дворца Владимир Монахов, ответственный секретарь Федерации Интернет Образования, пообещал, что у победителя – Максима КОНСТАНТИНОВА, учителя начальных классов Ветвеницкой начальной школы Гдовского района Псковской области, будет доступ в интернет. В кулуарах конкурса сразу же поползли слухи: “Ничего себе ФИО… Во дает! В маленькую деревеньку и выделенную линию проводят. Хорош подарок”. Слухи опровергаем. В самой федерации разговор о “выделенке” не заходил. А вот модемным или радио будет интернет – вопрос пока остается открытым.

Так все же что такое совершил Максим в Москве и чего не смогли другие? Он написал сценарий мультимедийной программы для уроков чтения в начальной школе. Ведущая деятельность у первоклассника – игровая, так почему бы не воспользоваться ею и не создать обучающую игру? Мысль не новая, на ветвеницкий лад продуманная и в компьютерную игру обращенная на конкурсе “Учитель года”, оказалась как нельзя кстати. На компьютерном сленге – двухмерная проходилка. Главное действующее лицо – герой русской народной сказки Емеля. Обучающий момент – препятствия (слоги, слова, фразы). Умение грамотно читать позволяет ребенку успешно продвигаться вперед. В игре созданы различные уровни сложности. При небольшом количестве учеников – а у Максима в классе их трое – игру можно использовать в самом уроке для индивидуальной работы.
Впрочем, победа в номинации не суть победа на конкурсе. Константинов оказался далек от “пятерки”, как и вся номинация. Подвело многое. Неумение говорить то, что нужно, там, где нужно, и тогда, когда нужно. Вот, к примеру, если через 30 секунд вам урок начинать, не стоит произносить следующую фразу: “А что, дверь так и будет открыта? А то ведь эти “поросята” все время туда и будут смотреть”. Интересно, кого он имел в виду? Подвели и обычные профессиональные ошибки. Максим Александрович давал урок-импровизацию в первом классе по теме “Звук [А], буква “А”.
– Куда мы повесим эту картинку? – Перед нашими взорами мелькали рисунки из русских сказок, те, что относились к сказке про Емелю, нужно было отсылать на правую сторону доски, те, что ко всем остальным, – на левую.
– Туда или сюда? – уточнял Константинов.
– Туда, – хором кричали дети.
– Направо или налево, – тщетно пыталась подсказать классный руководитель.
Справедливости ради стоит обратить внимание и на плюсы, тем более что они у Максима на фоне остальных претендентов на победу смотрелись вдвойне выигрышно. Первое, в уроке Константинова явно прослеживался обучающий момент. Первоклассники именно изучали букву “А”. Второе, закрепление пройденного материала как один из этапов урока все же присутствовало. И третий, пожалуй, самый главный плюс – артистизм. Что не отнять, то не отнять. В этом Максим Александрович мог поспорить разве что с Мадиной ШАКОВОЙ, учителем истории средней школы N 4 города Чегем Кабардино-Балкарской республики.
В шестом классе по истории проходят древний мир. И тема урока-импровизации поэтому звучала так: “Арабы в VI – VII веках. Зарождение ислама”. У Мадины получился бы великолепный урок, если бы не три “но”. Мешали дети – они слишком хорошо разбирались в теме и успевали раньше, чем надо, ответить на вопросы. Мешали зрители – они все замечали и заставляли нервничать. И мешали новые информационные технологии, которые умри, но в уроке использовать надо. Помогала только восточная музыка. Осталось непонятным – неужели Мадине Ахмедовне не хватило бы артистизма, чтобы держать 30 минут в напряжении шестиклашек, жюри и гостей в придачу? И правда ли, что информационные технологии – это, когда на компьютере пишешь “Классная работа. Тема урока…” и на доску сие творение проецируешь?
Все профессии важны, все профессии нужны, и поэтому “мы готовим рабочие руки для страны”, рассказывал Павел Гусев на защите своей педагогической концепции. Рассказывал интересно – про своих учеников из села, которые учатся и работают одновременно, про то, что будущее российского образования за профтехобразованием. А потом был урок в школе, в 11-м “А”, который до этого о профессии ткача слышал разве что по телевидению. И тема урока скорее для профтехучилища, чем для школьника: “Применение электронных таблиц Exel для технологических расчетов ткачества”.
“Какое отношение к ткачам имеете вы? – задает вопрос Павел Константинович и тут же отвечает: – Все, что на вас надето, создано руками ткачей”. Ребята недоуменно оглядывают себя: молодец, учитель, – мотивация к теме создана. Задача у Гусева непростая – рассчитать стоимость продукции. Тут и межпредметные связи задействованы: по какой формуле мы будем рассчитывать стоимость рулона ткани? И индивидуальный подход налицо: дети по группам над своими проектами работают – вот технолог по влагостойкости, инженер по технике безопасности и другие специалисты хитрого ткацкого дела. К каждому нужно подойти, помочь, похвалить, а если очень хорошо работает, то и оклад повысить. В конце урока – красота: все расчеты выполнены, с поставленной целью группы справились. Только при чем здесь проектный метод обучения? Где у ребят новые знания по информационным технологиям? Да и злополучный итог тоже куда-то запропастился.
Подобные же ошибки Раиса ЗАГИДУЛЛИНА из Шумовской средней школы Ульяновской области привели к тождественному фиаско. Тема урока: “Аппаратные средства ПК. Разработка проектов в текстовом редакторе Word”. И идея красивая: написать письмо о своей малой родине – Москве и переслать по электронной почте на родину учителя Раиса Рамазановича в село Шумовка. И мотивация обнаружена: шумовские школьники создали мультимедийную презентацию о своей малой родине, неужели и вам слабо? “У меня нет проблем с мотивацией, – рассказывал сторонник проектного метода обучения Раис Рамазанович на защите концепции. – Ребятам интересно выполнять подобные задания”. Московским школьникам тоже стало интересно о своей родине написать, одно маленькое “но” помешало – 20 минут оказалось маловато. В итоге дети с заданием на уроке до конца не справились. Каждый свою часть письма написал, а вот собирать воедино учителю после пришлось. Жюри же так и осталось в недоумении, что нового, кроме знаний о селе Шумовка, вынесли одиннадцатиклассники с урока Загидуллина?
Валерий ПАНОВ из средней школы N 4 города Касимова Рязанской области вошел в число 26 полуфиналистов вторым. Хотя мог бы стать первым. На защите педагогической концепции он единственный, кто поднял проблему обучения информационным технологиям: “Что меня страшит, так это имеющая место в некоторых школах подмена информатики компьютерной технологией. Они должны существовать в школе в виде двух отдельных предметов, как алгебра и геометрия, русский язык и литература. Если мы не будем обучать наших детей классической информатике в школе, тогда через несколько лет мы совсем отстанем в области создания программных продуктов и все будем закупать на Западе”.
В своей школе Валерий Алексеевич кроме информатики и компьютерной технологии ведет спецкурс “Прикладная информатика для экономических классов”. Поэтому и в московской 1317-й школе тема урока звучала так: “Атрибутика фирмы”. В Power Point▓e одиннадцатиклассники должны были создать рекламу своей фирмы. И если бы не разминка в начале урока по отработке экономических понятий, которая заняла 10 минут и оставила жюри в недоумении: “Зачем?”, быть бы Панову первым!

Дарья ЖУРАВЛЕНКО,
учитель информатики 109-й московской школы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте